Проблема обучения пересказу детей дошкольного возраста
статья по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Перед нами ставится задача проанализировать научную и методическую литературу по проблеме обучения детей старшего дошкольного возраста пересказу . Есть предположения, что при ознакомлении детей с жанром сказки возможно влиять как на структуру детского повествования, так и на развитие специальных выразительных средств. Для этого необходима систематическая работа по ознакомлению со сказками и освоением детьми выразительных средств, раскрытия художественного образа при помощи обучения пересказу. В статье приведен анализ взглядов разных исследователей по этой тематике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_obucheniya_pereskazu_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема обучения пересказу детей дошкольного возраста
Пересказ литературных произведений в детском саду - это средство развития речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста. Это более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
Пересказ - это творческий процесс. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения.
Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения. Начиная со средней группы, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию.
Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Благодаря занятиям по пересказу, дошкольники приобщаются к художественной речи, начинают запоминать и пользоваться образными выражениями, эмоционально окрашенной речью и словосочетаниями [6, с.34].
Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественных произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. Создавая в группе образовательные ситуации педагог предлагает дошкольникам пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих - новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки.
Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.
Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений.
Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий - дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное.
Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы [20, с.55].
В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений.
При оценке готовности к творчеству детей учитываются следующие моменты:
—правильно ли передается замысел, тема;
—какова степень точности в обрисовке персонажей;
—какова самостоятельность и логическая последовательность изложения;
—какие используются художественные средства, характерные для сказок;
— использование выразительности голоса (смысловых пауз, ударений, интонационной окраски).
В процессе обучения пересказу у дошкольников совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.
Анализируя использование ряда приемов руководства в обучении детей пересказу, Л.А.Пеньевская показала значение каждого из них для развития определенных качеств детского рассказа. В качестве активного руководства пересказом детей она предлагала использовать вспомогательные вопросы, которые облегчают творческую задачу, активизируя воображение ребенка и направляя развитие замысла (плана) в последовательности описаний и действий, делая рассказ ребенка более богатым по развитию сюжетной выдумки и выразительности языка.
В обучении пересказу важным является не только результат - сам рассказ, но и процесс его создания. Л.В.Ворошнина отмечает, что, пересказыкая несколько рассказов на одну тему, ребенок создает новые варианты, ищет различные приемы и средства создания произведения. Каждое новое сочинение обогащается по линии характеристики образов, раскрывает поступки героев, создает новые ситуации, эпизоды и т.п.
Сам процесс пересказа воспитывает интерес к речевой деятельности, формирует гибкость ума, раскрывает возможности ребенка. [8] Используя в обучении детей пересказ, автор предполагает, что для развития у дошкольников высокого уровня художественно-речевой деятельности необходимо формировать умение пересказывать рассказы и сказки.
Особая роль в развитии речевого творчества дошкольников отводится пересказу. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваивается построение отдельных предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания.
Работа над творческим пересказом включает и работу по уточнению произношения звуков, развитие речевого дыхания, голоса, подвижности артикуляционного аппарата, выработку нормального темпа, ритма речи. Постепенно дети учатся располагать предложения в логической последовательности, находить в текстах опорные слова, что является следующей ступенькой к умению составлять план, а затем определить тему высказывания, выделять главное, последовательно строить собственное сообщение, которое должно иметь начало, продолжение, конец.
Таким образом, обучение творческому пересказу играет важную роль в развитии словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
Список используемой литературы:
- Ворошнина Л.В. Роль учебных мотивов в обучении рассказыванию на основе литературного образца. //Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста». -Пермь, 2001
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 2006. — 96 с.
- Гаврилова Т.П. Теоретические основы развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - № 3. - С. 89-93.
- Галеева Е.В., Шестакова А.О. Сказка, как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста/Молодежь в науке// Новые аргументы. - 2015. - №2. - С. 152-154.
- Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 128 с.
Воспитатель ГБДОУ № 33
Жучилина Надежда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В данной статье отражаются проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с нарушениями речи....
Консультация «Обучение пересказу детей младшего возраста»
Консультация для воспитателей младших групп...
Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с ОНР на тему: "Пересказ рассказа «В уголке Дурова»"
Развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию...
Консультация для родителей Обучение пересказу детей дошкольного возраста.
Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач д...
«Использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста»
Материал может быть полезен родителям и воспитателям, работающим в детском саду в работе по обучению пересказу детей дошкольного возраста используя приемы мнемотехники. Предложенная система работы рас...
Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста
Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов "Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста"
Консультация будет полезна воспитателям, старшим воспитателям, методистам....