Конспект по обучению грамоте на тему "Путешествие по сказке "Царевна-лягушка"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Махова Наталья Петровна

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы строится на аналитико-синтетическом звукобуквенном методе. Включает развивающие задания с применением наглядного материала. Ззадачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_skazke_tsarevna_lyagushka.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему:

«Путешествие по сказке «Царевна-лягушка»

Для детей 6-7 лет.

Подготовила: Махова Наталья Петровна, воспитатель высшей квалификационной категории.

 « Путешествие по сказке «Царевна-лягушка»

Цель: уточнить уровень знаний детей по образовательной области «Речевое развитие»

Задачи:

  • Уточнить знания детей о классификации звуков: гласные и согласные, в определении места звука в слове, подборе слов на заданный звук.
  • Оценить умения детей оперировать со схемой слова и предложения.
  • Выявить уровень умения изменять существительные в числе, роде.
  • Показать умения детей в словообразовании — образовывать прилагательные от существительного (медведь — медвежий и т.д.), подборе действий предмета.
  • Развивать речь, внимательность.
  • Воспитывать доброту, чувство сострадания, желание помочь тем, кому трудно.

Оборудование.

Мультимедиа.

Карточки для определения схемы слова.

Мяч

Корзинка с игрушками: мяч, машинка, звонок, часы, книга, колеsо, телефон, погремушка, цветок.

Ход занятия

Воспитатель:

— Ребята, знаете ли вы сказку «Царевна-лягушка»?

Из-за того, что Иван-царевич сжег лягушечью кожу. Василиса Премудрая досталась Кощею Бессмертному, который жил в тридевятом царстве, тридесятом государстве.

Иван-царевич отправился в дальний путь искать Василису Премудрую. Дорога была долгой. Пришел он в лес, да и заблудился…

Как стал кричать Иван-царевич? (Ау!)

— Какой первый звук? (А)

— Что мы о нем знаем? (Он гласный)

— Какой второй звук ? (У)

— Что мы о нем знаем? (Он тоже гласный)

— Какие еще гласные звуки вы знаете? (О, и, ы, э)

— Почему они гласные? (Тянутся, нет преграды при произношении)

Они образуют слог, придают твердость или мягкость согласным звукам.

— Помогите Ивану-царевичу выбраться из темной лесной чащи.

-Посмотрите на слайд и найдите буквы, которые обозначают глаsный звук.

— Какие буквы остались? (Согласные)

А, О, Э, Я, Ю, Ы, У, С, П, К, Н, Р,

— Почему мы их называем согласные? (Шипят, рычат, свистят, требуется помощь язычка, есть преграда в произношении)

Воспитатель:

— Долго ходил Иван-царевич, проголодался, стал искать себе пищу, да вот что нашел.

(Карточки-схемы слов)

— Что это? (Схемы слов)

— Каких слов? (Коротких, длинных)

Дети садятся за столы на столах карточки.

Найдите на карточке слова к схемам проведите стрелочку.

— Назовите первый звук, последний.

— Сколько звуков в слове?

— Сколько гласных? Согласных?

— Раздели слово на слоги.

— Иван-царевич шел, шел, устал. И мы с вами немного отдохнем. Поиграем в игру с мячом.

ФИЗМИНУТКА

Игра с мячом в кругу

— Измени мое слово так, чтобы оно обозначало много предметов.

Стол-, день-, кот-, голубь-, стрела-, цветок-, ягода-, лапа-, дворец-, ковер-….

А сейчас, мы узнаем, кого увидел Иван-царевич на берегу реки.

Дети читают слово по слогам и составляют к этому слову схему.

РЫ-БА — оставь схему к слову. 

А как называется эта рыба?

щу-ка- звуковой анализ слова

— Молодцы! Выбрались мы из этого болотистого места. Помогли и Ивану- царевичу.

— Отправился Иван-царевич дальше. А впереди болото, пройдя по кочкам, мы сможем быстрее добраться до царства Кощея.

— Надо прочитать слог и договорить его до целого слова (КО-…коза, МА- мама, и т.д.)

Воспитатель:

— Скоро сказка — сказывается, да нескоро дело — делается. Продолжает Иван- царевич поиски своей Василисы Премудрой. Идет по дороге, торопиться! А мы с вами поиграем в слова.

— Образуйте новое слово, которое отвечает на вопрос, какой?

Из слов существительных дети образовывают новые слова (прилагательные.

Медведь -…медвежий; хлеб — хлебный, ….

Лимон -…., лиса -…., звезда -…., дерево -…,

Часы -…, окно — …, дождь -… .

Работа над словообразованием (изменение окончания).

По картинкам-карточкам

— голубое блюдце, черный шарф, синее платье, красный мак, зеленая груша, красное яблоко, белый голубь, зеленый лист, белый мел, желтая репа.

— Кощей понял, что к нему идет Иван-царевич и стал еще больше злиться, все дорожки перепутал. Остановился Царевич, не знает, куда путь держать.

— А мы тут как тут! На помощь пришли.

— Найдите место звуку (В) в словах.

Слива — в середине, вилы — вначале, обувь-…, ворота-…, вертолет-…, телевизор-… дерево-…, ведро-…, трава-…, волк-… .

— Вот и замок показался вдали. Кощею скоро погибель будет. Уже совсем скоро и Василису Премудрую спасем!

— Пройди по мостику,назови слово, в котором есть звук (К) , (дети по очереди называют слова).

— Молодцы!

— Посмотрите, какие вещи нам оставил Кощей.

Дети в корзинке находят игрушки.

— Подберите действия к предметам, которые в корзине, и мы сможем найти смерть Кощея и спасти Василису Премудрую

Мяч — лежит, машина — едет, звонок — звенит, часы — (…) , книга (…), колесо (…), цветок (…), погремушка (…) .

-Смотрите, вот яйцо — это смерть Кощея.

Осталось только найти в замке Василису Премудрую и отправиться в обратный путь. А вот и она.

Посмотрите, что написала нам Василиса Премудрая.

Прочитайте, что тут написано.

Спасибо, дорогие ребята!

l______, ________ ________!

Теперь Иван-царевич и Василиса Премудрая будут жить — поживать и добро наживать.

ИТОГ:

— Вы славно потрудились, и помогли Ивану-царевичу.

-А нам пора в детский сад.

-У нас в книжном уголке появилась книга с русскими сказками и в этом сборнике есть сказка «Царевна —лягушка»

-А сегодня, после прогулки, перед обедом, мы сможем посмотреть мультфильм «Царевна-лягушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Букварию". "

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе дифферннциация звуков "Ш-Ж" по теме: "Путешествие в Букварию"....

конспект НОД обучение грамоте "Космическое путешествие"

Итоговое занятие по обучению грамоте подготовительная группа.Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов.Закрепить представление о том, что речь состоит из предложений....

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

Конспект по обучению грамоте

По программе  "Детство"...

конспект НОД Обучение грамоте

Обучение грамоте "Забавные буквы"...