Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Открытое занятие в подготовительной к школе группе
По обучению грамоте.
Тема: Звуки [Д] и [Т ]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие в подготовительной к школе группе
По обучению грамоте.
Тема: Звуки [Д] и [Т ]
Воспитатель : Дерова Ольга Геннадьевна
Цель: учить детей различать звуки [т] – [д] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие.
- Формировать навыки языкового анализа и синтеза:
а) звуко-буквенного анализ слова;
б) анализа предложений из 4 слов;
- Развивать внимание, память, мышление.
- Развивать мелкую моторику рук, межполушарные взаимодействия,
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям загадку. Продолжить по рифме, подставив нужную букву
Дельфин, весёлый наш дельфин,
Играет в море не один,
Там два дельфина на воде,
Играя, учат букву ...
Ответ: буква Д
Воспитатель: В этой загадке нужно сначала отгадать слова, о которых идет речь, а затем - букву, на которую начинаются это слова.
Эта буква солнце застит -
День погожий нам ненастит,
Звонко каблучком стучит,
А рассердится — рычит.
Ответ: буква Т ( тигр)
Воспитатель: Все вы знаете, что буквы мы пишем, а звуки ….(произносим). И сейчас мы с вами будем произносить звуки.
1. Упражнение «Забей молоточком гвоздик»
Д-Д-Д произносим твердо
Д.-Д.-Д. теперь мягко
(выполняем движения ударов кулачков друг об друга)
Упражнение «Как звучат колесики у поезда»
Т-Т-Т произносим твердо
Т.-Т.-Т. произносим мягко
(имитируя движения поезда)
Воспитатель: Что же общего между этими двумя звуками «Д» и «Т»?
Дети: эти звуки согласные.
Воспитатель: Как мы их разнесли?
Дети: на твердые и мягкие.
Воспитатель: А чем же эти звуки отличаются?
Дети: звук «Т» и «Д» звонкий, а «Т.» и «Д.» глухой
Воспитатель: Как это можно проверить?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте попробуем! Д-Д-Д что делает горлышко?
Дети: дрожит, значит это звонкий звук.
Воспитатель: А теперь с со звуком «Д.» Какой это звук?
Дети: звук «Д,» глухой.
Воспитатель: Разберите звук «Т» и «Т.» самостоятельно и дайте ответ.
Ответ детей.
Воспитатель: И так, можно сделать вывод, что согласные звуки делятся на твердые и мягкие, на звонкие и глухие. Какие еще звуки вы знаете?
Дети: гласные
Воспитатель: чем отличаются гласные от согласных?
Дети: гласные можно петь и тянуть, а согласные нельзя.
Воспитатель: обратите внимание, какой квадрат я поставила на доске?
Дети: на доску вы поставили синий квадрат.
Воспитатель: Назовите все гласные буквы, которые пишутся после твердых согласных
Дети: А,О,У,Э,Ы.
Воспитатель: Теперь я ставлю зеленый квадрат. Что он обозначает?
Дети: зеленый квадрат обозначает мягкий согласный.
Воспитатель: Какие гласные буквы пишутся после мягкого согласного?
Дети: Ю, Ё, Е, Я, И.
Воспитатель: Молодцы! Это вам будет подсказкой к следующему заданию.
2.Упражнение « Игра со звуками». Сейчас мы с вами будем работать по рядам. Задание для первого ряда: Посмотрите на картинку и прочитайте, что написано на ней (изображение дерева, надпись «дерево»)
Дети: на картине изображено дерево.
Воспитатель: что обозначает это слова?
Дети: слова «дерево» обозначает растение.
Воспитатель: задание для второго ряда: Посмотрите на картинку и прочитайте, что написано на ней (изображение травы, надпись «трава»)
Дети: на картине изображена трава.
Воспитатель: что обозначает это слова?
Дети: слова «трава» обозначает растение.
Воспитатель: первый ряд производит анализ слова «дерево», а второй ряд разбирает по звукам слова «трава», после того как вы закончите анализ слов, не забудьте проставить ударение (самостоятельная работа детей)
Воспитатель: Первый ряд объясняет свою схему к слову «дерево».
Дети: первый звук в слове «дерево»
«Д»- мягкий согласный, потому что после согласного идет гласная «Е», она смягчает согласный, обозначаем его зеленым квадратом.
Второй звук «Е»- это гласная
Третий звук «Р»-мягкий согласный, потому что после согласного идет гласная «Е» она смягчает согласный, обозначаем его зеленым квадратом.
Четвертый звук «Е»- это гласная
Пятый звук «В» - это твердый согласный, обозначаем синим квадратом
Шестой звук «О» - это гласная, обозначаем красным квадратом
В слове дерево ударение падает на первый гласный звук.
Воспитатель: давайте вместе скажем «ДЕРЕВО»
Второй ряд объясняет свою схему к слову «трава».
