Обучение грамоты звук х
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Звуки [х], [х′]. Буква Х». Конспект НОД по обучению грамо
Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.
Задачи:
- Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
- Выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова.
- Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
- Упражнять в составлении простых двух, трёхсловных предложений и выкладывании схем к ним.
- Познакомить с буквой Х, составлять слова из букв.
- Закреплять навык произношения звуков [х], [х′] в стихотворениях и скороговорках.
- Развивать внимание, память, мышление, моторику.
- Предупреждать переутомление детей.
Интегрируемые образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная.
Материал демонстрационный: игрушка Хрюша; картинки демонстрационные (халат, хобот, мухоморы, мухи, петух, подсолнух, холодильник, художник, хлеб, сухари); буквы; карточки для чтения слогов; цветные схематичные обозначения звуков.
Материал раздаточный: пеналы с обозначениями для звукового анализа слов и построения предложений; кассы букв; зеркала; бархатные листы бумаги для ниткописи; буквы для игры «Живые буквы».
Ход НОД
Организационный момент
Психогимнастика
— Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»
Сообщение темы занятия.
Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.
— Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.
– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?
— Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? ( Звук [х]).
Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х′]. Звук [х′] — братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.
Характеристика звука.
Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…
— Посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук [х]:
— губки и зубки свободны;
— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;
— горлышко «молчит».
Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).
Развитие фонематического восприятия.
— Давайте поучим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук».
Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх
Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.
Упражнение «Пропой песенки».
Чтение и пропевание прямых и обратных слогов со звуком [х].
Игра «Добавь звук», который потерялся из слов.
Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….
Игра «Замени первый звук» в слове на звук [х].
Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.
Произнесение «Х» в словах.
— Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?
Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).
— В каком месте слова слышится звук [х]?
С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (ПЕТУХ).
Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)
Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).
— Какая картинка здесь лишняя? (утка)
— Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?
Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.
Художник, сухари, тарелка, холодильник.
— А теперь будем исправлять слова, которые Хрюша не научился правильно произносить.
На стекле сидит мута. (Нет, муха). Картину рисует тудожник. (Художник). Вот саффар. (сахар). У слона фобот. (хобот).
— У нашего Хрюши есть друг хомячок Хомка. Давайте сделаем зарядку вместе с ним.
Физминутка.
Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Знакомство с буквой «Х».
— На что похожа буква «Х»?
Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.
Печатание её пальцем на столе, на спине соседа.
Ниткопись буквы «Х».
Звуковой анализ слов.
Давайте покажем Хрюше и Хомке, как мы умеем выполнять звуковой анализ слов. Девочки выкладывают из кружочков, а потом из букв разрезной азбуки слово «мухи», а мальчики слово «пихта».
(Анализ слов: — Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Звонких? Глухих? Твердых? Мягких?)
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:
Муха – мухи, пихта – пихты.
Составление предложений из 2 – 3 слов со словами «муха» и «пихта». (Вспомним, как обозначается схематично «предложение», «слово-предмет» , «слово-действие» )
Муха летит. Пихта растёт.
Игра в подгруппе «Слово рассыпалось».
Составим слова из букв.
(Звуковое сопровождение – вой ветра). — Слова рассыпались. Составим слова из букв. Посмотрите, с обратной стороны буквы есть значок. Соберитесь в подгруппы по значкам и составьте свои слова.
1 подгруппа: пух . 2 подгруппы: мох. 3 подгруппа: ухо. 4 подгруппа: Хома.
Игра «Живые буквы».
Составим слово: уха, хатка, эхо, ухват, мухи.
Проговаривание звуков [х], [х′] в скороговорках, стихотворениях.
Хорошо хвалить, хихикать,
Худо – хвастаться и хныкать.
Хохлатые хохотушки, хохотом хохотали:
Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.
Упражнение «Подарки для Хрюши».
(С опорой на картинки).
— Ребята давайте подарим Хрюше подарки с его любимым звуком в названиях. Например: — Я подарю Хрюше холодильник, для того чтобы он хранил в нем продукты. (Дети составляют предложения)
Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".
Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....
Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".
Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....
Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"
Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки Р-Рь. Сказочные герои в гостях у звука Р".
На занятии дети совершают путешествие в сказку. Играют в игры: "Передай доброту", "Доскажи словечко", "Сложные слова", "Скажи наоборот". Развивая звуковой...
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"
Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) Звук [П]. Звук [П`]
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет Сидорова Д.АДата проведения: 19.10.2022Тема: Звук [П]. Звук[П']Цель:...