«Встреча с буквой «К».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Гришина Галина Семеновна

Специфика  логопедической работы со слабовидящими  детьми заключается в том, что речевые нарушения детей осложняются дефектами зрения.  У таких детей  наблюдаются нарушения пространственной координации, плохо развита мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере, предметы окружающего мира воспринимаются нечетко, фрагментарно. Цель занятия – показать   разнообразные формы и методы  обучения, а также специфику работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Данное занятие направлено на подготовку детей дошкольников 6-7 лет к обучению грамоте, что включает в себе знакомство со звуком и буквой «К».  Занятие проводится в рамках лексической темы «Птицы». Форма проведения – подгрупповое занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_k_1.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Конспект подгруппового занятия

с детьми 6 -7 лет с нарушением зрения по подготовке к обучению грамоте «Встреча с буквой «К».

Программные задачи:  

  • познакомить детей с согласным звуком «К (К’)», особенностями его артикуляции, закрепление и уточнение образа буквы «К»;
  • учить выделять звук «К» (на слух и произносительно) в потоке, сочетании звуков, в словах;
  • учить определять местоположение звука в слове, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
  • дифференциация твердого и мягкого вариантов звука «К»;
  • увеличение словарного запаса (подбор слов – действий), составление предложений;
  • развитие зрительного восприятия и его свойств (целостности и константности), умения различать изображение предмета в различной модальности;
  • развитие вазомоторной активности зрительно – двигательных ориентировок и зрительно – двигательной координации;
  • развитие речевого дыхания, зрительного и слухового внимания, логического мышления, творческого воображения, общей и мелкой моторики пальцев рук;
  • учить детей умению решать проблемные ситуации, воспитывать доброжелательное отношение к своим сверстникам и окружающим.

Оборудование: магнитная доска, фланелеграф, проекторная и звуковоспроизводящая аппаратура, аудиозаписи голосов птиц (вороны, петуха, курицы, кукушки, грача), , картинки этих  птиц, индивидуальные зеркала, картинки на мягкий и твердый звук «К», магнитная буква К, дидактическая песочница, соломинки, картонки с пластилином на каждого ребенка, мисочки с горохом, семечками, фасолью, влажные салфетки,  трафарет солнца, прищепки, картинки животных и их силуэты (коза, кот, белка, корова), картинка маков, магнитные буквы, звуковые символы – кружочки, фломастеры, задания на листочках для каждого ребенка.

                                                                                                                         

                                                   ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.Оргмомент.

Цель: создание положительного настроения на обучение, доброжелательного отношения друг к другу.

Психогимнастика. (слайд солнышка)

Логопед. Каждое утро просыпается солнышко и радует нас своим появлением. Давайте возьмемся за руки и сделаем «солнышко» (дети берутся за руки и образуют круг). Наши ручки будут  его лучами (дети поднимают руки вверх, расставляют пальцы в стороны). Видя солнышко, люди улыбаются, радуются ему. Давайте и мы улыбнемся себе, всем и всему, что нас окружает. Чем чаще вы будете улыбаться, тем светлее, радостнее и приятнее будет всем, кто находится рядом с вами. Лучи солнышка согревают  наши ладошки. Давайте передадим это тепло друг дружке и «подарим» ласковое словечко своему соседу (дети говорят друг дружке приятные слова, делают комплименты).

2.Основная часть.

 Представление звука «К»  

Цель: обогащение лексического  запаса по т. «Птицы», концентрация внимания для последующего выполнения задания.

Логопед. Ребята, сегодня мы отправимся в сказку «Теремок» (слайд теремка, который сохраняется на протяжении всего занятия).

- Опишите, какой теремок перед вами? (сказочный, красивый, резной, невысокий…)

- Назовите, кто жил в теремке? (дети перечислят жителей теремка).

- Но наша сказка будет на новый лад. Давайте узнаем, кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? (звуковой слайд голосов птиц: кукушки, вороны, грача, петуха, курицы).

 - Скажите, чьи  голоса вы  услышали?

-Как мы назовем одним словом жителей теремка? (Птицы)

-Каких птиц вы еще знаете?

Дети повторяют, кто как голос подает: ку-ку (Кукушка), ко-ко-ко (Курица), кар-кар (Ворона), крак-крак (Грач).

Логопед. Какой звук чаще всего встречается в голосах этих птиц? (звук К)  Да, это звук «К». О нем мы сегодня и будем говорить. А птицы, которые живут в теремке, решили предложить вам различные задания, загадки и упражнения.

Акустический и артикуляционный анализ звука «К»  

Детям раздаются индивидуальные зеркала, перед которыми они уточняют артикуляцию звука.

