В мире звуков, слогов и слов.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_slov_slogov_i_zvukov.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад №11 «Колобок»
г. Новочебоксарска Чувашской Республики
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ)
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:
«В МИРЕ СЛОВ, СЛОГОВ И ЗВУКОВ»
Автор: Александрова Татьяна
Анатольевна
г. Новочебоксарск, 2019
Образовательная деятельность: «Познавательное развитие».
Цель: систематизировать знания о слове, слоге и звуке.
Задачи:
Обучающие:
- Совершенствовать навыки звукового анализа слов.
- Формировать умение составлять схему – модель расположения гласных, согласных в слове.
- Продолжать знакомство с гласными, согласными звуками.
- Упражнять детей в умении дифференцировать звуки /с/, /з/; определять позицию звуков в слове.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух.
- Развивать мышление, речь.
- Развивать умение доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу, желание выполнить задания правильно, достичь положительного результата.
- Вызвать интерес к обучению в школе.
Речевые:
- Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Материалы:
Демонстрационный материал: магнитная доска, магнитная азбука, игрушка Буратино, 2 игрушечных домика (синий и зеленый) с окошками, мяч, кубики, на которых написана пословица «Учеба и труд – знания дают», карточки с изображением букв с пропуском элементов - А, З, Б, У, К, А.
Раздаточный материал: простые карандаши, листы бумаги (по количеству детей); карточки с изображением животных (собака, слон, носорог, лиса, сорока, коза, змея, заяц, кузнечик, тигр, крокодил); красные и серые квадратики (по 10 на каждого ребенка).
Методические приемы: игровые, словесные, наглядные.
Форма проведения: сюжетно – игровая.
Ход образовательной деятельности.
Дети, сегодня у нас в гостях Буратино. (Показываю игрушку Буратино). Но что с ним? Почему он такой грустный? Давайте спросим его, что случилось. (Буратино « говорит что-то» на ухо воспитателю). Вот в чем дело, оказывается, Буратино пришел к нам за помощью. Папа Карло отправил его в школу, но Буратино на уроке был невнимательным, вертелся, не слушал учителя и теперь не знает, как выполнить домашнее задание. Он просит вас помочь ему. Поможем Буратино? (Ответы детей). Дети садятся за столы. Буратино сажаем за стул.
Послушайте внимательно, какое первое задание у Буратино. Нужно определить сколько слогов в слоге и составить схему слогоделения слова. Вспомним, что такое слог. (Слог – это часть слова). Как мы составляем схему слова? (Рисуем столько черточек, сколько слогов в слове). Я буду называть слова, а вы начертите схемы этих слова. Школа, мел, ученик, парта, карандаш. (Дети составляют схему на листах бумаги). А теперь давайте проверим, правильно ли мы составили схемы этих слов. (Имя ребенка), сколько полосок ты начертила к первому слову «школа»? Почему ты начертила 2 полоски? Назови первый слог. Теперь второй. Все согласны с (имя ребенка)? (Аналогично проверяем остальные схемы). Молодцы, ребята, вы верно выполнили это задание. Буратино, ты понял, как делить слова на слоги и составлять к ним схемы?
А теперь мы попробуем преобразовывать слова. Скажите, дети, сколько слогов в слове лист? (Ответы). Как можно преобразовать это слово, чтобы в нем стало два слога? (лис-тик). А можно изменить это слово так, чтобы в нем было три слога? (лис-то-чек). (Преобразование слов гриб – гри-бок – гри-бо-чек; круг – кру-жок – кру-жо-чек).
В сказочном городе, где живет Буратино, построили два дома для животных. В домике с синей крышей должны жить животные, в названии которых слышится звук /с/, а в домике с зеленой крышей – в названии которых слышится звук /з/. Буратино просит вас помочь ему правильно расселить животных по домикам. (На подставке стоят два игрушечных домика с окошками. Дети из конвертов достают карточки с изображением животных и ставят их в окошечке в соответствии с заданием. Проверка выполнения задания) Посмотрите, правильно ли мы расселили животных по домикам. (Имя ребенка), почему ты зебру поселила в домик с зеленой крышей? Где слышится звук /з/: в начале, середине или в конце слова? А ты, (имя ребенка), почему лису поселил в домик с синей крышей? Где слышится звук /с/ в этом слове? Почему тигр и крокодил остались без домика? (Ответы). Ну что же, вы правильно расселили животных по домам и смогли объяснить, почему вы сделали именно так. А сейчас Буратино хотел бы с вами немного поиграть. (Дети встают в круг. Проводится словесная игра «Наоборот» с мячом). Я называю слово, кто поймает мяч, говорит слово с противоположным значением. Зима – (лето), день – (ночь), север – (юг), яркий – (тусклый), вход – (выход), чистить – (пачкать), сахар – (соль), внимательный – (рассеянный), грустить – (радоваться), великан – (карлик), труд – (лень). (Затем проводится игра «Выбери правильный вариант». Называются следующие варианты слов и словосочетаний:
пара носок или пара носков;
много помидор или много помидоров;
звОнит или звонИт;
нет полотенцев или нет полотенец;
много апельсин или много апельсинов.
