Программа дополнительного образования студии "АБВГдейка"
рабочая программа по обучению грамоте

Назина Екатерина Владимировна

Программа составлена на основе методики Н.С. Жуковой, программы «Ломоносовская школа» С.В. Пятак, В. А. Ягупова, В. В. Коноваленко. Сформирован блок  занятий рассчитанный на двухлетний срок обучения (1-й год обучения - для детей 4-5 лет; 2-й год обучения для детей 5-6 лет) чтению в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _shablon_rabochey_programmy_do.docx61 КБ

Предварительный просмотр:

UnescoЗ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2072»

E-mail:2072@edu.mos.ru111394   Москва, ул. Утренняя, 12    http://sch2072v.mskobr.ru

Телефон, факс:  (495) 306-47-37, тел. (495) 306-45-20    E-mail:2072@edu.mos.ru

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

Протокол №_________

«_____»______________20____ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа № 2072

_________________/Ю.В.Замятина/

«_____»______________20____ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«АБВГдейка»

Направленность: социально-педагогическая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 4-5 лет

Срок реализации: 34 недели (68 часов)

Автор-составитель:

Назина Екатерина Владимировна,

педагог дополнительного образования

 

Москва, 2018

Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность программы
  • Процесс обучения чтению очень интересный, занимательный и захватывающий ребенка, но трудный и ответственный. Если ребенок не сможет правильно, бегло, выразительно читать, он не сможет овладеть грамотным письмом, не научится решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, развить интерес к самостоятельному чтению.
  • Обучение чтению является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка, его благополучия в дальнейшем.
  • Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Цель реализации программы:

  • Обучение детей чтению в игровой форме и форме занятий, развитие речи, развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.

Задачи реализации программы:

  • - подготовка к обучению чтению: обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.
  • - учим буквы: полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.
  • - запоминаем слоги: научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние - "чтение" слога.

Категория учащихся: Средняя, старшая группа (4-5 лет)

Форма обучения: групповая.

Режим занятий: 2  раза в неделю (по 30 минут)

Срок реализации программы: 34 недели (68 часов)

Планируемые результаты:

В результате обучения учащиеся будут

знать:

  • правила безопасной работы;
  • читать слоги:
  • как писать буквы;
  • сочетание двух гласных;
  • сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
  • сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
  • односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);
  • двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
  • двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
  • понимать прочитанное.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебный (тематический) план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Гласные буквы

10

3

7

2

Согласные буквы

23

5

18

3

Читаем слоги

35

7

28

2.2. Содержание изучаемого материала

Раздел 1. «Гласные буквы»

Тема:

1.1.Знакомство с гласными буквами.

1.2. Учимся писать гласные буквы.

1.3. Учимся читать гласные буквы по одной и слитно.

1.4. Закрепление выученной буквы: находим букву в слове (письменно и  на слух), называемся слова на знакомый звук.

Раздел 2. «Согласные буквы»

Тема:

2.1.Знакомство с согласными буквами.

2.2. Учимся писать согласные буквы.

2.3. Учимся читать согласные буквы по одной и слитно с гласной.

2.4. Закрепление выученной буквы: находим букву в слове (письменно и на слух), называемся слова на знакомый звук, записываем слог с новой согласной буквой.

Раздел 3. Читаем слоги.

Тема:

3.1. Учимся произносить слитно слоги.

3.2. Учимся писать слоги.

3.3. Учимся читать слоги.

3.4. Учимся составлять слова из слогов.

3.5. Учимся читать слова.

Теория (15 часов).

Практика (53 часа).

2.3. Календарный тематический план (Приложение 1)

Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-технические условия реализации Программы

1. Кабинет дополнительного образования.

2. Компьютер и проекционная аппаратура

3. Рабочая тетрадь на каждого ребенка (Ломоносовская школа, автор Пятак С.В.)

4. Карандаши на каждого ребенка 6 цветов, простой карандаш, ластик, точилка.

5. Наборы слогов, тематические картинки, разрезные карточки со слогами и т.д.

3.2. Учебно – методическое и информационное обеспечение Программы

Нормативные акты

  1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ),
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  3. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р,
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14),
  5. Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30). 
  6. Учебный план дополнительного образования ГБОУ Школа 2072 на 2018-2019 учебный год.

Литература для учителя

  1. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. - М. Изд. ГНОМ и Д, 2004.
  2. 18 знаменитых азбук в одной книге. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
  3. Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. – Издательство

«Просвещение». Москва. 1965.

  1. Занимательное азбуковедение. / Сост. В. В. Волина- М. Просвещение. 1991.
  2. Обучение дошкольников грамоте. Л. Е. Журова и др. - М. : Школа- Пресс, 1998
  3. Буквы и слоги. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.

