Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказке».
учебно-методическое пособие (старшая группа) по теме
Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по развитию элементарных математических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 162.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста
«Путешествие по сказке».
Автор-составитель:
Олейник О. П.
Цель: формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
- Продолжить работу по ознакомлению детей с творчеством К. И . Чуковского и его произведениями. Закреплять знания детей о насекомых.
Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10, в счете двойками, формирование счетных навыков., в понимании количественных отношений между числами.
Закрепить названия геометрических фигур, тренировать в умении классифицировать фигуры по заданным признакам.
- Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, воображение. Закреплять умение использовать в речи предлоги и слова: на, под, над, между, слева, справа. Закреплять умении сравнивать предметы по величине и использовать в речи слова, обозначающие размер. Тренировать в умении использовать в речи числительные, согласовывать существительные и прилагательные в женском и мужском роде. Развивать мелкую моторику.
- Учить понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее. Воспитывать желание помогать тем, кто попал в трудную ситуацию. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: знакомство с творчеством К. И. Чуковского и его книгами, чтение и рассматривание книг и иллюстраций с насекомыми, отгадывание загадок, решение логических задач, изготовление насекомых из природного материала. Игры с кругами Эйлера.
Этапы формирования совместной деятельности:
- Организационный момент
- Приветствие.
- Введение в игровую ситуацию.
- Основная часть
- Д/и «Сложи картинку»
- Д/и «Сосчитай и назови».
- Д/и «Какой по счету?» (игра с мячом)
- Д/и «Чего больше? Чего меньше?»
- Д/и «Про кого можно сказать один, одна?» (игра с мячом)
- Работа с кругами Эйлера.
- Физкультминутка
- Пальчиковая гимнастика
- Путешествие по карте
- Подведение итогов
- Танец сороконожки.
Ход совместной деятельности воспитателя с детьми:
В – Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
А еще к нам в гости сегодня пришла сказка. Послушайте ее:
Муха, Муха –Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла….
Вы уже догадались, что это за сказка. Как она называется?
Д – Сказка называется «Муха-Цокотуха».
В – Кто автор этой сказки?
Д – Автор этой сказки Корней Иванович Чуковский.
В – Какие еще сказки этого автора вы знаете?
Д – «Доктор Айболит», «Тараканище», «Мойдодыр», «Краденое солнце».
В – Какие сказки и стихи вы еще помните. Давайте посмотрим коллаж. /Дети подходят к фланелеграфу. На фланелеграфе портрет писателя, коллаж по сказкам и стихам К. И. Чуковского/.
В – А наша сказка продолжается:
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила …
Д – «самовар»
Муха –« Приходите тараканы,
Я вас чаем угощу
В – Кого муха стала приглашать к себе на чай?
Д – Муха пригласила к себе на чай тараканов, блошек, бабочку…
/Воспитатель выкладывает картинки названных насекомых/
В – Как их можно назвать одним словом?
Д – Таракан, муха, бабочка – это насекомые.
Д/И «Сложи картинку»
В – Посмотрите, у нашей Мухи есть красивые конвертики, в которых лежат разрезные картинки. Сложите картинки и узнаете, кого еще она пригласила в гости.
Дети складывают картинки, а для Алеши К. и Лизы индивидуальное задание. Они складывают названия насекомых из букв, которые находят по определенной схеме.
В – Кто у кого получился? ( дети называют получившиеся изображения, воспитатель выставляет картинки на фланелеграфе).
Д/и «Сосчитай и назови».
В – Посмотрите, кто устроился у нас на полянке?
Д – У нас на полянке муха, комар, таракан, блошка, пчела, бабочка, жук, кузнечик, таракан, паук .
В – Сколько всего насекомых на полянке?
Д – На полянке девять насекомых.
В – Что-то я не пойму. Давайте посчитаем изображения.
Д – 1, 2,3,4,5,6,7,8,9,10.
В – Как мы сейчас считали?
Д – Мы считали в прямом порядке.
В – А теперь, посчитаем в обратном порядке.
Д – 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.
В – Что-то я совсем запуталась. Изображений 10, а насекомых, вы говорите, девять. Что же такое?
Д – Паук лишний, он не относится к насекомым.
В – Почему?
