Дидактическая игра "Звук и буква"
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая группа) по теме
Игра направлена на коррекцию нарушений фонетической стороны речи и подготовку обучению грамоте детей с 5-7 лет. Игра может быть рекомендована как для учителя-дефектолога, учителя-логопеда и вспитателя. Будет полезна и заинтересованным родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_igry_zvuk_i_bukva.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Звук и буква»
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра – это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения детей, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания ребенка.
«Игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который призваны изменить», - писал А.М.Горький.
Вашему вниманию хочется предложить дидактическую игру по обучению грамоте «Звук и буква». Данная игра дает возможность педагогу ненавязчиво и непринужденно осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи и осуществлять подготовку детей к обучению грамоте.
Карточки для этой игры заламинированы, что позволяет использовать их многократно. А буквы и цифры, написанные маркером, легко стираются с карточек.
Дидактическая игра «Звук и буква»
Вариант № 1 «Определи первый звук в словах»
Возраст детей: 5-7 лет
Игровая задача: определить первый звук в словах и правильно обозначить его буквой.
Дидактические задачи:
- Закрепить понятия «звук», «буква»
- Дифференцировать понятия гласный – согласный звук
- Закрепить знания детей о звуках и их символических обозначениях (согласный, твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный звук - красный);
- Закрепить умения соотносить звук с буквой;
- Формировать умения осуществлять слуховую и слухо- произносительную дифференциацию ненарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.
- Развитие простых форм фонематического анализа (определение место звука в слове).
- Закрепить графический образ печатных букв (без употребления алфавитных названий).
- Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память.
Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков (игра организуется по индивидуальным карточкам). Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее и правильнее определить нужный звук в слове и обозначить его буквой. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.
Ход игры:
Дети получают по карточке. Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.
Педагог объясняет последовательность игры:
1. Определить на слух нужный звук в словах.
2. Записать в кружочек букву, обозначающую выделенный звук: если звук гласный - красной ручкой, если согласный твердый - синей, если согласный мягкий - зеленой ручкой.
Вариант № 2 «Найди слова с твердым звуком»
Возраст детей: 5-7 лет
Игровая задача: Найти на карточке картинки, в названии которых есть твердый звук.
Дидактические задачи:
- Развивать простые формы фонематического анализа (выделение твердого звука в слове)
- Закреплять графическое начертание печатных букв
Правила игры: среди картинок найти предмет, в названии которой есть твердый звук, и обозначить его буквой. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.
Ход игры:
Дети получают по карточке. Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.
Педагог объясняет последовательность игры:
1. Определить на слух твердый звук в словах.
2. Записать в кружочек букву, обозначающую выделенный звук синей ручкой.
Вариант № 3 «Найди слова с мягким звуком»
Возраст детей: 5-7 лет
Игровая задача: Найти на карточке картинки, в названии которых есть мягкий звук.
Дидактические задачи:
- Развивать простые формы фонематического анализа (выделение мягкого звука в слове)
- Закреплять графическое начертание печатных букв
Правила игры: среди картинок найти предмет, в названии которой есть мягкий звук, и обозначить его буквой. Выигрывает тот, кто выполнил задание быстрее всех.
Ход игры:
Дети получают по карточке. Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.
Педагог объясняет последовательность игры:
1. Определить на слух мягкий звук в словах.
2. Записать в кружочек букву, обозначающую выделенный звук зеленой ручкой.
Вариант № 4 «Дорожка от звука к букве»
Возраст детей: 5-7 лет
Игровая задача: найти в слове нужный звук, правильно обозначить его буквой и определить место звука в слове.
Дидактические задачи:
- Закрепить понятия «звук», «буква»
- Дифференцировать понятия гласный – согласный звук
- Закрепить знания детей о звуках и их символических обозначениях (согласный, твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный звук - красный);
- Закрепить умения соотносить звук с буквой;
- Формировать умения осуществлять слуховую и слухо- произносительную дифференциацию ненарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.
- Развитие простых форм фонематического анализа (определение звука в слове).
- Закрепить умения находить место звука в слове (начало, середина, конец).
- Закрепить графический образ печатных букв (без употребления алфавитных названий).
- Развитие мелкой моторики (умение удерживать в руке карандаш, используя силу нажима.)
- Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память.
Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков (игра организуется по индивидуальным карточкам). Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее и правильнее определить нужный звук в слове, обозначить его буквой, определить место звука в слове и провести линию от буквы до места его нахождения (если звук находится в начале слова, то провести линию до первой клетки, если звук находится в середине, то до второй клетки, а если звук стоит в конце слова, то до третьей клетки). Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее остальных.
Ход игры:
Дети получают по карточке. Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук, начало слова, середина слова, конец слова.
Педагог объясняет последовательность игры:
1. Определить на слух нужный звук в словах.
2. Записать в кружочек букву, обозначающую выделенный звук: если звук гласный - красной ручкой, если согласный твердый - синей, если согласный мягкий - зеленой ручкой.
3. Определить место звука в слове (в начале, середине, конце).
4. Провести линию от буквы до место нахождения звука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра - упражнение "Буквы на бале - маскараде" (авторская)
Игра, способствующая развитию умения преобразовывать буквы из одной в другую, развитию воображения...
"Дидактическая игра "Зашифрованные буквы".
Предлагаемая дидактическая игра "Зашифрованные буквы" предназначена для воспитателей, работающих с детьми от 5-7 лет. Игра построена на кодировании букв. Основное назначение игры - реализация коммуник...
Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»
Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение, подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание усидч...
Дидактическая игра "Гласные буквы и звуки"
Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить соотносить звук и букву. Закреплять умение называть слова с заданным звуком и определять место звука в слове....
Дидактические игры с буквами и словами
Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности дошкольников. Они способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Способствуют созданию у детей эмоцион...
Английская дидактическая игра "Собери букву"
"Собери букву"...
Дидактическая игра "Подбери букву"
Дидактическая игра "Подбери букву...