Подготовка детей к обучению грамоте
консультация по обучению грамоте (старшая группа) на тему
В настоящее время возраст поступления детей в школу снизился до 6 лет, и вполне понятно нетерпение многих родителей, которые с 3 лет начинают знакомить ребенка с буквами, заставляют его читать, писать и с этой же просьбой обращаются к педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТЕ
В настоящее время возраст поступления детей в школу снизился до 6 лет, и вполне понятно нетерпение многих родителей, которые с 3 лет начинают знакомить ребенка с буквами, заставляют его читать, писать и с этой же просьбой обращаются к педагогам.
Всегда ли это обоснованно?
Если ребенок имеет высокий, познавательный уровень, выраженный интерес к обучению, хорошую работоспособность, у него нет расстройств в эмоционально-волевой сфере, нарушений памяти, внимания, речи, и все звуки он произносит четко, тогда с ним можно учить буквы в 4 и даже в 3 года.
Однако, если какие-то фонемы произносятся им неправильно, запоминание букв дается малышу с трудом, чтение превращается в непосильную обязанность, а при попытках написания слов встречаются частые и стойкие ошибки, то дошкольнику требуется дополнительная подготовка к обучению грамоте.
Уточним, какова же сущность используемой в школе методики обучения грамоте и в чем заключается готовность к ней, а именно необходимый объем знаний, умений, навыков.
Современный метод, которым пользуются не только учителя начальной школы, но и педагоги подготовительных групп детских образовательных учреждений (ДОУ), является звуковым аналитико-синтаксическим. Это означает, что в процессе овладения чтением и письмом дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка.
Задача педагога в школе или в детском саду (в так называемый добукварный период) – помочь детям различать звуки по их принадлежности к гласным либо согласным, а согласные в свою очередь, дифференцировать по звонкости – глухости, а также твердости – мягкости. Последний фактор особенно важен, так как такие согласные обозначаются на письме общей буквой (сравните: нос-нес, сад-сядь и пр.)
Исходя из данного метода, изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтаксической работы над словом, т.е. ребенок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами. В школе этот период (добукварный) длится примерно одну-две недели, и не каждый ребенок в состоянии за столь короткий срок усвоить весь объем необходимых сведений.
Психологическое изучение процесса письма у начинающего показывает, что ребенок не может записать ни одного слова, не проговорив его, и длительное время использует его проговаривание вслух (Т.Г.Егоров). Важно, чтобы такое воспроизведение звуковой оболочки слова стало правильным, анализирующим, послоговым.
Из методики русского языка известно, что речедвигательный анализ слов (медленное, послоговое проговаривание), которому следует специально обучать дошкольника, готовит его не только к осознанному, грамотному письму, но и к правильному чтению (без пропусков, замен, искажений).
Предварительный анализ слова в ходе его проговаривания и следующее за письмом перечитывание, введенные в стойкий навык, становятся для начинающего школьника средством самоконтроля.
В свою очередь безошибочное определение количества и последовательности звуков в слове возможны только тогда, когда ребенок четко воспринимает, хорошол различает все фонемы родного языка и правильно их произносит. Таковы основные предпосылки обучения детей чтению и письму.
Учитывая сказанное, сформулируем основные задачи подготовки дошкольников к обучению грамоте:
- Совершенствование фонематического восприятия (способности воспринимать и различать звуки речи);
- Формирование правильного произношения звуков;
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Отметим, что и четкое, правильное произношение, и стойкие навыки звукового анализа возможны только при опережающем развитии фонематического восприятии у детей (Р.Е.Левина, Р.М.Боскис, Н.А.Никашина и др.).
Все три процесса – фонематическое восприятие, произношение звуков и звуковой анализ, - являясь основополагающими для подготовки к обучению грамоте дошкольника, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Мы предположили, а затем убедились на практике, что перенос начла работы по звуковой аналитико-синтетической деятельности с использованием нашей символики на более ранние (по сравнению с традиционными) сроки при опережающем развитии фонематического восприятия позволяет расширить рамки готовности к обучению грамоте детей 4 лет с учетом их возрастной сензитивности.
Принимая во внимание современные тенденции к интенсификации обучения дошкольников, мы сочли нецелесообразным откладывать начало работы над звуковым анализом на более поздние сроки (5 лет), когда произношение большинства детей будет нормализовано естественным путем, и таким образом «терять» целый год.
Мы предлагаем в условиях массового детского сада не дожидаться завершения формирования правильного произношения у всех детей средней группы и, усиленном стимулируя их фонематическое восприятие, начинать обучение звуковому анализу и синтезу уже в 4 года.
Два условия, которые необходимы, чтобы дети в столь раннем возрасте легко овладели непростыми умениями – использование вспомогательной символики и упражнения в звуковом анализе и синтезе только на материале правильно произносимых звуков.
ПАМЯТКА – РЕКОМЕНДАЦИЯ.
- Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь.
- Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.
- Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух.
- На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково – т.е. так, как звучит звук.
- Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву – видим и можем ее написать.
- Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы.
- Максимальная продолжительность занятий для пятилетних детей составляет 20 минут, для шестилетних 25 минут.
- Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения вашего ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.
- Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию процессов языкового анализа и синтеза и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект открытого мероприятия для детей о общим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи...
Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста
Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технолог...
Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»
Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год подготовки детей к обучению грамоте....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие: подготовка детей к обучению грамоте». Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР №7 «Солнышко» Тема: «Остров потерянных Слов».
Цель: совершенствовать фонематический слуха и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов....
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Волшебная шкатулка бабушки Азбуки» (для детей 5-6 лет)
Систематизация знаний детей о звуках и буквах, звуковом анализе слова....
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...
Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...