Д – У насекомых шесть лапок, а у паука восемь.
В – Мы сейчас считали в прямом и обратном порядке, а как еще можно посчитать?
Д – Можно считать двойками.
В – Давайте посчитаем. (Дети считают двойками)
Д/и «Какой по счету?» (игра с мячом)
В – Дети обратите внимание, у каждого насекомого и у паука свое место на полянке. Давайте определим какой по счету комар.
Д – Комар – второй.
В – Таракан?
Д – Таракан – девятый…. и т.д.
В – А сказка наша продолжается:
Вдруг какой-то старичок Паучок
Нашу Муху в уголок поволок –
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
Муха – «Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»
В – Но жуки – червяки испугалися
По углам, по щелям разбежалися…
с
В – Ребята, посмотрит, наши насекомые разбежались по всей картинке, давайте расскажем, кто где находится.
В – Кто находится в середине?
Д – В середине – бабочка.
В – Кто под?.. Кто между?.. Кто слева?.. Кто справа?..
Д/и «Чего больше? Чего меньше?»
В – Теперь посмотрите, подумайте и скажите: чего больше, бабочек или крыльев?
Д – Крыльев больше, чем бабочек.
В – Давайте выложим это неравенство с помощью цифр и знаков, а тем, кому не хватило цифр, напишут неравенство на волшебных дощечках (коробочки, внутри которых манная крупа).
В – Сколько крыльев у бабочки?
Д – У бабочки четыре крыла.
В – Какую цифру выкладываем?
Д – Выкладываем цифру четыре.
В – Сколько бабочек на картинке?
Д – На картинке одна бабочка.
В – Значит, выкладываем цифру…
Д – Один.
В – Четыре больше или меньше одного?
Д – Четыре больше одного.
В – Поставьте необходимый знак между числами.
В – Ответьте на следующий вопрос. У кого меньше лапок: у комара или паука?
Д – У комара лапок меньше, чем у паука.
В – Выложите неравенство самостоятельно .
Д/и «Про кого можно сказать один, одна?» (игра с мячом)
В – Ребята, а про кого из наших насекомых можно сказать один или одна, я буду бросать мяч, а вы отвечайте. Комар…?
Д – один.
В – Муха…?
Д – одна.
Работа с кругами Эйлера.
В – Посмотрите, все насекомые спрятались в разные домики. На что похожи домики?
Д – На геометрические фигуры.
В – Разложите фигуры правильно. У нас два обруча. Все фигуры красного цвета надо положить в розовый обруч, а все фигуры четырехугольной формы – в голубой обруч. Прежде, чем начать работу ответьте на вопрос. Какие фигуры будут расположены в области пересечения двух кругов.
Д – Это будут фигуры, которые обладают общими признаками.
В – Приступайте к работе.
В – Давайте проверим вашу работу. Какие фигуры расположены в розовом обруче? Назовите их.
Д – В розовом обруче расположены все красные фигуры, это круги и овалы.
В – Какие фигуры в голубом обруче?
Д – Все четырехугольные.
В – Назовите их.
Д – Это прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция.
В – Почему эти фигуры называют четырехугольными?
Д – Потому что у них четыре угла и четыре стороны.
В – Какие фигуры расположены в области пересечения двух кругов?
Д – В области пересечения двух кругов находятся четырехугольники красного цвета.
В - Какая фигура может быть здесь лишней, посмотрите внимательно (перед этим воспитатель незаметно подкладывает в голубой обруч треугольник)?
Д – Лишним будет треугольник.
В – Почему?
Д – Потому что у треугольника три стороны и три угла, он не может быть четырехуглольником.
В – Ребята, посмотрите:
А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек…
Давайте с ним поиграем.
Физкультминутка.
Кузнечики.
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Пчелы.
Пчелы в ульях сидят / присесть на носках, спина прямая/
И в окошко глядят. /правым кулаком подпереть щеку, левой р. поддерживать локоть/
Порезвиться захотели /встать/
Друг за другом полетели /взмахи рук/
В – Дети, а мы совсем забыли про муху.
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он мухе веревками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь из нее выпивает…
Надо муху спасать. А кто же нам поможет? Давайте вспомним всех насекомых нашей сказки. Приготовьте руки.
Пальчиковая гимнастика.