Литература для учащихся

  1. Тетрадь ломоносовская школа С.В.Пятак издательство Эксмодетство, москва 2017 год 1 часть, 2 часть.

Приложение 1

«Утверждаю»

Старший методист

/                                  /

               ФИО                                       подпись

«_____»____________2018 г.

Календарный тематический план

Группы по дополнительной общеобразовательной программе

«АБВГдейка»

68 часов

с «01» октября 2018 г. по «31» мая 2019 г.

№ урока

Название темы занятия

Кол-во часов

Дата (месяц)

Знакомство со звуком и буквой О.

1

Октябрь

Знакомство со звуком и буквой А.

1

Октябрь

Знакомство со звуком и буквой У.

1

Октябрь

Знакомство со звуком и буквой Ы.

1

Октябрь

Знакомство со звуком и буквой Э.

1

Октябрь

Знакомство со звуком и буквой Ё.

1

Октябрь

Знакомство со звуком и буквой Я.

1

Октябрь

Знакомство со звуком и буквой Ю.

1

Октябрь

Знакомство со звуком и буквой И.

1

Октябрь

  1. .

Знакомство со звуком и буквой Е.

1

Ноябрь

Знакомство со звуком и буквой Л.

1

Ноябрь

Знакомство со звуком и буквой М.

1

Ноябрь

Знакомство со звуком и буквой Н.

1

Ноябрь

Знакомство со звуком и буквой Р.

1

Ноябрь

Знакомство со звуком и буквой Б.

1

Ноябрь

Знакомство со звуком и буквой П.

1

Ноябрь

Знакомство со звуком и буквой В.

1

Ноябрь

Знакомство со звуком и буквой Ф.

1

Декабрь

Знакомство со звуком и буквой Г.

1

Декабрь

Знакомство со звуком и буквой К.

1

Декабрь

Знакомство со звуком и буквой Д.

1

Декабрь

Знакомство со звуком и буквой Т.

1

Декабрь

Знакомство со звуком и буквой Ж.

1

Декабрь

Знакомство со звуком и буквой Ш.

1

Декабрь

Знакомство со звуком и буквой З.

1

Декабрь

Знакомство со звуком и буквой С.

1

Январь

Знакомство со звуком и буквой Й.

1

Январь

Знакомство со звуком и буквой Х.

1

Январь

Знакомство со звуком и буквой Ц.

1

Январь

Знакомство со звуком и буквой Ч.

1

Январь

Знакомство со звуком и буквой Щ.

1

Январь

Знакомство буквой Ь.

1

Январь

Знакомство буквой Ъ.

1

Февраль

Выделяем первый звук в слове.

1

Февраль

Закрепляем знания о звуках и буквах.

1

Февраль

Мягкие и твердые гласные звуки.

1

Февраль

Учимся соединять слоги-слияния.

1

Февраль

Закрепляем буквы : Л, М,Н,Р.

1

Февраль

Закрепляем буквы Б, П, В, Ф.

1

Февраль

Читаем слоги.

1

Февраль

Закрепляем понятия гласные и согласные буквы.

1

Март

Закрепляем знания о звуках и буквах Д,Т,Г,К.

1

Март

Закрепление звуки и буквы Ж,Ш.

1

Март

Закрепляем знания о букве Й.

1

Март

Продолжаем знакомиться со звонкими и глухими согласными.

1

Март

Читаем слова.

1

Март

Закрепляем умение читать слоги и различать гласные и согласные слоги.

1

Март

Закрепляем умение читать слоги и различать гласные и согласные слоги.

1

Март

Закрепляем умение читать слоги и различать гласные и согласные слоги.

1

Апрель

Закрепление звуки и буквы А,О,У,Ы,Э.

1

Апрель

Закрепление звуки и буквы Я.,Ё,Ю,И,Е.

1

Апрель

Составление слога из букв.

1

Апрель

Составление слова из слогов.

1

Апрель

Чтение слогов и слов с буквами А,Я.

1

Апрель

Чтение слогов и слов с буквами У, Ю.

1

Апрель

Чтение слогов и слов с буквами И,Ы..

1

Апрель

Чтение слогов и слов с буквами О,Ё.

1

Апрель

Чтение слогов и слов с буквами Э, Е.

1

Аперель

Чтение слогов и слов.

1

Май

Чтение слогов и слов.

1

Май

Чтение слогов и слов.

1

Май

Чтение слогов и слов.

1

Май

Чтение слогов и слов.

1

Май

Чтение слогов и слов.

1

Май

Чтение слогов и слов.

1

Май

Чтение слогов и слов.

1

Май

Чтение слогов и слов.

1

Май

      68.

Итоговое занятие. Конкурс – выставка работ

1

Май

Руководитель программы _____________________/                                 /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...