Тема: Звуки [р, р’], буква Р.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Рябикова Ирина Владимировна

Занятие для дошкольников 5-6 лет по обучению грамоте. Знакомство со звуками [р, р’], буквой Р. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_bukva_r_2.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки [р, р’], буква Р.

Цель: знакомство со звуками [р, р’], буквой Р.

Задачи:

  • знакомить со звуками [р, р’], формировать умение выделять звуки [р, р’] в звучащих словах, знакомить с буквой Р;
  • развивать фонематический слух, память, внимание, словарный запас обучающихся;
  • воспитывать любознательность, уважение к мнению других людей.

Оборудование: карта сказочного места; куклы Рома, Рита; рюкзачки зелёного и синего цветов; картинки со звуками [р, р’]; «фонарики» синего и зеленого цвета; изображение буквы Р; картинки «На что похожа буква Р»; карандаши, простой карандаш, листочки для индивидуальной работы.

Ход занятия:

1.Оргмомент.

Добрый день! Веселый час!

Очень рада видеть вас.

Вы друг к другу повернитесь, улыбнитесь.

И тихонечко садитесь.

2. Подготовительный этап.

Введение в игровую ситуацию.

- Сегодня я вас познакомлю с двумя друзьями: Ромой и Риммой. Они всегда вместе: играют, учатся и даже ходят в походы.

- Вы знаете, что такое поход? (ответы детей и комментарии педагога).

- Ребята решили с пользой сходить в поход и узнать, есть ли вокруг предметы со звуками, с которых начинаются их имена.

- Ребята к походу серьёзно готовятся. Они раздобыли карту необычного, сказочного места. А вы не заметили ничего странного? (работа с картой: буквы превратились в предметы, например, буква М – в горы, А- в ствол березы и т.д…)

- Вы заметили, что на одной стороне ручья оказались буквы гласных звуков, а на другой - согласных звуков. Если они перейдут по мостику, то мы сможем прочитать с ними слоги, а самые внимательные заметят среди них и слова:

МЫ   ЛО   ЛУ  НА  ЛА  МА  НО

- А с каких же звуков начинаются имена друзей?

3. Основной этап.

Выделение звука, работа над звуком.

-Давайте послушаем, с какого звука начинается имя Рома.( [р]) . Какой он и почему? (Воздух выходит с трудом, не поётся, значит это согласный звук) Произнесем еще раз и послушаем как он звучит.( твердо).

«Фонарик» синего цвета прикрепляем   на доску.

- Послушаем, с какого звука начинается имя Римма ( [р’]. Какой этот звук и  почему? (Тоже не поётся, значит и  этот звук согласный) Произнесем еще раз и послушаем как он звучит.( мягко).

«Фонарик» зеленого цвета прикрепляем   на доску.

Работа со звуками.

- В походе одной карты недостаточно. Надо взять рюкзачки и сложить в него необходимые вещи. Один рюкзак Ромы, а другой Риммы. Как вы думаете, у кого какой? (Рома-синий, Римма-зелёный)

- Роме положим вещи со звуком [р], Римме - со звуком [р’]. (дети показывают «фонарики» синего или зеленого цвета. Картинки: ручка, ремень, кружка, сухарики, топор, фонарь распределяем под рюкзачками).

- В походе ребята оказались на лесной полянке, (осенняя картина) посмотрели вокруг, и увидели много предметов, в названии которых есть их звуки [р, р’]. Как вы думаете, что они заметили (берёзки, деревья, грибы, бревно, корзинка, трава, тропинка, куртка …)

Физминутка.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели.
Бабочки летали, крыльями махали.
 А мы дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли, но немножечко устали.

Сели посидели, встали побежали.

Знакомство с буквой

- Пришли ребята из похода и захотелось им познакомиться с буквой, которая обозначает звуки [р, р’].

- Кто знает, как она называется? Это она?

Звука два, а буква у них одна

- Почему двухцветная?

- Присмотритесь на что похожа буква Р? (ответы детей)                

Буква Р на мачте парус

Вдаль плывёт, небес касаясь.

- Постройте букву Р с помощью пальцев рук.

-  Раскрасьте букву Р (работа на индивидуальных листах.)

-  Найдите Р среди букв и обведите их. (работа на индивидуальных листах.)

 

Итог занятия

Хорошо мы погуляли.

Звуки новые узнали .

- Какие? Расскажите о них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Тема "Тема: Звуки С, СЬ. Буква С."

Тема: Звуки  С, СЬ. Буква С.    Цели:Знакомство и уточнение артикуляции звуков С СЬ, знакомство с буквой С.Дифференциация С, СЬ в словах, фразах, связной речи.Развитие фонемат...

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.

Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...