Логопед. Когда мы произносим звук «К», то губы раскрыты, зубы разомкнуты, а язык упирается в нижние зубы: К-К-К. Можно ли его петь? (нет). Значит это какой звук? (согласный). Он звонкий или глухой? (Глухой, т.к. горлышко не дрожит, голосовые связки не вибрируют, звук произносится без участия голоса). Звук бывает твердым и мягким.

Уточняются цветовые символы для обозначения звуков ( звук «К» обозначается синим кружком, звук «К’» - зеленым).

Игровое задание «Подбери слова со звуком «К»

Цель игры: развитие звукового анализа,  фонематического восприятия, двигательного воображения, упражнение в составлении предложений.

Логопед. И так, солнышко поднимается над теремком. Угадайте, кто же первым проснулся?

На заре встает,                                                Как корона гребешок –                      

Громче всех поет.                                            Голосистый … (петушок).

На ногах он носит шпоры,

Голова его в уборе,

Дети отгадывают загадку.  (Звуковой слайд голоса петуха.) Логопед выставляет около теремка картинку петуха.

Логопед. Скажите, в слове Петушок есть звук «К» и где он стоит (начале, середине или в конце слова)?   Петушок предлагает вам задание. Назовите:

-названия животных, которые начинаются на звук «К»  (корова, коза, кабан, конь  и т.д.)

-измените названия птиц, чтобы появился звук «К» (сова - совенок, синица, воробей…).

- угадайте слова – действия со звуком «К».  Каждый  должен показать определенное движение (сообщается тихо на ушко), а все должны угадать и дать ответ полным предложением.  Движения: копает, колет дрова, красит губы, косит траву и т.д.  (напр. Костя колет дрова).

Дидактическая игра «Синий – зеленый»

Цель: учить дифференцировать  твердое и мягкое звучание согласного звука и соотносить  с определенным цветом при анализе слова.

Дети сидят на ковре на коленках, спину держат прямо.

Логопед.  Своим звонким голосом Петушок разбудил следующего жителя теремка. Кто же это?

Кто в лесу у нас гадает

И про жизнь твою все знает?

Прокукует, подсчитаешь,

Сколько жить тебе узнаешь!

Птичка, серая подружка,

 А зовут ее …(кукушка).

Дети угадывают птицу. (Звуковой слайд голоса кукушки). Выставляется картинка.

Детям предлагаются картинки  от Кукушки. Они  определяют, какой звук «К»  слышится в слове (мягкий или твердый) и поднимают кружок соответствующего цвета. (Картинки: капуста, кегли, кит, кисть, кенгуру, катушки, лук и т.д.)

Дидактическая игра «Чей силуэт?»

Цель: развитие зрительного восприятия, свойств  зрительного восприятия (целостности и константности), умения различать изображение предмета в различной модальности.

Логопед. Угадайте, кто еще живет в теремке?

Кто на улице гуляет

От ворот недалеко?

Лапкой землю разгребает

И кудахчет « ко-ко-ко»   (курица).

Дети отгадывают загадку.  (Звуковой слайд голоса курицы). Возле теремка выставляется картинка этой птицы.

Логопед. Курочка попросила Вас подобрать каждой картинке ее силуэт.

. Ребятам раздаются картинки  животных. Они подбирают каждой картинке свой силуэт. По очереди дети прикрепляют на фланелеграфе картинку и силуэт рядом, составляют предложение с этой картинкой.

Логопед. Пора нам уже познакомиться с буквой «К». Курочка потеряла ее в песке, нам с вами надо найти эту букву. Но вначале  мы проведем небольшую разминку.

Динамическая разминка

Цель: снятие усталости и напряжения, выработка четких координированных действий во взаимосвязи с речью.

Петя, Петя, Петушок,

Золотой гребешок.

Петя рано встает,
Детям спать не дает.

(плавные взмахи руками вверх – в стороны, ходьба с высоким подниманием колена).

Кенгуру проснулась,

Сладко потянулась.

Прибежала кошка,

Села у окошка.

(руки поднять вверх, потянуться, встать на носочки. Имитация движений кошки).

А за ней ползет змея:

«Вы не ждали? Это я».

( руки вытянуты вперед, ладони соединить, делать волнообразные движения).

Представление и анализ написания буквы «К»

Цель: развитие ассоциативных представлений, зрительного и буквенного  узнавания (гнозиса), буквенного синтеза.

Логопед.  Как же выглядит буква «К»? Буква спрятана в песке. Надо подуть на песок через соломину и найти ее.

