Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 5-6 лет по обучению грамоте «Путешествие в страну Грамотейка»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Цель занятия - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_putesh.v_str._gramoteyka.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Сказка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 5-6 лет по обучению грамоте
«Путешествие в страну Грамотейка»
Воспитатель: Грудцинова Н.Н.
г. Рассказово, 2017 г.
Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи:
Обучающие:
- упражнять детей в умении дифференцировать гласные и согласные звуки на слух;
- закрепить умение проводить звуковой анализ слова, устанавливать местоположение звука в слове, называть слова с заданным звуком, правильно дифференцировать звуки, применяя соответствующие термины;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, фонематический слух;
- развивать умение выкладывать слова с помощью букв
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, целенаправленность и взаимопомощь.
Материал и оборудование: экран, ноутбук, сигнальные карточки, кассы букв и слогов.
Ход НОД
Сл.-Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, предлагаю вам поделиться со всеми своим отличным настроением!
(Дети улыбаются и дарят воздушный поцелуй присутствующим.)
- Ребята, у нас в гостях наши знакомые – Звуковички. Они прибыли к нам из страны Грамотейка. Звуковички рассказали мне, что Буквы расшалились и запутались: не могут найти свой домик. Звуковички просят помочь Буквам найти их домики. Для этого необходимо выполнить задания. Вы готовы помочь жителям страны Грамотейка? (Готовы.) Тогда в путь!
- Раз, два, три, покружись
В стране Грамотейка очутись!
Сл.- Итак, мы оказались с вами в волшебной стране Грамотейка. А вот и первое задание. Отгадайте загадки про буквы.
Сл. Самая первая, самая важная
Эта буква в алфавите глава.
Айболита если встретишь,
Тут же скажешь букву ...(А)
Сл. Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произнесу,
То услышу букву ...(У)
Сл. В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась! (О)
Сл. Что за гласная такая,
Не простая, а двойная,
И поклясться я готов -
Нет ее в начале слов! (Ы)
Сл. Раз – брусок и два – брусок,
Плюс один наискосок,
Снизу, сверху – уголки,
А всё вместе – буква... (И)
Сл. Что мне делать, как мне быть?
Как исправить мне язык? -
Я ее произносить
Вместо паузы привык! (Э)
- Про какие буквы загадки? (Гласные буквы А, О, У, Ы, И, Э) Верно. Молодцы.
- Назовите «волшебную» букву. (Буква И.)
Сл. -Назовите слова с буквой И, Сл. определите позицию звука И в слове.
Сл.- Итак, мы справились с первым заданием и гласные буквы вернулись в свои домики.
Сл. Второе задание.
Игра «Найди букву»
- Восстановите слова, подобрав нужную букву.
Сл.…ант, …ука, …оты
(бант, м(б)ука, ноты )
Сл. - Молодцы, ребята. Скажите, что вы знаете о буквах, которые вставили в слова? (Буквы Б, М, Н- согласные.) Какие звуки у этих букв?(Звонкие согласные звуки.)
- Где живут эти буквы? (На верхнем этаже.)
- Для уточнения адреса букв мы вспомним еще одну характеристику согласных звуков.
Игра «Сигнал» (с сигнальными карточками)
Сл.- Если вы услышали, что первый звук в слове твердый согласный, показываете мне синий сигнал, если мягкий согласный звук – зеленый сигнал.
Сл. Носорог, мел, бинт, нитки, мыло, бабочка.
Сл. - Итак, согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Молодцы, ребята. Мы видим, что буквы, у которых согласные звонкие звуки нашли свое жилище.
Сл. - Настало время немного отдохнуть.
Физминутка
Третье задание.
