Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика – важное средство формирования и коррекции звуковой стороны речи у дошкольников»
методическая разработка по логопедии
Предварительный просмотр:
План-конспект
мастер-класса
«Артикуляционная гимнастика – важное средство формирования и коррекции звуковой стороны речи у дошкольников»
Участники: педагоги и специалисты ДОУ.
Подготовка помещения:
- тема мастер-класса;
- столы, стулья (по количеству участников);
- стол, стулья, зеркало для индивидуальной работы с ребенком;
- папка-раскладушка «Артикуляционная гимнастика»;
- комплексы артикуляционной гимнастики для выработки артикуляционных укладов различных групп звуков;
- выставка литературы по теме мастер-класса.
- словарь специальных терминов
Оборудование:
- доска интерактивная
- профиль органов артикуляции;
- маркеры цветные;
- игра «Собери звук»;
- артикуляционные упражнения в картинках;
- памятка «Артикуляционная гимнастика» (по количеству участников);
- игрушка – щенок;
- мяч.
Раздаточный материал (по количеству участников):
- индивидуальное зеркало;
- профиль органов артикуляции;
- маркер цветной;
- пластилиновый «язычок»;
- ватный шарик;
- салфетки бумажные.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе освоения опыта учителя-логопеда по развитию артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.
Задачи: обучение воспитателей некоторым методам и приемам работы по формированию артикуляционной моторики у дошкольников; формирование умения подбирать упражнения артикуляционной гимнастики для определенной группы звуков.
Ход проведения мастер-класса.
- Организационный момент.
Сообщение темы мастер-класса.
Постановка цели и задач мастер-класса.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Уважаемые гости, коллеги, здравствуйте! Я рада, что вы пришли на мой мастер-класс, тема которого «Артикуляционная гимнастика – важное средство формирования и коррекции звуковой стороны речи у дошкольников».
В рамках нашей встречи мне хотелось бы оказать вам практическую помощь в работе по развитию речи воспитанников, а именно их артикуляционной моторики, показать значимость этой работы, и уточнить основные требования к проведению артикуляционной гимнастики.
Вашему вниманию будет представлен фрагмент индивидуального занятия с ребенком, а также мы проведем практическое занятие, в ходе которых я познакомлю Вас с некоторыми методами и приемами работы.
- Активизация деятельности участников мастер-класса. Разминка.
Для начала давайте проведем разминку, вспомним некоторые специальные термины (интерактивная доска):
- исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком;
- членораздельный элемент произносимой речи, образуемый с помощью речевых органов;
- деятельность органов речи, необходимая для произнесения отдельных звуков и их комплексов;
- мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой, расположенный в ротовой полости, участвующий в жевании и артикуляции;
- совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата;
- инструмент, предназначенный для механического воздействия на язык при постановке и коррекции некоторых звуков речи;
- движения мышц лица, глаз, отражающие разнообразные чувства человека;
- совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Ответы: речь; звук; артикуляция; язык; голос; зонд; мимика; артикуляционная гимнастика.
- Вступительное слово учителя-логопеда по теоретическим основам и актуальности данной темы.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно и ясно выражать свои мысли и желания. И наоборот, любые речевые трудности накладывают отпечаток на характер человека – он становится замкнутым, скованным в общении, избегает контактов.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим звуки речи, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и четко дифференцированной работе органов речи.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
- Краткое изложение основ собственной системы работы. Представление опыта работы путем комментированного показа основных приемов и методов работы.
Начиная работу по коррекции звуковой стороны речи, я провожу с детьми занятия – логотренинги. Цель таких занятий – привлечь внимание дошкольников к речевой деятельности, обратить внимание на строение артикуляционного аппарата, учить называть и показывать органы речи и их части у себя, на муляже, на картинке, а также выполнять основные движения. Кроме того, на этих занятиях я напоминаю детям основные правила ухода за ротовой полостью. Перед моим занятием дети обязательно моют руки, очищают ротовую и носовую полости.
В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, щеки). Возьмите, пожалуйста, красный маркер и отметьте на своих схемах эти органы. Безусловно, обучаем, играя.
Отгадайте загадку: Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Конечно, это наш дружок – краснощекий Язычок (игрушка). Вот такую игрушку я сшила специально для занятий. Согласитесь, гораздо интереснее выполнять задания, преодолевать трудности и чему-то учиться вместе с другом. Язычок – наш гость на занятиях, он разговаривает с ребенком, показывает различные движения, контролирует, хвалит ребенка, малыш старается ему понравиться – то есть обеспечивает необходимый эмоциональный настрой.
Этот маленький жружок-
Наш весёлый Язычок.
Чтоб он сильным был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом шутя.
В этом возрасте детям доступно выполнение простейших артикуляционных и мимических упражнений.
Вначале учу детей выполнению статических упражнений:
- карточка-упражнение «Улыбка» Растянули губки, показали зубки
Улыбнулись мило – это так красиво!
Улыбаемся открытой улыбкой, обращаем внимание ребенка на то, что стали видны верхние и нижние зубы.
Основная трудность, которая возникает у детей – удержание заданной артикуляционной позы в течение некоторого времени. Для этого возможно применение вот такого занимательного игрового материала: бусы, фишки, песочные часы, клоун-указка.
Динамические упражнения также сложны, здесь необходимо следить за плавностью, четким переключением движений.
- карточка-упражнение «Часики» Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так!
День и ночь мы идем,
Никогда не устаем!
Здесь также помогает ритмичный счет: «раз, два – раз, два…».
В старшем дошкольном возрасте детям доступны такие понятия, как «нёбо». «альвеолы», «уздечка», а также название частей некоторых органов (кончик языка, спинка языка, корень языка и др.). И здесь нам поможет Язычок: вот у него спинка, вот кончик, корень…
Соответственно и усложняются артикуляционные упражнения.
