Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказке».
учебно-методическое пособие (старшая группа) по теме

Олейник Оксана Павловна

Конспект непосредственной образовательной деятельности  воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по развитию элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx162.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста

«Путешествие по сказке».

Автор-составитель:

Олейник О. П.

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

  • Продолжить работу по ознакомлению детей с творчеством К. И . Чуковского и его произведениями. Закреплять знания  детей о насекомых.

Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10, в счете двойками, формирование счетных навыков., в понимании количественных отношений  между числами.

Закрепить названия геометрических фигур, тренировать в умении классифицировать фигуры по заданным признакам.

  • Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, воображение. Закреплять умение использовать в речи предлоги и слова: на, под, над, между, слева, справа. Закреплять умении сравнивать предметы по величине и использовать в речи слова, обозначающие размер. Тренировать в умении использовать в речи числительные, согласовывать существительные и прилагательные в женском и мужском роде. Развивать мелкую моторику.
  • Учить понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее. Воспитывать желание помогать тем, кто попал в трудную ситуацию. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: знакомство с творчеством К. И. Чуковского и его книгами, чтение и рассматривание книг и иллюстраций с насекомыми, отгадывание загадок, решение логических задач, изготовление насекомых из природного материала. Игры с кругами Эйлера.

Этапы формирования совместной деятельности:

  1. Организационный момент
  • Приветствие.
  • Введение в игровую ситуацию.

  1. Основная часть
  • Д/и «Сложи картинку»
  • Д/и «Сосчитай и назови».
  • Д/и «Какой по счету?» (игра с мячом)
  • Д/и «Чего больше? Чего меньше?»
  • Д/и «Про кого можно сказать один, одна?» (игра с мячом)
  • Работа с кругами Эйлера.
  • Физкультминутка
  • Пальчиковая гимнастика
  • Путешествие по карте

  1. Подведение итогов
  • Танец сороконожки.

Ход совместной деятельности воспитателя с детьми:

В – Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними:

Станем рядышком, по кругу,        
Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся – 
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!

 А еще к нам в гости сегодня пришла сказка. Послушайте ее:

Муха, Муха –Цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла….

       Вы уже догадались, что это за сказка. Как она называется?

Д – Сказка называется «Муха-Цокотуха».

В – Кто автор этой сказки?

Д – Автор этой сказки Корней Иванович Чуковский.

В – Какие еще сказки этого автора вы знаете?

Д – «Доктор Айболит», «Тараканище», «Мойдодыр», «Краденое солнце».

В – Какие сказки и стихи вы еще помните. Давайте посмотрим коллаж. /Дети подходят к фланелеграфу. На фланелеграфе портрет писателя, коллаж по сказкам и стихам К. И. Чуковского/.

В – А наша сказка продолжается:

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила …

Д – «самовар»

Муха –« Приходите тараканы,

    Я вас чаем угощу

В – Кого муха стала приглашать к себе на чай?

Д – Муха пригласила к себе на чай тараканов, блошек, бабочку…

/Воспитатель выкладывает картинки названных насекомых/

В – Как их можно назвать одним словом?

Д – Таракан, муха, бабочка – это насекомые.

Д/И «Сложи картинку»

В – Посмотрите, у нашей Мухи  есть красивые конвертики, в которых лежат разрезные картинки. Сложите картинки и узнаете, кого еще она пригласила в гости.

Дети складывают картинки, а для Алеши К. и Лизы индивидуальное задание. Они складывают названия насекомых из букв, которые находят по определенной схеме.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0403.jpg   C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0404.jpg

В – Кто у кого получился? ( дети называют получившиеся изображения, воспитатель выставляет картинки на фланелеграфе).

Д/и «Сосчитай и назови».

В – Посмотрите, кто устроился у нас на полянке?

Д – У нас на полянке муха, комар, таракан, блошка, пчела, бабочка, жук, кузнечик, таракан, паук .

В – Сколько всего насекомых  на полянке?

Д – На полянке девять насекомых.

В – Что-то я не пойму. Давайте посчитаем изображения.

Д – 1, 2,3,4,5,6,7,8,9,10.

В – Как мы сейчас считали?

Д – Мы считали в прямом порядке.

В – А теперь,  посчитаем в обратном порядке.

Д – 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.

В – Что-то я совсем запуталась. Изображений 10, а насекомых, вы говорите, девять. Что же такое?

Д – Паук лишний, он не относится к насекомым.

В – Почему?

Д –  У насекомых шесть лапок, а у паука восемь. 