Сл.- На экране картинки. В них спрятались слова. Найдите первое слово. (1 кот) Выложите его в кассе букв. Сколько слогов в слове КОТ? Назовите его. (Один слог. КОТ.) Аналогично - Второе слово. (2 пони) Третье слово. (3 тапки) На нижнюю полочку положите первую букву каждого слова. Назовите эти буквы. (П, К, Т)
- Где живут эти буквы? (На нижнем этаже.) Дайте характеристику каждой букве. Назовите слова с мягкими и твердыми глухими согласными звуками. (Буквы П, Т, К имеют согласные глухие звуки, эти звуки бывают твердыми и мягкими. )
Сл. -Молодцы, справились и с этим заданием. Теперь все известные нам буквы вернулись домой. Нам тоже пора возвращаться в детский сад.
-Раз, два, три, покружись
В детском саду очутись!
Итог занятия
Сл. - Ребята, где мы сегодня побывали? (В стране Грамотейка.) Кому мы помогали? (Буквам найти их домики.) Звуковички благодарят всех вас за помощь и приглашают в свою страну для дальнейшего знакомства с ее жителями. А сейчас нам пора прощаться. До новых встреч!
Литература
- В. В. Волина. Занимательное азбуковедение.- М.: Просвещение. 1991.- 368 с.
- Е. А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
- Образовательная программа дополнительного образования детей 5 -7 лет по обучению чтению «Грамотейка» - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Сказка» г. Рассказово
Загадки про алфавит
С этой буквы начинаются
«Арбуз» и «Альманах».
Она нам всем встречается
Почти во всех словах. (Буква «а»)
«БараБан», «Баранка», «Бак», —
Без этой буквы им никак.
Известно мне да и тебе,
Что эта буква — ... (буква «б»)
«Волк», «Волшебник» и «Вполне»
Все слова на… (букву «в»)
Если букву потерять,
Гусь не сможет ГоГотать,
Гавкать пес цепной не сможет.
Что за буква? Кто поможет? (Буква «г»)
«Дом», «Дневник» и даже «Два»,
«Девочка», «Доска», «Дрова»
Эту букву точно знают
И в себя ее включают.
Есть еще в «беДе», в «балДе»
Эта буква —... (буква «д»)
Блеет козлик:
«Ме» да «ме»,
Знает только
«Эм» и... («е»)
Еж под елкой задремал,
Кто-то зверя обокрал:
Вместо «Ёжика» лишь «жик»
Возле деревца лежит.
Там, где клены у леска,
Стала «Ёлка» просто «лка».
Ну же? Кто из вас узнал,
Что за букву ёж проспал? (Буква «ё»)
Эта буква есть в словах
«Жимолость», «Жара», «Жираф».
А в словах «ЖуЖЖит» и «ЖЖет»
Несколько тех букв живет. (Буква «ж»)
«Заяц», «Зяблик», «Золотой»,
«Зуб», «Зеленка» и «Зимой»...
Что слова объединяет?
Может, кто-то отгадает? (Буква «з»)
Первая в словах «Игла»,
«Иволга», «Индюк», «Икра». (Буква «и»)
Иволга Иглой Играла,
Укололась, плакать стала.
Плачет иволга: «И-и»,
Плачет только буквой... («и»)
Шляпу буква надевала
И иначе зваться стала.
Превратилась буква «И»
В букву новую, смотри! (Буква «й»)
«Крот», «Качели» и «Клюка»
Начинаются на... («к»)
«Карандаш», «Кирпич», «КирКа»
— Все содержат букву... («к»)
Со стремянкой буква схожа.
Лить, Лепить, Листать поможет.
Без нее не будет Лета,
Что за буква, дети, это? (Буква «л»)
«Мед», «Малина», «Макраме»
Начинаются на... («м»)
«Нитки», «Нос» и слово «Нет»
С этой буквы начинаются,
А еще она в «коНфете»,
«НожНицах» и «дНе» встречается. (Буква «н»)
«ОблакО», «Очки», «Оса»,
«НОж», «кулОн» и «кОлбаса»...
Знают дети все давно,
Что с баранкой схожа... («о»)
Знает каждый ученик:
Эта буква, как турник —
Перекладина, две ножки.