Дружно пальчики считаем - сжимаем и разжимаем пальцы
Насекомых называем
Бабочка, кузнечик, муха - поочередно загибаем пальцы, начиная с большого
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит? - вращаем мизинцем
Ой сюда комар летит! - прячем руки за спину.
Точно ребята, нам сможет помочь только комар.
Комар – Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!
В – Дорогой комар, помоги нам. Мы не знаем, где искать муху, чтобы ее спасти. Где логово паука? Может у тебя есть какая-нибудь карта?
Комар – Да. У меня есть карта (комар достает карту).
ЛОГОВО
ПАУКА
ЛЕС
БИБЛИОТЕКА БОЛОТО
В – Давайте посмотрим карту и увидим, какие испытания ждут комара. Сначала ему надо будет пройти….
Д – БОЛОТО (читает с карты)
В – По кочкам. Дальше будет…
Д – ЛЕС.
В – Надо будет проложить тропинку в непроходимом лесу. Дальше…
Д – БИБЛИОТЕКА.
В – В библиотеке надо будет собрать все книги К. И. Чуковского. Их должно быть десять. И ,
Д/и «Реши пример».
В – Вот болото, которое должен пройти комар (воспитатель при помощи веревки выкладывает болото). Вот вам каждому кочка, по которым комар сможет перейти это болото. На кочке цифра – ответ. Я задаю пример, вы его решаете.
Три плюс один
Д – четыре (карточку с ответом выкладывают на болото) и т. д.
В – Комар прошел болото, впереди дремучий лес.
Д/и «Картинка с наложением».
В – В лесу уже есть тропинка, но она очень нечеткая. Вам надо собрать фигуру и наложить ее правильно.
В – Вот мы и дошли до библиотеки. Здесь надо собрать 10 книг К. И. Чуковского. Приступайте к работе (дети начинают собирать книги)
В – Молодцы. Вы справились и с этим заданием. Вот и логово паука. Нам осталось ответить на его сложные вопросы:
- Воспитатель: Если стол выше стула, то стул…?
- Дети: Ниже стола.
- Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш….?
- Дети: короче линейки.
- Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка…?
- Дети: Тоньше верёвки.
- Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат…?
- Дети: Младше сестры.
В – А вот и муха. Она вся в паутине. Ее надо срочно спасать, иначе она погибнет. Что же нам делать?
Д – Надо размотать паутину.
Игра на развитие моторики «Смотай клубочек».
В – Ребята, надо действовать организованно.
Алеша, Лиза, Злата, Карина будут сматывать клубочки.
Богдан, Георгий, Дима – скручивать ленточки.
Ваня, Максим, Кирилл, Слава – расплетать косички.
В – Молодцы. Мы освободили муху, потому что действовали сообща. А теперь слово комару.
Комар – Я злодея погубил,
Я тебя освободил
И теперь душа- девица,
На тебе хочу жениться!
В – Тут букашки и козявки
Выползают из- под лавки:
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
«Танец сороконожки».
В – Ну что же ребята, подошло к концу наше путешествие. А путешествовали мы по какой сказке?
Д – Мы путешествовали по сказке «Муха-Цокотуха»
В – Кто написал эту сказку?
Д – Эту сказку написал К. И. Чуковский.
В – Что вам больше всего запомнилась из этого путешествия?
Д -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста " Путешествие в Краскоград"
Может ли ребенок прожить без игры? Естественно нет, ведь игра - это основная форма познания жизни. В игре ребенок изображает окружающую его жизнь в возможной полноте и разнообразии. Используемые на за...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие маленького волжанина в мир искусства»
Конспект непосредсвенно образовательной деятельности разработан в соответствии с рекомендациями автора региональной программы гражданско-патриотического воспитания "Воспитание маленького волжанина" Ел...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: «Путешествие в страну Сказок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 53» Конспектнепосредственной образовательной деятельности с де...
Конспект непосредственно — образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в весенний лес».
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в весенний лес" с использованием ЭОР "Добро пожаловать в экологию"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие Колобка по волшебному лесу».
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы ро развитию речи....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: «Путешествие в Бурятию»
занятие на тему поликультурного развития у дошкольников...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшочек каши»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаТема: Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшочек каши»...