Мастер класс для воспитателей «Игровые технологии как средство обучения дошкольников грамоте»
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. И здесь, на мой взгляд, колоссальный вклад оказывают игровые технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_vospitateley_po_obuch_gr.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс для воспитателей «Игровые технологии как средство обучения дошкольников грамоте»
Подготовила: воспитатель ВКК Тесля Ирина Сергеевна
МКДОУ ЦРР детский сад №10 г. Россошь Воронежская область
Цель: показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр.
Задачи:
Систематизировать знания педагогических работников об эффективных формах работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников;
Представить личный педагогический опыт педагогам ДОУ района по использованию игровых технологий в подготовке дошкольников к обучению грамоте;
Сформировать у участников мастер-класса практические навыки разнообразных приемов работы с детьми через использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке детей к обучению грамоте.
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Что мы вкладываем в понятие «грамота»? Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
И здесь, на мой взгляд, колоссальный вклад оказывают игровые технологии. Не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Игра не возникает сама по себе, поэтому наша основная задача – открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. А самое главное, что именно игра делает сложный материал понятным и доступным, скучный – интересным.
В своем выступлении хочу поделиться с вами приемами и формами работы с использованием речевых и дидактических игр при подготовке детей обучению грамоте.
Применяемые мною на практике игры по развивающим задачам условно я разделила на следующие группы:
1. Игры на выделение и интонирование звуков. Игры, помогающие определить позицию звука в слове.
Игра № 1 "ЗВУКОЕДИК"
Игровой материал : кукла. Правила игры: рассказываем детям.
У Звуковичков есть страшный враг - Звукоедик. Он питается начальными звуками во всех словах.
Ходим с куклой в руках по комнате и говорим:
...иван, ...каф, ...тул и т.д.
Что хотела сказать кукла?
Или Звукоедик съедает последний звук. Как теперь звучат произносимые слова: "Сто...,
сту..., тарелк... и т.д."
"В СТРАНЕ ЗВУКОВ"
Правила игры: В стране звуков не принято называть друг друга по именам или
фамилиям. Там говорят только первый и последний звуки. Например:
Вова - [В-А]
Серёжа - [С- А]
Баранкин - [Б - Н]
и т.д.
Давайте познакомимся, как будто мы в стране звуков.
"ПОДАРКИ ЛЕСНЫМ ЗВЕРЮШКАМ"
Правила игры: крокодил Гена провёл отпуск в Африке. И оттуда привёз своим друзьям -
лесным зверюшкам - много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название
которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки, например:
зайчику - зонтик, звонок, задачник; лисенку - леденец, лежак и лейку;
лосенку - лопатку, лыжи и лакомство.
А что подарил крокодил Гена волчонку, белочке, барсучку, медвежонку и Чебурашке?
Какие подарки мог подарить крокодил Гена детенышам животных: козлёнку, жеребенку,
щенку, ослику и верблюжонку?
2. Игры и упражнения для развития произносительной стороны речи, способствующие восприятию речи и её фонетическому оформлению.
Назовите эти предметы.
Назови слова со звуком «бь».
Назови слова со звуком «б».
3. Игры, направленные на формирование умения классифицировать звуки по качественной характеристике.
Когда у детей сформированы понятия «Твёрдые и мягкие согласные звуки», провожу игры:
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (твердые и мягкие согласные звуки)
Цель: учить дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости.
Оборудование: наборы предметных картинок на заданные звуки.
Ход игры: ребенок называет названия четырех предложенных картинок, выделяя голосом первый звук в каждом слове. Затем определяет лишний предмет, обосновывая свой выбор. Например, белка лишняя, потому что в этом слове первый звук [Бь], а в словах «барабан, ботинок, бобер» первый звук [Б].
«Два короля».
- Жили – были 2 короля. Один король правил государством твёрдых звуков, а другой - королевством мягких звуков. Во дворце Твёрдого короля находились только твёрдые вещи, а Мягкого - только мягкие. И слова они любили разные: один с мягкими согласными звуками, а другой – с твёрдыми.