Есть в словах «Птенец» и «Плошка»,
А еще «Пенал», «Панно»
Начинаются с нее. (Буква «п»)
Эта буква нам важна:
Слову «Родина» нужна,
«Речь Родная», «Русский» тоже
Без нее прожить не сможет.
Буква нужная, поверь!
Эта буква —... (буква «р»)
«Скатерть», «Стол», «Салфетка», «Слон»,
«Стул», «Сапожник» и «Салон»,
«Сон», «Симфония», «Страна»,
«Символ», «Сеть», «Стакан», «Стена».
Что за буква это, дети,
Встретилась нам в строчках этих? (Буква «с»)
Тень упала на Трюмо,
Таракан смотрел в окно.
«Таракан», «Трюмо» и «Тень»
Начинаются на... («т»)
«Улыбка», «Устрица», «Удод», —
В них буква общая живет. (Буква «у»)
«Фантик», «Филин» и «Фуражка»,
«Фрукт», «Фундук» и даже «Фляжка», —
Все содержат букву эту,
Я скажу вам по секрету. (Буква «ф»)
В «Хлебе», «Хне» живет она,
«Хрюшке» и «Хорьку» нужна.
Буква хороша, лиха,
Эта буква — ... (буква «х»)
Встречается в «Цепи», «лиЦе»,
Такая буква —... (буква «ц»)
«Чудо», «чайник», «чебурашка»,
«Чепчик», «чин», «чалма» и «чашка»
Первой эту букву ставят,
Дружат с нею, любят, славят.
Есть в «руЧье» она, в «парЧе».
Эта буква — ... (буква «ч»)
Шар воздуШный, чуть дыШа,
Я рисую не спеШа.
А на нем кота, мыШа.
С ними букву — букву... («ш»)
«Щетка», «Щука», «Щит», «Щавель»...
Что в них общего? Проверь.
И, конечно, вы узнали
Букву общую в начале.
Что за буква? Назови.
Хором дружно: раз, два, три! (Буква «щ»)
В словах «подЪезд»,
«Объявление», «сЪезд»
Перед корнем он стоит,
Приставку от корня отделит. (Буква «ъ»)
Буква для мягкости ставится,
И в названии «мягкий» встречается.
Брат он твердому знаку.
Что это за буква, ребята? (Буква «ъ»)
«Эвкалипт» и «Экскаватор»,
«Эра», «Эдик» и «Экватор».
Это разные слова,
Буква первая — одна.
Все слова сейчас прочтите,
Букву первую скажите. (Буква «э»)
«Юла», «Юпитер», «Юг», «Юннат».
Кто мне ответит из ребят,
Какая буква чаще всех
Встречается в названьях тех?
Ну, отвечать я вам велю!
Конечно, это... (буква «ю»)
Яблоко Янтарное Я сорвал в саду,
С Яблоней ветвистою Я живу в ладу.
Потому и Яблоки ем частенько Я,
«Яблоко» и «Яблоня» — слова на букву... («я»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект и конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы, выстроенный с учётом принципа интеграции образовательных областей «Познание», «Художественное творчество» на тему: «Для любимой мамочки!».
В материале представлен проект и конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста, в процессе которого будут созданы подарки мамам и бабушкам к международному женскому дню 8 марта....
Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми по сенсомоторному развитию детей «Необычное путешествие»
Данное занятие способствует развитию мелкой моторики и тактильных ощущений, ориентировочно-познавательной деятельности, развивает умение манипулировать предметами, формирует элементарные представления...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительного дошкольного возраста по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны
Дети знакомятся со звуками,определяют первый звук в слове,определяют длинные и короткие слова,используется мнемотаблица,подвижные логические игры...
Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказке».
Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по развитию элементарных математических представлений....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звук «Н».
Конспект НОД....
Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми в 1 младшей группе «Животные жарких стран»
"Животные жарких стран"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Путешествие в страну растений»
Формирование представлений у детей о возникновении культурных растений....