Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дерова Ольга Геннадьевна

Открытое занятие в подготовительной к школе группе

По обучению грамоте.

Тема: Звуки [Д] и [Т ]

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Открытое занятие в подготовительной к школе группе

По обучению грамоте.

Тема: Звуки [Д] и [Т ]

Воспитатель : Дерова Ольга Геннадьевна

Цель: учить детей различать звуки [т] – [д] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи.

- Развивать слуховое и зрительное восприятие.

- Формировать навыки языкового анализа и синтеза:

а) звуко-буквенного анализ слова;

б) анализа  предложений из 4 слов;

- Развивать внимание, память, мышление.

- Развивать мелкую моторику рук, межполушарные взаимодействия,

Ход занятия:

 Воспитатель предлагает детям загадку. Продолжить по рифме, подставив нужную букву

Дельфин, весёлый наш дельфин,
Играет в море не один,
Там два дельфина на воде,
Играя, учат букву ...

Ответ: буква Д

Воспитатель: В этой загадке нужно сначала отгадать слова, о которых идет речь, а затем - букву, на которую начинаются это слова.

Эта буква солнце застит -
День погожий нам ненастит,
Звонко каблучком стучит,
А рассердится — рычит.

Ответ: буква Т ( тигр)

Воспитатель: Все вы знаете, что буквы мы пишем, а звуки ….(произносим). И сейчас мы с вами будем произносить звуки.

1. Упражнение «Забей молоточком гвоздик»

Д-Д-Д  произносим твердо

Д.-Д.-Д.  теперь мягко

(выполняем движения ударов кулачков друг об друга)

Упражнение «Как звучат колесики у поезда»

Т-Т-Т произносим твердо

Т.-Т.-Т. произносим мягко

(имитируя движения поезда)

Воспитатель: Что же общего между этими двумя звуками «Д» и «Т»?

Дети: эти звуки согласные.

Воспитатель: Как мы их разнесли?

Дети: на  твердые и мягкие.

Воспитатель:  А чем же эти звуки отличаются?

Дети:  звук «Т» и «Д» звонкий, а «Т.» и «Д.» глухой

Воспитатель: Как это можно проверить?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте попробуем! Д-Д-Д что делает горлышко?

Дети: дрожит, значит это звонкий звук.

Воспитатель: А теперь с со звуком «Д.» Какой это звук?

Дети: звук «Д,» глухой.

Воспитатель: Разберите звук «Т» и «Т.» самостоятельно и дайте ответ.

Ответ детей.

Воспитатель: И так, можно сделать вывод, что согласные звуки делятся на твердые и мягкие, на звонкие и глухие. Какие еще звуки вы знаете?

Дети: гласные

Воспитатель: чем отличаются гласные от согласных?

Дети: гласные можно петь и тянуть, а согласные нельзя.

Воспитатель: обратите внимание, какой квадрат я поставила на доске?

Дети: на доску вы поставили синий квадрат.

Воспитатель: Назовите все гласные буквы, которые пишутся после твердых согласных

Дети: А,О,У,Э,Ы.

Воспитатель: Теперь я ставлю зеленый квадрат. Что он обозначает?

Дети: зеленый квадрат обозначает мягкий согласный.

Воспитатель: Какие гласные буквы пишутся после мягкого согласного?

Дети: Ю, Ё, Е, Я, И.

Воспитатель: Молодцы! Это вам будет подсказкой к следующему заданию.

2.Упражнение « Игра со звуками». Сейчас мы с вами будем работать по рядам. Задание для первого ряда: Посмотрите на картинку и прочитайте, что написано на ней  (изображение дерева, надпись «дерево»)

Дети: на картине изображено дерево.

Воспитатель: что обозначает это слова?

Дети: слова «дерево» обозначает растение.

Воспитатель: задание для второго ряда: Посмотрите на картинку и прочитайте, что написано на ней (изображение травы, надпись «трава»)

Дети: на картине изображена трава.

Воспитатель: что обозначает это слова?

Дети: слова «трава» обозначает растение.

Воспитатель: первый ряд производит анализ слова «дерево», а второй ряд разбирает по звукам слова «трава», после того как вы закончите анализ слов, не забудьте проставить ударение (самостоятельная работа детей)

Воспитатель: Первый ряд объясняет свою схему к слову «дерево».

Дети: первый звук в слове «дерево»

 «Д»- мягкий согласный, потому что после согласного идет гласная «Е», она смягчает согласный, обозначаем его зеленым квадратом.

Второй звук «Е»- это гласная

Третий звук «Р»-мягкий согласный, потому что после согласного идет гласная «Е» она смягчает согласный, обозначаем его зеленым квадратом.

Четвертый звук  «Е»- это гласная

Пятый звук «В» - это твердый согласный, обозначаем синим квадратом

Шестой звук «О» - это гласная, обозначаем красным квадратом

В слове дерево ударение падает на первый гласный звук.

Воспитатель: давайте вместе скажем «ДЕРЕВО»

Второй  ряд объясняет свою схему к слову «трава».