Дети: первый звук в этом слове «Т»- это твердый согласный, обозначаем синим квадратом
Второй звук «Р»- это твердый согласный, обозначаем синим квадратом
Третий звук «А»- это гласная, обозначаем красным квадратом
Четвертый звук «В» - это твердый согласный, обозначаем синим квадратом
Пятый звук «А»- это гласная, обозначаем красным квадратом
В слове «трава» ударение падает на второй гласный звук.
Воспитатель: давайте вместе скажем «ТРАВА»
Физминутка: «Две руки»
3. «Раздели слова»
Воспитатель: Поиграем в игру «Раздели слова» и определим звуки «Д» и «Т» в трех позициях: вначале, в середине и в конце .Перед вами лежат карточки с картинками, положите их перед собой. И по цыпочки начнем называть слова и определять позицию звука:
Дом- в слове дом один слог, звук «Д» находится в середине слова.
Дерево- в слове дерево 3 слога, звук «Д» находиться в начале слова
Звезда- в слове звезда 2 слога, звук «Д» находиться в конце слова
Радуга- в слове радуга 3 слога, звук «Д» находиться в середине слова
Девочка- в слове девочка 2 слога, звук «Д» находиться в начале слова
Лопата- в слове лопата 3 слога, звук «Т» находиться в конце слова
Редис- в слове редис 2 слога, звук «Д» находится в середине слова.
Тарелка- в слове тарелка 3 слога, звук «Т» находится в начале слова
Листок- в слове листок 2 слога, звук»Т» находится в середине слова
Цветок- в слове цветок 2 слога, звук «Т» находится в середине слова
Туфли- в слове туфли 2 слога, звук «Т» находится в начале слова
Трава- в слове трава 2 слога, звук «Т» находится в начале слова
Топор- в слове топор 2 слога, звук «Т» находится в начале слова
Молоток- в слове молоток 3 слога, звук «Т» находится в середине слова
Утка- в слове утка 2 слога, звук «Т» находится в середине слова
4. Рассматривание картины
Воспитатель: Ребята посмотрите на картину и найдите слова со звуками «Д» и «Т».
- Картина: трава, утка, дерево, птицы, дятел, листья, лебеди, дуб, вода, воздух, ветки и т.д.
- Картинка: дети, лопата, девочка, дерево, дом, дверь, ведро, дуб, куст, листья, куртка и т.д.
Воспитатель: Молодцы!
5. Игра «Назови слова»
Воспитатель: Назовите слова, которые соответствуют этой схеме. Вы называете, а я пишу (на доске схема: первый квадрат синего цвета, следующий красного, третий синего, и последний красного)
Дети: мама, каша, папа, лото, нога, рука, лыжи и т.д.
Физминутка:
Дима, Тима и Иван
Весело плясали
Покружились, поклонились
На местах остановились.
6. Игра «Живые слова»
Воспитатель: Ребята при общении мы с вами пользуемся чем? (речью) А чтобы речь была понятна, она должна состоять из предложений, а предложения из слов. И мы сейчас поиграем в игру «Живые слова».То есть словами будите вы сами, а я вам буду предлагать предложения. Послушайте: У нас интересные книги. Из скольких слов состоит это предложение? (это предложение состоит из 4 слов)
Воспитатель вызывает четверых детей и распределяет слова. Встаньте так как звучит предложение.
У нас интересные книги.
Интересные книги у нас.
Книги интересные у нас.
Следующее предложение. Выбираются другие дети.
Мы знаем много сказок.
Сказок много знаем мы.
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились. Ребята давайте им похлопаем.
7. Игра «Собери слова»
Воспитатель: Ребята вам нравится играть? Еще хотите? Посмотрите перед вами слоги, вам надо придумать из них слова.
На доске вывешивается плакат с изображением слогов: СА, ДО, МА, ГА, ЛО, ДЫ, РО, ДИ, ША.
Дети: Саша, Рома, дорого, лошади, Дима, Маша, роса, рога, сады и т.д.
Воспитатель: Все вы были сегодня молодцы, спасибо за отличную работу. Нашим гостям спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему: " Звуки Б и БЬ.Буква Б " ( проведено в рамках педагогической практики для студентов МП...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Путешествие в сказочный лес».Цели: 1.Закрепить анализ и синтез слов, упражнять в составлении слов из отдельных слогов;2. Закрепить умение распознавать на слух твёрдые и мягкие звуки;3. Уп...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Сюрприз от Деда Мороза»
Конспект открытого занятия по обучениюграмоте в подготовительной группе. Тема: «Сюрприз от Деда Мороза»...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Цель: профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.Программное содержание:Познакомить с буквой Л, соответствующей правильно произносимому твердому согласному звуку Л;Создавать условия ...
Конспект открытого занятия по обучения грамоте в подготовительной группе по теме: «Буква У»
Подготовила и провела...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"
Конспектоткрытого занятия по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Знаний»Программное содержание:Закрепить умение определять местоположения звука в слове;Упраж...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Помоги Незнайке»
Цель:• Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы] .Задачи:Образовательные:• Закреплять знания детей о гласных звуках.• Закреплять умения детей определять наличие за...