Консультация для родителей Обучение пересказу детей дошкольного возраста.
консультация на тему

Хайбуллина Альфия Мирсаитовна

Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, (ряд  логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач детского сада.

 

Пересказ –  первый вид рассказов, которому воспитатели начинают    учить детей.

 

Пересказ – воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_pereskazu.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, (ряд  логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач детского сада.

Пересказ –  первый вид рассказов, которому воспитатели начинают    учить детей.

Пересказ – воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.

    Чтобы это обучение   было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности. Тексты подбирать надо так, чтобы они были доступны для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях  должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны. Подбирать сюжеты с чётной композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.

   Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной логической речи  состоит прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику.  Ребёнка надо останавливать, снова обращать его к образцу, если  он добавляет слишком много своего или упускает важные детали. Пересказ доступен и близок ребёнку, так как получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

   Дети приобщаются к подлинно-художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведения, предлагаемая для пересказа, цельность формы, композиции и языка  учат детей чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упускать главного,  то есть развивать их речевые умения.

  Пересказ - это также творческий процесс. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ), не допускать слов и оборотов речи, не свойственных данному жанру. Например, в народной сказке будут  фальшиво звучать книжные или очень современные слова.  

Подготовка пересказа включает идейно-художественный (характер) анализ произведения, как при подготовке к художественному чтению (идея, система художественных образов, сюжет, композиция, язык).

   Текст народной сказки должен быть неторопливым.

   В бытовой сказке и в сказках о животных язык разговорный с присущими разговору интонациями. Нередко почти всегда сказка строится на диалоге, на прямой речи персонажей, что позволяет ограниченными средствами наиболее полно раскрыть их характеры

В волшебной сказке  романтическая приподнятость событий, таинственность требует и соответствующих интонаций. Требует внимания рассказчика, структурные элементы самой сказки и присказки. Цель присказки – собрать внимание слушателей. После присказки обязательна пауза, иначе дети примут присказку за начало сказки, или трудно будет вникнуть в суть событий, о которой начал читать рассказчик.

  В песенках-повторах интонации должны быть особенно точными: от повтора к повтору меняется соотношение силы, изменяется настроение, состояние персонажей.

  Концовка сказки –  свидетельство завершения повествования. Интонация концовки – непосредственное, доверительное общение со слушателями, возвращение их мыслей и чувств к повседневной жизни.

  Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно –художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они  более творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи.

Установлено, что в дошкольном возрасте дети легче всего осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и словосочетания фраз и части рассказа. Зачастую ребёнок 4- 5 лет не закончив одной части высказывания, переходит к другой. С совершенно новым содержанием, то есть смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют. Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно художественное произведение. Учит отвечать на вопросы, выделять основную мысль. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно-художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного опыта на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирования связной речи детей.

Подбирая произведения для пересказа необходимо учитывать следующие требования к ним: высокую художественную ценность, идейную направленность: динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения; чёткость и последовательность развёртывания действия, занимательность содержания. Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем. Этим требованиям соответствует, например, народные сказки; небольшие рассказы Н.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина и В.Бианки, Е.Пермяка, Н.Кошниной.

Произведения нужно подбирать сюжетные с чёткой позицией, с последовательными действиями.

   Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.

  Обязательное требование к языку произведения – выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

    В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребёнка был понятен слушателям, то есть, чтобы все его части были взаимообусловлены. Важным условием для условия связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, так как характерные недостатки детских рассказов – однообразно используемых синтаксических конструкций, повторение одних и тех же слов, частей, предложений и даже целых фраз и т.д.

     Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами с сочинением и подчинением. Очень важно чтобы дети сами использовали доступные или образные средства родного языка.

     Обучение будет эффективнее лишь в том случае, если дети  внимательно  слушают объяснения и указания воспитателя, активно выполняют учебные задания, проявляют к ним интерес.

     Занятия по пересказу занимают знаменательное место в системе работы по формированию связной речи. Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевые развития усиливаются. Прежде всего, воспитатель  должен выразительно прочитать рассказ, который детям предстоит пересказать. После чтения проводится беседа, основное значение которой – выяснить, правильно ли дети содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим признаком в беседе выступают вопросы педагога.

    Надо помнить, что дети очень нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, в их советах.                                      

         Воспитатель должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей, при   рассказе, на что обращать внимание ребёнка. Задача воспитателя – научить ребёнка правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.

Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. Перед началом пересказа они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействие персонажен; в процессе пересказа дополняют или уточняют ответ ребенка; после пересказа помогают проанализировать его.

В методической литературе рекомендуется широко использовать план пересказа. План воспитатель составляет один или вместе с детьми.

Указания педагога тоже важный методический прием. Он используется, если ребенок забыл текст или отдельное слово. Указания помогают малышу понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, развивают выразительность речи при пересказе.