Дети: первый звук в этом слове «Т»- это твердый согласный, обозначаем синим квадратом

Второй  звук «Р»- это твердый согласный, обозначаем синим квадратом

Третий звук «А»- это гласная, обозначаем красным квадратом

 Четвертый звук «В» - это твердый согласный, обозначаем синим квадратом

Пятый звук «А»- это гласная, обозначаем красным квадратом

В слове «трава» ударение падает на второй гласный звук.

Воспитатель: давайте вместе скажем «ТРАВА»

Физминутка: «Две руки»

3. «Раздели слова»

Воспитатель: Поиграем в игру «Раздели слова» и определим звуки «Д» и «Т» в трех позициях: вначале, в середине и в конце .Перед вами лежат карточки с картинками, положите их перед собой. И по цыпочки начнем называть слова и определять позицию звука:

Дом- в слове дом один слог, звук «Д» находится в середине слова.

Дерево- в слове дерево 3 слога, звук «Д» находиться в начале слова

Звезда- в слове звезда 2 слога, звук «Д» находиться в конце слова

Радуга- в слове радуга 3 слога, звук «Д» находиться в середине слова

Девочка- в слове девочка 2 слога, звук «Д» находиться в начале слова

Лопата- в слове лопата 3 слога, звук «Т» находиться в конце слова

Редис- в слове редис 2 слога, звук «Д» находится в середине слова.

Тарелка- в слове тарелка 3 слога, звук «Т» находится в начале слова

Листок- в слове листок 2 слога, звук»Т» находится в середине слова

Цветок- в слове цветок 2 слога, звук «Т» находится в середине слова

Туфли- в слове туфли 2 слога, звук «Т» находится в начале слова

Трава- в слове трава 2 слога, звук «Т» находится в начале слова

Топор- в слове топор 2 слога, звук «Т» находится в начале слова

Молоток- в слове молоток 3 слога, звук «Т» находится в середине слова

Утка- в слове утка 2 слога, звук «Т» находится в середине слова

4. Рассматривание картины

Воспитатель: Ребята посмотрите на картину и найдите слова со звуками «Д» и «Т».

  1. Картина: трава, утка, дерево, птицы, дятел, листья, лебеди, дуб, вода, воздух, ветки и т.д.
  2. Картинка: дети, лопата, девочка, дерево, дом, дверь, ведро, дуб, куст, листья, куртка и т.д.    

Воспитатель: Молодцы!

5. Игра «Назови слова»

Воспитатель: Назовите слова, которые соответствуют этой схеме. Вы называете, а я пишу (на доске схема: первый квадрат синего цвета, следующий красного, третий синего, и последний красного)

Дети: мама, каша, папа, лото, нога, рука, лыжи и т.д.

Физминутка:

Дима, Тима и Иван

Весело плясали

Покружились, поклонились

На местах остановились.

6. Игра «Живые слова»

Воспитатель: Ребята при общении мы с вами пользуемся чем? (речью) А чтобы речь была понятна, она должна состоять из предложений, а предложения из слов. И мы сейчас поиграем в игру «Живые слова».То есть словами будите вы сами, а я вам буду предлагать предложения. Послушайте: У нас интересные книги. Из скольких слов состоит это предложение? (это предложение состоит из 4 слов)

Воспитатель вызывает четверых детей и распределяет слова. Встаньте так как звучит предложение.

У нас интересные книги.

Интересные книги у нас.

Книги интересные у нас.

Следующее предложение. Выбираются другие дети.

Мы знаем много сказок.

Сказок много знаем мы.

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились. Ребята давайте им похлопаем.

7.  Игра «Собери слова»

Воспитатель: Ребята вам нравится играть? Еще хотите? Посмотрите перед вами слоги, вам надо придумать из них слова.

На доске вывешивается плакат с изображением слогов: СА, ДО, МА, ГА, ЛО, ДЫ, РО, ДИ, ША.

Дети: Саша, Рома, дорого, лошади, Дима, Маша, роса, рога, сады и т.д.

Воспитатель: Все вы были сегодня молодцы, спасибо за отличную работу. Нашим гостям спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему: " Звуки Б и БЬ.Буква Б " ( проведено в рамках  педагогической практики для студентов МП...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Путешествие в сказочный лес».Цели:  1.Закрепить анализ и синтез слов, упражнять в составлении слов из отдельных слогов;2. Закрепить умение распознавать на слух твёрдые и мягкие звуки;3. Уп...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Сюрприз от Деда Мороза»

Конспект открытого занятия по обучениюграмоте в подготовительной группе. Тема: «Сюрприз от Деда Мороза»...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Цель: профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.Программное содержание:Познакомить с буквой Л, соответствующей правильно произносимому твердому согласному звуку Л;Создавать условия ...

Конспект открытого занятия по обучения грамоте в подготовительной группе по теме: «Буква У»

                                               Подготовила и провела...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"

Конспектоткрытого занятия по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Знаний»Программное содержание:Закрепить умение определять местоположения звука в слове;Упраж...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Помоги Незнайке»

Цель:• Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы] .Задачи:Образовательные:• Закреплять знания детей о гласных звуках.• Закреплять умения детей определять наличие за...