формирование звуковой стороны речи у дошкольников.
консультация по обучению грамоте (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zvukovoy_storony_rechi.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование звуковой стороны речи».
В последние десятилетия начало резко увеличиваться количество детей дошкольного возраста, страдающих нарушениями той или иной стороны речи. Причин этому несколько.
Во – первых, большинство родителей практически перестало разговаривать со своими детьми. Это происходит и потому, что рабочее время взрослого увеличивается, а время досуга становится все меньше.
Во – вторых, многим детям общение с родителями заменили гаджеты.
В – третьих, некоторые родители до сих пор считают, что развитием ребенка должны заниматься государственные учреждения.
Четвертая причина, возможно, покажется крайне странной и необычной. Дети перестали принимать жесткую пищу (сырую морковь, капусту, репу). Мышцы артикуляционного аппарата вследствие этого оказываются слабо развитыми. Недоразвитость речевого аппарата ведет к недоразвитию речи у детей – дошкольников.
Речь, как мы все с вами знаем, «не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития». Полноценная гармоничная речь должна быть не только грамматически и лексически правильно оформленной, но четкой и безупречной в плане звукопроизношения, а также звуко - слоговой наполняемости слов.
Если ребенок имеет нарушения в звукопроизношении, требуется кропотливая работа над их исправлением. Процесс коррекции речи часто бывает сложным и длительным. Он требует от ребенка внимания, усидчивости, устойчивости и работоспособности.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.
Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития:
одни уже к 3 годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство, особенно в первой младшей группе.
Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: "апипед" вместо велосипед), неправильное ударение и др.
Все эти несовершенства в основном временные и в ходе общего речевого развития постепенно исчезают.
В этом возрасте у детей начинает появляться и особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, выяснить их происхождение (например, почему трамвай называется трамваем), создают свои слова, т. е. занимаются словотворчеством (например, говорят "копатки" вместо лопатки).
Дети все чаще обращают внимание на звуковое оформление слов. Нередко это выражается в том, что малыши пытаются исправлять плохо говорящих сверстников, предлагают им свой (хотя и не всегда верный) образец произнесения слова.
Но в этом возрасте дети еще не могут определить (и тем более указать), какой звук или что в слове произнесено неправильно, хотя уже могут подметить несоответствие в звуковом оформлении слов.
Младшие дошкольники уже воспринимают слово как смысловую единицу речи. Со словом они соотносят конкретный предмет, качество предмета, действие, которое с ним совершается.
Но они еще не могут самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установить их последовательность, разложить слово на части (слоги, звуки), т. е. звуковой анализ слова им пока еще недоступен.
Подготавливать их к этому необходимо, поскольку в будущем умение детей производить звуковой анализ очень поможет при обучении их грамоте.
На данном возрастном этапе нужно учить детей, прежде всего, четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. При этом очень важен образец речи воспитателя.
Например, уточняя и закрепляя правильное произношение детьми отдельных звуков, необходимо использовать прием интонационного выделения их голосом, т. е. произносить определенный звук в словах немного громче, протяжнее: зззайка, коззза (при закреплении звука з), и предлагает малышам, затем повторить эти слова так же.
Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые дети, особенно первой младшей группы, говорят очень тихо, чуть слышно (особенно на занятиях), другие - крикливо.
Не все могут управлять своим голосовым аппаратом, регулировать громкость своего голоса, скорость произнесения слов.
Необходимо обращать внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко) и в различном темпе (быстро, умеренно, медленно), предлагать говорить и отвечать на вопросы достаточно громко, неторопливо.
Нужно учить детей различать на слух, как громко и с какой скоростью говорят окружающие и они сами. В данном случае тоже очень большое значение имеет образец речи воспитателя, громкое или тихое, быстрое или медленное произнесение им отдельных слов или фраз и последующее воспроизведение их детьми с заданной громкостью или в определенном темпе. Работа эта проводится нами согласно программе систематически и планомерно в течение всего учебного года.
Предлагаемые ниже игры и упражнения мы используем на занятиях как часть работы по воспитанию звуковой культуры речи.
Проводя их, мы учим детей внимательно слушать речь окружающих, понимать ее, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания и слова, скорость их произнесения, т. е. развиваем у детей слуховое внимание и слуховое восприятие.
Для закрепления правильного произношения звуков, для улучшения словопроизношения, для развития слухового восприятия, кроме предлагаемых игр и упражнений, широко используем дополнительный речевой материал: потешки, небольшие стихотворения, считалочки и пр. Совместное чтение потешек, стихов, задания на договаривание слов приучают детей внимательно слушать, подбирать рифмующиеся слова, четко и достаточно громко их произносить.
Развитию слухового внимания очень способствует и отгадывание загадок. Начиная с первой младшей группы, необходимо предлагать детям небольшие загадки, построенные на звукоподражании, помогающем найти ключ к отгадке.
В качестве вспомогательных средств мы используем игрушки или предметы. В дальнейшем можно предложить детям отгадывать загадки без опоры на предметы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр и упражнений в формировании звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
Этапы логопедической работы по формированию звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....
Формирование звуковой стороны речи
Игры и упражнения для детей младших дошкольных групп...
Рабочая программа учителя-логопеда «Формирование звуковой стороны речи у детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения»
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, законом Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае...
Основные закономерности формирования звуковой стороны речи дошкольников
Усвоение ребёнком звуковой стороны слова – сложный процесс. И именно овладение звуко-буквенным анализом – это основа для успешного обучения грамоте. Если дети не научатся правильно п...
Формирование звуковой стороны речи у детей средней группы
В статье говорится о звуковой стороне речи у детей средней группы и методах ее развития и совершенствования...
Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика – важное средство формирования и коррекции звуковой стороны речи у дошкольников»
План-конспект мастер-класса для педагогов ДОУ...
"Формирование звуковой стороны речи у младших дошкольников"
quot;Формирование звуковой стороны речи у младших дошкольников"...