Школа и детский сад, лицом друг к другу.
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Жизненные радости ребёнка подготовительной группы детского сада сопровождаются тревогой взрослых: как сложится его дальнейшая школьная судьба? Эта тревога передаётся детям-дошкольникам.
Образовательная среда школы коренным образом отличается от образовательной среды дошкольного образовательного учреждения, и не только тем, что в детском саду кормят вкуснее и туалеты там чище. В школе – совершенно иная организационная культура, к сожалению, менее индивидуализированная. У ребёнка не будет персонального шкафчика, кровати, полотенца. Правила жизненного распорядка здесь строже, нормативы поведения более стандартны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_i_ds_litsom_drug_k_drugu.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Л. Венгер
Жизненные радости ребёнка подготовительной группы детского сада сопровождаются тревогой взрослых: как сложится его дальнейшая школьная судьба? Эта тревога передаётся детям-дошкольникам.
Образовательная среда школы коренным образом отличается от образовательной среды дошкольного образовательного учреждения, и не только тем, что в детском саду кормят вкуснее и туалеты там чище. В школе – совершенно иная организационная культура, к сожалению, менее индивидуализированная. У ребёнка не будет персонального шкафчика, кровати, полотенца. Правила жизненного распорядка здесь строже, нормативы поведения более стандартны. Образовательная среда школы представляет собой совокупность менталитета педагогов, истории и традиций школьной жизни, внешнего имиджа школы. На всё это в немалой степени накладывает свой отпечаток окружающая социальная микро- и макросреда. Ситуация перехода ребёнка из детского сада в школу осложняется тем, что существует огромный разрыв между высокими достижениями выпускника детского сада и теми требованиями которые предъявляет школа к поступающим на обучение детям.
Проблема преемственности и непрерывности в образовании существует давно.
Наш педагогический коллектив также пытается найти оптимальное решение данной проблемы.
Для совместной работы были выдвинуты задачи:
- Обеспечение качества образовательного процесса в детском саду и школе.
- Сохранение и укрепление здоровья детей (занятия физкультурой с регулируемой нагрузкой).
- Формирование мотивационной готовности ребёнка к обучению в школе.
- Помощь (моральная, психологическая ) семье, ребёнок которой поступает в школу.
В соответствии с задачами определены принципы, на основе которых строится деятельность ДОУ и школы при подготовке будущего первоклассника:
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- систематичность, последовательность и наглядность в подборе и изложении обучающего материала;
- уважение к ребёнку и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.
Работа успешно проводиться при участии учителей начальных классов и воспитателей детского сада.
Совместные педагогические советы.
Посещения открытых занятий с приглашением учителей.
Обсуждались различные темы. Большой интерес школьных педагогов вызвали комплексные занятия. Учителя же, в свою очередь, познакомили воспитателей с требованиями современной школы.
На педагогическом совете « Здоровье детей в наших руках» рассказали о методике физического воспитания детей, представили комплекс закаливающих мероприятий и оборудование.
Другим видом подобного опыта явилось научное исследование по формированию учебной мотивации у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе работы были реализованы следующие условия:
- Овладение детьми способами познания;
- Использование воспитателем различных форм оценивания и обучение детей способом самооценки.
С целью овладения детьми способами познания использовали моделирование, игровые проблемно-практические ситуации, математические сказки.
В упражнениях на закрепление адекватной самооценки учили ребенка психологически грамотному объяснению своих успехов и неудач, становлению адекватной самооценке способствовали упражнения на решение задач максимальной для него трудности, переживание неудачи. Особым видом работы по формированию у детей адекватного уровня самооценки явилось обдуманное поощрение их воспитателем.
Была проведена диагностика в результате которой пришли к выводу, что овладение детьми способами познания, и использования воспитателем различных форм оценивания и обучения детей способами самооценки дали положительные результаты.
По результатам диагностики было выявлено, что уровень сформирования учебной мотивации повысился.
Немаловажную роль в решении проблемы преемственности играют совместные мероприятия воспитанников ДОУ и первоклассников. Интересно проходят вечера-сказок, совместная игровая деятельность. Будущие первоклассники перенимают от старших товарищей способы поведения, манеру разговора. Учатся быть школьниками.
Учителя начальных классов устраивают встречи с будущими учениками и их родителями. На таких встречах дети учатся правилам поведения в школе, знакомятся с учителями.Таким образом у них формируется мотивационная готовность к новой деятельности, укрепляется уверенность в своих силах. Неслучайно на предложение нарисовать школу дети изображают её в ярких цветах, рядом с учителем.
Разработана единая программа «Содружество» по преемственности детского сада и школы. Программа – это не только содержание, но и то, как педагог её реализует, как общается с ребёнком.
Цель программы: «Реализация единой линии развития личности, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер». Важнейшие составляющие преемственности – это цель, содержание обучения, формы организации, методы и приёмы. Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального школьного возраста сформулировано как гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка.