С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, вставлять в рассказ воспитателя отдельные слова и фразы.

На данном этапе перед педагогом стоят две задачи: 1) научить детей воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребенка; 2) подвести к воспроизведению текста.

 

Обучение пересказу детей дошкольного возраста

         Большое значение на связность детской речи оказывает пересказ литературных произведений, т.е. связное, осмысленное, выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения в устной форме.

         А.М. Леушина отмечала, что развитие связной речи должно начинаться с пересказа литературного произведения и переходить к самостоятельному рассказыванию.

         Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста, так как ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Пересказ требует от детей владения целым комплексом умений, воспринимать содержимое произведения, осмысливать его, запоминать, а затем последовательно и выразительно передать его, используя авторские слова и выражения.

Подбирая произведения для пересказа, необходимо учитывать следующие требования:

высокую художественную ценность;

идейную направленность;

динамичность, лаконичность;

образность изложения;

четкость и последовательность развертывания действия;

занимательность содержания;

доступность литературного произведения и его объем.

Этим требования, например, соответствуют русские народные сказки, рассказы Ушинского, Толстого, Бианки, Пришвина и т.д.

         Сначала с детьми  проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения.

Перед взрослым стоят две задачи:

- научить детей сначала воспринимать текст, читаемый ему, а затем рассказ самого ребенка.

- подвести к воспроизведению текста.

        Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Колобок», «Теремок», «Репка»).

       Наиболее эффективным приемом обучения пересказу является, прием когда дети включаются в повторный рассказ взрослого, повторяя одно, два слова или целое предложение.

           Если ребенок запомнит начало сказки, то он сможет пересказать ее самостоятельно. На этой ступени пересказывания вопросы детям лучше не задавать, а напоминать сам текст, тогда ребенок лучше воспроизводит содержание сказки. После пересказа сказки можно переходить к пересказу коротких рассказов. Образцом таких рассказов являются лаконичные рассказы Л.Н. Толстого.

         В дальнейшем задачи при обучении пересказу усложняются:  уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание рассказа или сказки без помощи взрослого, близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Необходимо учить детей не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствия тексту. Произведения для пересказа отличаются большим разнообразием по тематике, содержанию и форме. Мораль в произведении может быть уже скрытой. Широко используется совместный пересказ взрослого и ребенка. Помощь взрослого заключается в напоминании фразы, подсказке забытого слова.

           В процессе обучения дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания, сравнения, эпитеты, а так же различные интонационные оттенки.

Важным является оценка детского пересказа.

           Уже к старшему дошкольному возрасту речь у детей достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

              Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

         Надо помнить, что дети очень нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, в их советах.                                      

         Взрослый должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей, при   рассказе, на что обращать внимание ребёнка. Важным приемом являются вопросы взрослого. То есть после того, как прочитали текст, можно предложить ребенку ответить на вопросы по содержанию рассказа, например, кого встретила Красная шапочка в лесу, почему волк сказал девочке, чтобы она пошла по длинной дороге, что случилось потом. Такие вопросы помогут ребенку лучше понять содержание рассказа, запомнить последовательность событий. Некоторые вопросы, а может разъяснения самого взрослого (если ребенок затрудняется ответить) помогают ребенку понять значение непонятных слов ( невод, закат, рассвет, роса и пр) или выражений (у страха глаза велики, золотые руки, светлая голова).

         Важно дать нравственную оценку героям произведения: трусливый или храбрый, простодушный или хитрый, ленивый или трудолюбивый. В конце подводится итог: чему учит нас рассказ или сказка, разъясняется скрытый смысл произведения.

      Установлено, что в дошкольном возрасте дети легче всего осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и словосочетания фраз и части рассказа. Зачастую ребёнок  5 лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой. С совершенно новым содержанием, то есть смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют. Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно художественное произведение. Учит отвечать на вопросы, выделять основную мысль. Важно перед началом пересказа текста ребенком, прочитать весь рассказ еще раз. Повторное чтение поможет ему лучше запомнить сюжет произведения, отдельный образ (описание предмета, внешнего вида героя и т.д.), отдельные предложения, интересные в языковом плане, обогащающие их речь.

         Итак, пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно-художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. В дальнейшем  они более творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного опыта на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирования связной речи детей.

 

Консультация для родителей

Обучение пересказу детей

дошкольного возраста.

                                                                            Учитель-логопед:

                                                                            Хайбуллина А.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Воспитание интереса детей дошкольного возраста к пересказу литературных текстов»

Консультация«Воспитание интереса детей дошкольного возраста к пересказу литературных текстов»...

Консультация для родителей: "Пересказ, как одно из форм развития речи и памяти"

Пересказ в дальнейшем пригодится детям в успешном обучении....

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой

Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...