Дети находят букву, рассматривают, обводят ее пальцами, сравнивают, на что похожа.

Логопед. На что похожа буква  «К»?

Про букву Ка скажу вам смело:

На стенку бабочка присела.      (Е.В. Колесникова).

Вместе с детьми показывается «живая буква»: отставить одну ногу  и одну руку в сторону.

С помощью пальцев рук показывается буква «К»:  указательный и средний пальцы левой руки разведены между собой и направлены вправо, безымянный и мизинец прижаты большим пальцем к ладони. Указательный палец правой руки соединяет основание разведенных пальцев левой руки. Средний, безымянный и мизинец  сомкнуты.

Логопед. А чтобы  хорошо запомнить букву «К», давайте выложим ее портрет.

Дети садятся за столы, где приготовлены картонки с намазанным пластилином и мисочки с горохом, фасолью, семечками. На картонках выкладывается буква.

Дидактическое задание «Каждому слову свою схему»

Цель. развитие звукового анализа,  развитие вазомоторной активности зрительно – двигательных ориентировок и зрительно – двигательной координации.

Логопед. Отгадайте следующего жителя теремка.

Окраской – сероватая,

Повадкой –вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона,

Кто она?....(ворона).

Выставляется картинка вороны. (Звуковой слайд голоса вороны).

Логопед. Определите место звука «К» в этом слове ( его здесь нет). В теремке живут птицы, в названии  которых есть звук «К», давайте изменим слово так, чтобы наш звук появился (вороненок)

Логопед. Задание от Вороненка: необходимо определить место звука «К» в названии предметов и  соединить слова   с нужной схемой.

Задание выполняется сидя за столом. Каждому ребенку выдается листок с заданием и фломастеры.

Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного утомления  глаз.

Дети сидят за столом. Очки снимают и кладут рядом.

Логопед. Поднимите глазки вверх и посмотрите, какие необычные, волшебные  облака плывут над нами.  Посмотрите направо, плавно проследите глазками налево, теперь вверх, вниз, по кругу. Поморгайте глазками. (5-6 секунд).  Дети смотрят только глазами, голова остается неподвижной.

Дидактическое задание «Буквы рассыпались»

Цель: развитие звукобуквенного анализа слова, составление звуковой схемы.

Логопед. Остался последний житель  теремка, Кто же это угадайте.

Черный, проворный,

 Кричит «крак»,

Червякам враг.    (грач).

Дети отгадывают загадку. (Звуковой слайд голоса грача). Возле теремка выставляется картинка. Изменяют слово так, чтобы появился звук «К»  (Грачонок)

Логопед.  Грачонок принес вам буквы и попросил составить название цветка, который летом очень красиво цветет около теремка. Вам небольшая подсказка.

Длинный, тонкий стебелек,

Сверху - алый огонек,

Не растенье, а маяк –

Это ярко – красный  …..(мак).

Выставляется картинка маков. Дети вместе составляют из букв слово МАКИ и звуковую схему из кружков к этому слову.

3 Итог занятия.

Игровое задание «Подарим солнышко»

Цель : работа над четкостью и выразительностью речи,  развитие мелкой моторики пальцев рук  с использованием прищепок.

                             Логопед. Вот и подходит наше пребывание в сказке к концу. Давайте оставим в этом теремке частичку              нашего  хорошего настроения и тепла, оставим птичкам солнышко, чтобы оно согревало их всю зиму  (дети все вместе повторяют стихотворение и на каждое слово по очереди к трафарету из картона прикрепляют прищепку.  Получается солнышко).

Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил,

А козе – капустки,

Кочанчики хрустки.

Будет козочка крепка,

Кошке даст молока.

Логопед. Какой звук и букву мы сегодня изучали? Что вы можете рассказать о звуке «К (К’)»? Какие птицы  участвовали в нашем занятии, на какие две группы их можно разделить (дикие и домашние птицы). Что понравилось на сегодняшнем занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтального логопедического занятия по звукопроизношению в старшей логопедической группе. Тема: «Как мы встречали гостей! Звуки [П] [П’] и буква П»

Задачи:          Коррекционно-образовательные:- закрепить полученные знания об акустических особенностях звуков  [П] [П’];- закрепить навыки различени...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

ООД по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня «Встреча с весёлыми поросятами. Звуки [п], [п’]. Буква П»

В основу методики занятия положен комплексно-тематический метод, в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. Все задания объединены одним сюжетом сказки. Занятие ориентировано на психическую защищен...

Открытое занятие. Звук [Л], буква "Л". Встречаем птиц

Конспект занятия Звук [Л], буква "Л". Встречаем птиц....