А теперь поиграем в этих королей. Выберем из вас твёрдого и мягкого короля.
Вариант 1. У каждого короля есть свой дворец. Выберите каждый для своего дворца вещи, подходящие вам. Не забудьте, что Твёрдый король должен выбирать слова с твёрдыми согласными звуками, а Мягкий – слова, в которых есть хотя бы один мягкий согласный звук. (Вот список предлагаемых вещей - шкаф, стол, диван, кровать, кресло, стул, комод, зеркало, полка, будильник, лампа, ложка, вилка.)
Вариант 2. Короли любят ходить на охоту. Кто из них на кого будет охотиться (лиса, волк, кабан, белка)
В этой игре дети учатся анализировать звуковой состав слова и делать простейшие выводы.
4. Игры, развивающие у детей буквенный гнозис.
Буквенный гнозис-узнавание букв и написание букв
Для запоминания букв и их узнавания я провожу игры:
«Допиши буквы»
«Какая буква выглянула в окошко?»
В окошко, вырезанное по силуэту, показываю фрагмент буквы, по которому дети должны угадать букву.
Данные игры не только помогают запоминанию и узнаванию буквы, но и развивают пространственное мышление и внимание.
Сколько букв на картинке?
5. Игры, направленные на формирование первоначальных навыков чтения.
"Накорми зверей".
У детей картинки с изображением животных и птиц. которых они будут "кормить". На столе карточки с названиями кушаний. Карточки перевёрнуты, дети по очереди открывают и читают названия. Кому что предложить.
"Перевод с вороньего"
. Ворона все слова называет словом "кар". надо им дать человечьи названия. т. е. ребёнок должен дополнить, дописать слова, которые начинаются на "кар"- картина, карандаш, карлик, карусель. Аналогично можно играть "Перевод с козьего" (слова на "МЕ", "Перевод с гусиного" - слова на "га")
"Найди слово по половинке"
Ребенок читает слово по его верхней или нижней половине, затем находит вторую половину, соединяет и проверяет правильность выполнения задания.
И напоследок расскажу о двух играх, применяемых при выделении ударения в словах
«Лингвистический эксперимент» - при обучении детей вычленению ударения я провожу такой эксперимент. Зажигаю свечу, подношу к губам и произношу трёхсложное слово. Почему свеча погасла при произнесении последнего слога? – потому что последний слог ударный, он произносится с силой, усиливается напор потока выделяемого воздуха.
Игра «Кастинг» помогает детям понять подвижность ударения.
В русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает на один и тот же определённый слог. Например, во французском языке ударение падает на последний слог: Париж, монтёр, пальто, шахтёр. Французы, когда учатся говорить по – русский, часто произносят слова на французский лад.
А теперь предлагаю игру «Кастинг». Вас пригласили сниматься в кино, где вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по – русский, с ударением на последнем слоге. Объявляется кастинг на роль француза. Прочтите слова на слайде так, как их прочитал бы француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия.
Таким образом, игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.
Я желаю, чтобы показанные мною игровые технологии успешно использовались педагогами в практической работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»
Мастер-класс для педагогов«Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»...
Мастер-класс «Игровые технологии как средство обучения детей грамоте»
Игры для обучения детей грамоте....
Мастер-класс для воспитателей «Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей«Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Мастер-класс на тему: «Игровые технологии как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Артикуляционая гимнастика,изготовление с родителями тренажера для дыхательной гинастики....
Мастер-класс для воспитателей «Игровые технологии как средство обучения дошкольников грамоте» (презентация)
Цель: показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр.Задачи:Систематизировать знания педагогических раб...
Мастер-класс для воспитателей «Игровые технологии как средство обучения дошкольников грамоте»
Цель: показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр.Задачи:Систематизировать знания педагогических раб...
- Мне нравится (7)