мастер-класс для родителей "Игры на кухне" по обучению грамоте детей 6-7 лет.
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 103»
Мастер – класс «Игры на кухне»
по обучению грамоте
для родителей детей 5 – 7 лет
учитель-логопед
Абдусаламова Г.Г.
Курск 2016
Образовательные цели:
- Обучить родителей навыкам проведения игр для обучения дошкольников грамоте.
- У детей закреплять умение давать характеристику звуков.
- Формировать умение дифференцировать звуки [Ж],[Ш].
- Совершенствовать навыки слогового чтения и «печатания».
- Закреплять зрительный образ изученных букв, учить узнавать буквы русского алфавита.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
- Развивать зрительно-пространственное восприятие, усвоение пространственных ориентировок на плоскости.
- Развивать мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, ответственности.
- Воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога.
Оборудование: танграм на каждого ребёнка, схема машины, счётные палочки, розетки с рисом, гречкой, макаронными звёздочками на каждого ребёнка, солёное тесто, цветной картон, шифровки для детей и взрослых, простые и цветные карандаши.
Предварительная работа: обучение детей чтению, «печатанию», навыкам звукового и слогового анализа и синтеза, умению разгадывать шифровки.
Ход мастер – класса:
I. Организационный момент
Логопед обращается к родителям и педагогам:
Грамотность — это не просто умение читать и писать. Грамотность определяет способность человека читать, писать и говорить на своем родном языке, а также умение анализировать и решать задачи на уровне, приемлемом на работе, в семье и в обществе.
При обучении ребёнка грамоте мы ставим задачу не только научить ребёнка читать и печатать, но и развить его фонематическое восприятие, сформировать фонематический анализ и синтез.
Вашему сыну или дочери скоро исполнится шесть лет. Перед вами встанет вопрос, как подготовить ребенка к школе, когда начать эту подготовку, чтобы период школьной адаптации не был трудным.
Сегодня я предлагаю вам мастер класс, который назвала «Игры на кухне», потому что в эти игры можно играть везде, в том числе и на кухне, пока мама готовит обед или ужин.
Логопед приглашает детей. Дети входят, здороваются.
Логопед: Ребята, я вас приглашаю отправиться в страну Грамоты в гости к буквам ж и ш. Согласны?
Ответы детей.
Логопед: Но чтобы туда добраться вам придется преодолевать трудности и выполнять различные задания. Вы готовы, не испугаетесь?
Ответы детей.
Почему именно к этим буквам. Да просто потому, что мы их недавно выучили. Ребята, давайте расскажем нашим гостям, что мы знаем про буквы ж и ш. Дадим характеристику звуков.
Дети: Звук [ш] – согласный твёрдый глухой;
Звук [ж] – согласный твёрдый звонкий.
Логопед: Чем эти звуки похожи?
Дети: Они оба согласные твёрдые.
Логопед: А чем они отличаются?
Дети: Звук [ш]– глухой, а звук [ж]– звонкий.
Каждый ребёнок приглашает маму, проходят на места.
II. Основная часть
Логопед: Прежде чем начать выполнять задания, давайте подготовим наши руки.
1.Выполняется комплекс пальчиковой гимнастики без слов.
- «Ветерок».
- «Сжимание, разжимание ладошек».
- «Обнимаются ладошки».
- «Замок».
- «Пианино».
- «Раскатывание ребристого карандаша».
- «Кулачок – ладошка»
2.Логопед: А на чём же мы отправимся в наше путешествие?
Предложения детей.
Логопед: Ребята, а какой же вид транспорта подойдёт нам больше, учитывая к каким буквам мы едем в гости.
Собираем из танграма машину. На доске вывешивается схема.
3.Логопед: Пока едем поиграем в игру «Хлопушка».
Я называю слоги и слова со звуками [ж] и [ш] , а вы хлопаете в ладоши, если услышите звук [ж], и гладите себя по голове, если услышите звук [ш].
Ша, жи, уш, иш, жо, жу, шу,жа
Машина, жук, пожар, школа, жаба, машинист, шаль, жаль, лужа, Луша, мажет, машет.
А вот и первая остановка.
4.Нужно выложить буквы ж и ш из счётных палочек.
Выкладывают, гости помогают. (Дети выкладывают ш, а гости ж).
5.Логопед: Ребята, буквы прислали нам шифровки. Они хотят посмотреть, справитесь ли вы.
Дети работают с одним видом шифровок, а взрослые с другим.
Дети делают звукобуквенный анализ своего слова.
Один ребёнок делает звукобуквенный анализ на доске. Дети проверяют правильность выполнения работы.
III.Физкультминутка
Логопед: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Измени слово» с мячом.
Вам нужно изменить звук [ж] на [ш] и наоборот в словах. Взрослые бросают мяч своему ребёнку, называют слово, которое у них получилось при разгадывании шифровки. Дети изменяют звуки и возвращают мяч.
САЖА – САША
ШАР – ЖАР
ЛУША – ЛУЖА
ШАЛЬ – ЖАЛЬ
НАШИВКА – НАЖИВКА
ТУЖИТЬ – ТУШИТЬ
МАШЕТ – МАЖЕТ
ПАЖИ – ПАШИ
СУЖУ – СУШУ
КРУШИТЬ – КРУЖИТЬ
ВЫЖИВАТЬ – ВЫШИВАТЬ
НАШИТЬ - НАЖИТЬ
IV.Основная часть
1.Логопед: Поиграли, отдохнули, пора спешить. Едем дальше.
Поиграем в игру «4-й лишний».
Проводится игра « 4-й лишний».
Примерные ряды слов:
Жаба, живот, шапка, журавль;
Шум, школа, шоколад, жук;
Жасмин, ножи, жадина, жало;
Шиповник, шаг, шёлк, шашки.
Для гостей:
Шепчешь, шумишь, можешь, шутишь;
Шьёшь, шишка, шумишь, шипишь.
2.Логопед: Ребята, нам совсем немного осталось до страны Грамоты. Вот ещё одно задание прислали звуки.
Буквы просят сделать их портреты. Дети лепят из солёного теста букву ш, а взрослые ж. Приклеивают на картон и украшают рисом, гречкой, макаронными звёздочками.
V.Рефлексия
Логопед: Ребята, кому, что понравилось на занятии? А кому, что было трудно выполнять? Ответы детей.
Логопед предлагает задать вопросы родителям и педагогам. Отвечает на заданные вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...
Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"
Долгосрочный проект формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...
Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.
Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....
Обучение чтению детей с ОНР. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии.
Обучение чтению детей с ОНР.Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии....
Проект по обучению грамоте "Нетрадиционные методы обучения грамоте детей с ОВЗ"
Проект направлен на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста...
Упражнения по обучению грамоте детей 6-7 лет с ТНР (4 год обучения)
Картотека упражнений по обучению грамоте детей 6-7 лет с ТНР (4 год обучения)...