Дети выбираю правильный вариант, садятся за столы).
Ребята, Буратино рассказал, что они в школе изучает гласные и согласные звуки. Но Буратино их пока путает. Поможем разобраться, какие звуки гласные, а какие согласные. Послушайте стихотворение о гласных звуках.
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу аукать и звать,
И в колыбельке Аленку баюкать,
Но не желают шипеть и ворчать.
Послушай, Буратино, какие гласные звуки мы знаем. (Произносим с детьми плавно - а-а, -о-о, -у-у, -и-и, -э-э, -ы-ы. Гласных звуков всего 6. Почему их можно произносить плавно и длительное время? (При произношении гласный звук идет свободно, не встречает преграды). А как произносятся согласные в словах? (Отрывисто, кратко). Почему? (При произношении согласных воздух во рту встречает препятствие). Согласных звуков гораздо больше, чем гласных. (Чтение стиха о согласных).
А согласные согласны
Шелестеть, рычать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Какой согласный звук может рычать? (-р-р). Шипеть? (-ш-ш). Звенеть? (-з-з). Жжужать? (-ж-ж). Фыркать? (-ф-ф). Слышите, какие шумные и беспокойные эти согласные звуки.
Гласные и согласные в словах располагаются по-разному. Сейчас мы попробуем составить схемы – модели расположения гласных и согласных в словах. Гласные звуки будут обозначаться красными квадратиками, а согласные пока – серыми. (Дети составляют схемы – модели к словам «дом», «луна». Проверка). (Имя ребенка, почему в слове «дом» у тебя первым стоит серый квадрат? Какого цвета второй квадрат? Почему? А какого цвета третий квадрат? Почему? Все ли с этим согласны? Какая схема – модель получилась во втором слове «луна». (Дети объясняют, почему они расположили серые и красные квадратики в такой последовательности). А сможете ли вы по схеме придумать слово? (На наборном полотне дана следующая схема с к с . Дети называют слова). Молодцы, дети! Буратино теперь не будет путать гласные и согласные звуки.
В школе Буратино учится читать. А что нужно знать для того, чтобы научится читать? (Буквы). А чем отличается буква от звука? (Буквы мы видим, можем написать, а звуки мы произносим, слышим). Правильно, дети. С помощью букв мы можем написать любое слово. Давайте напишем печатными буквами слово «мир». (Дети называют последовательность звуков, а воспитатель с помощью магнитной азбуки выкладывает это слово «мир». Затем проводится слого – звуковой анализ слов «Родина» и «дружба»). Повторите слово «Родина» хором и определите, сколько в нем слогов. Произнесите первый слог. Сколько звуков слышите в этом слоге? Назовите их. Назовите второй слог. Сколько звуков во втором слоге? Назовите звуки. (Воспитатель выкладывает слово «Родина» на полотне, дети читают слово. Аналогичная работа со словом «дружба»). Мы с вами напечатали и прочитали очень важные слова.
Буратино рассказал, что должен принести в школу книгу, название которой было записано вот на этих карточка. (Показываю карточки). Но дома у Буратино живет жук-Буквоед, он испортил буквы: съел половину букв. Сможете ли вы помочь Буратино? Догадаетесь ли вы, что здесь написано? (Дети работают с карточками с пропуском элементов букв и карандашами. Дети восстанавливают буквы, складывают слово «азбука», читают). Буратино, ты слышишь какую книгу тебе нужно принести? (Буратино благодарит детей за помощь). Молодцы, ребята! Буратино просит помочь выполнить последнее задание. Надо прочитать предложение, в котором слова перепутались. (Дети составляют пословицу из слов «Учеба и труд – знания дают». Буратино прощается и уходит).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Инструменты"
Данная игра способствует автоматизации звука Л в словах и слогах, а также способствует развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначина для детей старшего дошкольного возр...
Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Мебель".
Данная игра способтвует автоматизации звука Л в слогах и словах, а также способствует развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначена для детей старшего дошкольного...
Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах с прямым слогом.
Конспект индивидуального занятия в старшей группе Тема: Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах с прямым слогом. Цель: Автоматизировать звук «Ж» в прямых слогах и словах с пр...
Автоматизация звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом....
Подготовка детей к обучению грамоте "Определение количества слогов в словах. Нахождение определенного звука в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука."
Цель: упражнение детей в определении количества слогов в словахЗадачи:Образовательные: составлении предложений и их графической записи; закреплять знания о предложении (количество и порядок слов); учи...
Автоматизация звука Ш в изолированной позиции, в прямых слогах, в словах с прямыми слогами. ФНР: Дислалия
конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшей группы...