В – Мы сейчас считали в прямом и обратном порядке, а как еще можно посчитать?

Д – Можно считать двойками.

В – Давайте посчитаем. (Дети считают двойками)

Д/и «Какой по счету?» (игра с мячом)

В –  Дети обратите внимание, у каждого насекомого и у паука свое место на полянке. Давайте определим какой по счету комар.

Д – Комар – второй.

В – Таракан?

Д – Таракан – девятый…. и т.д.

В – А сказка наша продолжается:

Вдруг какой-то старичок Паучок

Нашу Муху в уголок поволок –

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

Муха – «Дорогие гости, помогите!

                  Паука-злодея зарубите!

                  И кормила я вас,

                  И поила я вас,

                  Не покиньте меня

                  В мой последний час!»

В – Но жуки – червяки испугалися

       По углам, по щелям разбежалися…

с

В – Ребята, посмотрит, наши насекомые разбежались по всей картинке, давайте расскажем, кто где находится.

В – Кто находится в середине?

Д – В середине – бабочка.

В – Кто под?.. Кто между?.. Кто слева?.. Кто справа?..

Д/и «Чего больше? Чего меньше?»

В – Теперь посмотрите, подумайте и скажите: чего больше, бабочек или крыльев?

Д – Крыльев больше, чем бабочек.

В – Давайте выложим это неравенство с помощью цифр и знаков, а тем, кому не хватило цифр, напишут неравенство на волшебных дощечках (коробочки,  внутри которых манная крупа).

В – Сколько крыльев у бабочки?

Д – У бабочки четыре крыла.

В – Какую цифру выкладываем?

Д – Выкладываем цифру четыре.

В – Сколько бабочек на картинке?

Д – На картинке одна бабочка.

В – Значит, выкладываем цифру…

Д – Один.
В –
Четыре больше или меньше одного?
Д –
Четыре больше одного.
В –
Поставьте необходимый знак между числами.
В –
Ответьте на следующий вопрос. У кого меньше лапок: у комара или паука?

Д – У комара лапок меньше, чем у паука.
В –
Выложите неравенство самостоятельно .

                        Д/и «Про кого можно сказать один, одна?» (игра с мячом)

В – Ребята, а про кого из наших насекомых можно сказать один или одна, я буду бросать мяч, а вы отвечайте. Комар…?
Д
– один.
В – Муха…?
Д –
одна.

Работа с кругами Эйлера.


В –
Посмотрите, все насекомые спрятались в разные домики.  На что похожи домики?
Д
 – На геометрические фигуры.
В
 – Разложите фигуры  правильно. У нас два обруча. Все фигуры красного цвета надо положить в розовый обруч, а все фигуры четырехугольной формы – в голубой обруч. Прежде,  чем начать   работу ответьте на вопрос. Какие фигуры будут расположены в области пересечения двух кругов.
Д
– Это будут фигуры, которые обладают общими признаками.
В –
Приступайте к работе.

В – Давайте проверим вашу работу. Какие фигуры расположены в розовом обруче? Назовите их.
Д –
В розовом обруче расположены все красные фигуры, это круги и овалы.
В –
Какие фигуры в голубом обруче?
Д –
Все четырехугольные.
В –
Назовите их.

Д – Это прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция.

В – Почему эти фигуры называют четырехугольными?

Д – Потому что у них четыре угла и четыре стороны.
В –
Какие фигуры расположены в области пересечения двух кругов?
Д –
В области пересечения двух кругов находятся четырехугольники красного цвета.
В  
- Какая фигура может быть здесь лишней, посмотрите внимательно (перед этим воспитатель незаметно подкладывает в голубой обруч треугольник)?
Д –
Лишним будет треугольник.
В –
Почему?
Д –
Потому что у треугольника три стороны и три угла, он не может быть четырехуглольником.
В –
Ребята, посмотрите:

А кузнечик, а кузнечик,

Ну, совсем как человечек…

     Давайте с ним поиграем.

Физкультминутка.

Кузнечики.

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Пчелы.

Пчелы в ульях сидят              / присесть на носках, спина прямая/

И в окошко глядят.                 /правым кулаком подпереть щеку, левой р. поддерживать локоть/

Порезвиться захотели            /встать/

Друг за другом полетели          /взмахи рук/

В – Дети, а мы совсем забыли про муху.

А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он мухе веревками крутит,

Зубы острые в самое сердце вонзает

И кровь из нее выпивает…

 Надо муху спасать. А кто же нам поможет? Давайте вспомним всех насекомых нашей сказки. Приготовьте руки.