- карточка-упражнение «Лопатка»
- карточка-упражнение «Иголочка»
Параллельно, развивая у дошкольников фонематические процессы, отрабатывается произношение гласных звуков. Это также отличная тренировка артикуляционных органов, в частности, губ.
- карточки символы гласных звуков: произносим вместе со мной по карточке, четко артикулируем, помним, что геометрическая фигура на карточке напоминает положение губ при произнесении звука.
- карточки-символы гласных звуков:
«Звуки гласные поём мы с мячом моим вдвоём» (игра с мячом). Перекатываем мяч и длительно произносим звук.
- карточки-символы звуков а, о, и: проговариваем звуковой ряд, четко артикулируем и плавно переключаем движения губ.
Кроме того, для развития артикуляционной моторики я использую комплексы артикуляционной гимнастики «Сказки о Весёлом Язычке». Так как эти упражнения интересны при фронтальной работе, то давать их нужно постепенно, по мере овладения детьми основными движениями:
Погулять язык собрался.
Он умылся, причесался,
На прохожих оглянулся.
Вправо, влево повернулся.
Вниз упал, наверх полез –
Раз! – и в ротике исчез.
При формировании правильного звукопроизношения, кроме развития артикуляционной моторики, необходимо позаботиться и о развитии речевого дыхания. Дыхание является физиологической основой речи – для образования любого звука необходима определенной силы воздушная струя. Так как у детей с речевыми нарушениями чаще всего бывает слабое, поверхностное дыхание, его бывает недостаточно для произнесения звуков. В комплекс артикуляционной гимнастики я обязательно включаю упражнения на развитие силы и длительности воздушной струи.
«Вертушка»
«Море в стакане»
«Загони мяч в ворота»
«Автомобилист»
«Бабочки»
«Снежинки»
Следим, чтобы ребенок делал глубокий вдох носом и плавно выдыхал через рот. Подобные упражнения должны быть строго дозированы, чтобы предупредить возможное головокружение – не более 5 – 7 повторений.
- Фрагмент индивидуального занятия с ребенком (артикуляционная гимнастика).
6. Релаксационная пауза для участников семинара.
7. Практическое занятие с участниками мастер-класса.
Тренинг в подборе и выполнении артикуляционных упражнений для выработки артикуляционного уклада шипящих звуков.
Прежде всего, мы должны научиться ощущать и описывать положение органов речи при произнесении данного звука. Важно: артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый артикуляционный уклад, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы.
- Будьте добры, возьмите зеркало в руки и произнесите звук Ш – длительно, утрированно…
- Скажите, какое положение принимают ваши губы? (игра «Собери звук»)
- Зубы?
- Язык?
- Воздушная струя теплая или холодная?
- Голосовые связки сомкнуты или разомкнуты? (тактильно-вибрационный контроль)
Теперь, зная правильную артикуляцию звука, подбираем упражнения для артикуляционной гимнастики.
- карточка-упражнение «Хоботок» К нам пришел индийский слон,
Хобот к детям тянет он.
- карточка-упражнение «Блинчик» Мама блинчики пекла,
Малышам своим дала:
Саше два, Маше два!
- карточка-упражнение «Чашечка»
Выполнить это упражнение с первого показа получается не всегда. Поможем ребенку, вылепим из пластилинового «блинчика» «чашечку» (лепка).
- Повторное выполнение упражнения «Чашечка».
Для произнесения звука Ш нужна сильная длительная воздушная струя, направленная вверх.
- Тренировка – выполнение упражнения «Сдуй снежинку с носа».
Благодарю вас, коллеги, вы замечательно работали сегодня. Если необходимо, воспользуйтесь салфеткой.
8. Подведение итогов работы.
Уважаемые коллеги! Я предложила вашему вниманию основные методы и приемы развития подвижности и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата. В заключение мне хотелось бы кратко резюмировать правила проведения артикуляционной гимнастики, которые вы в свою очередь могли бы рекомендовать родителям для работы с детьми.
- Артикуляционные упражнения выполняются вначале перед зеркалом для обеспечения зрительного контроля, затем на основе собственных кинестетических ощущений.
- Упражнения артикуляционной гимнастики необходимо выполнять неоднократно в течение дня, лучше это делать до еды, либо спустя 1,5 – 2 часа.
- Каждое упражнение выполняется от 5 до 15 раз. Возможно выполнение упражнений под счет, хлопки, под музыку.
- Необходимо сочетать в одном комплексе статические и динамические упражнения для всех подвижных органов речи.
- Упражнения артикуляционной гимнастики желательно и возможно сочетать с упражнениями для развития дыхания и мелкой моторики.
Предлагаю вашему вниманию памятки с указаниями к проведению артикуляционной гимнастики. Надеюсь, что предложенный опыт моей работы будет востребован в вашей практической деятельности.
9. Обмен мнениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных ортодонтических средств в коррекции нарушений звуковой стороны речи у дошкольников. Методическое пособие для логопедов и родителей.
В пособии систематизированы сведения о различных аномалиях зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки у детей дошкольного возраста, которые обуславливают нарушения формирова...
Мастер-класс для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"
Мастер-класс с использованием ИКТ-технологий...
Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...
Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"
Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"...
Статья "Артикуляционная гимнастика как средство формирования звуковой культуры речи дошкольников"
В статье отмечается актуальность артикуляционной гимнастики для развития речи ребенка, даны рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики, приведены основные виды упражнений для губ, щек...
Доклад на тему: «Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи»
Доклад на тему: «Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи»План доклада:1.Формирование речевых навыков2.Формирование звуковой культуры речи3.Ар...
Мастер-класс:Игровая артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза;она включает упражнения для тренировки подвижност...