В ходе реализации программы возникли и трудности, конечно, мы понимаем, что в идеале не может быть всё, но если нет проблем на пути к достижению цели, то наверно цель была не столь важна, а педагог всю свою профессиональную деятельность решает и преодолевает проблемы.
Проходили родительские собрания, и консультации совместно с учителями начальных классов, где шел вопрос о подготовке родителей к предстоящему обучению ребёнка в школе как не менее важной задаче, объясняли родителям, в каком направлении, как и почему именно так следует организовывать педагогическое воздействие на детей и их подготовку к школе в семье. Проходят совместные занятия с детьми и родителями.
С родителями проводили консультации:
1. Психологическая готовность детей к обучению в школе.
2. Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности.
3. «Школьная зрелость»
В старшей группе имеется уголок « Скоро в школу» где каждый месяц меняются рубрики. Проводили родительские собрания по подготовке детей к школе. »Семья на пороге школьной жизни ребёнка», «Факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе». Прошла конференция среди родителей «Подготовка детей в семье к школьному обучению». Для интереса детей к школе проводим беседы с детьми «Зачем дети ходят в школу?», «Как хорошо уметь читать» и другие. Различные игры «Школа», «Библиотека», «Запомни слово», «Слова и предложения» и другие. Занятия по обучению грамоте, математика, познавательному развитию, изодеятельности, музыке, физическому развитию.
В течение года постоянно идёт тестирование и анкетирование родителей и детей по подготовке к школе, результаты всегда практически у всех детей высокие. В начале и конце года прошла диагностика, результаты отправлены в Департамент образования. По сравнению с началом года уровень готовности детей повысился почти на 34%. Все дети к школе готовы. 84% - имеют высокий уровень, 16% - средний. На начало учебного года всегда
Составляется план ДОУ по осуществлению преемственности со школой.
Октябрь
Совместное мероприятие для детей, педагогов и родителей.
Ноябрь
Встреча с родителями «Подготовка детей к школе в ДОУ и семье» (открытые просмотры занятий).
Декабрь
Выставка фотографий «Наши выпускники – школьники» и рисунков первоклассников «Вспомним о детском саде».
Январь
Проведение «Дня выпускников» в ДОУ в периоды школьных каникул.
Февраль
Родительское собрание совместно с учителем.
Март.
Экскурсия в школу. Выставка работ «Моя школа».
Апрель
Анкетирование родителей. Тестирование детей.
Май
Выпускной вечер с приглашением бывших выпускников и учителя.
На протяжении трёх лет проанализировали успеваемость выпускников детского сада. Результаты следующие: в 2006г на отлично закончили 20%, на 4и5 закончили 60%,успевающих 20%. В 2007г выпускников не было. В 2008г на отлично 10%, на 4и5 80%, успевающих 10%.
Поступление в школу – важное событие в жизни ребёнка. Поэтому объединенными усилиями педагогов формируем у детей устойчивый интерес к школе, учебе, делаем для них поступление в школу радостным и памятным событием. Коллектив старается создать такие условия воспитания и обучения, при которых привычки, приобретённые ребёнком в детском саду, становятся нормой.
К концу пребывания в детском саду дети сплачиваются в дружный коллектив. Детям в системе «Начальная школа – детский сад» намного легче перейти из детского сада в школу.
Таким образом, преемственность позволяет понять особенности и возможности главного, не травмирующего психику ребёнка, перехода от одной ступени обучения к другой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра «Самый лучший домик» Цель: Взаимодействие детей друг с другом естественным образом, приобретение новых знаний не только о других детях, но и о себе. Выявление стратегии поведения. Осознания свое реальное «Я». Повышение самооценки и развитие по
Я работаю с детьми в методике игровой психотерапии в течении двух лет, как в групповом фармате, так и в индивидуальном. Эта методика дает хорошие результаты. Я представляю од...
Круглый стол: "Школа и детский сад лицом друг к другу"
Обсуждение трудностей, которые возникают у первоклассников на начальном этапе обучения в школе, подведение результатов по учебной деятельности, утверждение перспективного плана работы по приемственнос...
Проект "Детский сад и семья- навстречу друг другу"
Проект по внедрению активных форм взаимодействия с семьями воспитанников...
Педагогический проект.Формы работы с детьми по проблеме «Разобщенность детского коллектива. Неприязненные отношения друг к другу»
Развитие у детей навыков общения, коммуникативной культуры (формы работы)...
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе детского сада «Как краски в гости друг к другу ходили»
Цель: закрепить знания детей об основных цветах (синем, желтом, красном), познакомить с процессом получения новых цветов (зеленого, оранжевого, фиолетового) путем смешения основных красок, разви...
Стенгазета"День толерантности в детском саду". Цель:Воспитывать у детей уважение друг к другу, сочувствие, сопереживание.
14 ноября в нашем детском саду прошел день толерантности, с целью развития чувства единения, взаимопонимания среди воспитанников, педагогов и родителей.В этот день во всех возрастных группа...
буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»
Буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»...