                                              Пальчиковая гимнастика.

Дружно пальчики считаем  -  сжимаем и разжимаем пальцы

Насекомых называем          

Бабочка, кузнечик, муха      -  поочередно загибаем пальцы, начиная с большого

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит?         -  вращаем мизинцем

Ой сюда комар летит!           -  прячем руки за спину.

Точно ребята, нам сможет помочь только комар.

Комар – Где убийца? Где злодей?

                Не боюсь его когтей!

В – Дорогой комар, помоги нам. Мы не знаем, где искать муху, чтобы ее спасти. Где логово паука? Может у тебя есть какая-нибудь карта?

Комар – Да. У меня есть карта (комар достает карту).

                 

                      ЛОГОВО

                          ПАУКА

                                                                                ЛЕС

                                         БИБЛИОТЕКА                                               БОЛОТО

В – Давайте посмотрим карту и увидим, какие испытания ждут комара. Сначала ему надо будет пройти….
Д – БОЛОТО (читает с карты)
В –
По кочкам. Дальше будет…
Д –
ЛЕС.
В –
Надо будет проложить тропинку в непроходимом лесу. Дальше…
Д –
БИБЛИОТЕКА.
В –
В библиотеке надо будет собрать все книги К. И. Чуковского. Их должно быть десять. И ,

                                             Д/и «Реши пример».

В – Вот болото, которое должен пройти комар (воспитатель при помощи веревки выкладывает болото). Вот вам каждому кочка, по которым комар сможет перейти это болото. На кочке цифра – ответ. Я задаю пример, вы его решаете.

Три плюс один
Д –
четыре (карточку с ответом выкладывают на болото) и т. д.

В – Комар прошел болото, впереди дремучий лес.

Д/и «Картинка с наложением».

В – В лесу уже есть тропинка, но она очень нечеткая. Вам надо собрать фигуру и наложить ее правильно.

В – Вот мы и дошли до библиотеки. Здесь надо собрать 10 книг К. И. Чуковского. Приступайте к работе (дети начинают собирать книги)

В – Молодцы. Вы справились и с этим заданием. Вот и логово паука. Нам осталось ответить на его сложные вопросы:

  • Воспитатель:  Если стол выше стула, то стул…?
  • Дети: Ниже стола.
  • Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш….?
  • Дети: короче линейки.
  • Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка…?
  • Дети: Тоньше верёвки.
  • Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат…?
  • Дети: Младше сестры.

В – А вот и муха. Она вся в паутине. Ее надо срочно спасать, иначе она погибнет. Что же нам делать?

Д – Надо размотать паутину.

Игра на развитие моторики «Смотай клубочек».

В – Ребята, надо действовать организованно.

 Алеша, Лиза, Злата, Карина будут сматывать клубочки.

Богдан, Георгий, Дима – скручивать ленточки.

Ваня, Максим, Кирилл, Слава – расплетать косички.

В – Молодцы. Мы освободили муху, потому что действовали сообща. А теперь слово комару.

Комар – Я злодея погубил,

                Я тебя освободил

                И теперь душа- девица,

                На тебе хочу жениться!
В –
Тут букашки и козявки

       Выползают из- под лавки:

       Эй, сороконожки,

       Бегите по дорожке,

       Зовите музыкантов,

       Будем танцевать!

«Танец сороконожки».


В – Ну что же ребята, подошло к концу наше путешествие. А путешествовали мы по какой сказке?

Д – Мы путешествовали по сказке «Муха-Цокотуха»
В –
Кто написал эту сказку?
Д –
Эту сказку написал К. И. Чуковский.
В –
Что вам больше всего запомнилась из этого путешествия?
Д -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста " Путешествие в Краскоград"

Может ли ребенок прожить без игры? Естественно нет, ведь игра - это основная форма познания жизни. В игре ребенок изображает окружающую его жизнь в возможной полноте и разнообразии. Используемые на за...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие маленького волжанина в мир искусства»

Конспект непосредсвенно образовательной деятельности разработан в соответствии с рекомендациями автора региональной программы гражданско-патриотического воспитания "Воспитание маленького волжанина" Ел...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: «Путешествие в страну Сказок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 53»      Конспектнепосредственной образовательной деятельности с де...

Конспект непосредственно — образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в весенний лес».

Конспект НОД с детьми старшего  дошкольного возраста "Путешествие в весенний лес" с использованием ЭОР "Добро пожаловать в экологию"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие Колобка по волшебному лесу».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы ро развитию речи....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшочек каши»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаТема: Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшочек каши»...