Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе Тема: Моя семья.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 хутора Коржевского Муниципального образования Славянский район
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе
Учитель-логопед Яценко М.В
Тема: Моя семья.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация».
Коррекционно-образовательные цели.
1. Активизация и актуализация словаря по теме «Семья» (мама, папа, дочь, сын, брат, сестра, бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка, семья, родственники, внук, внучка, дружная, трудолюбивая, добрая, строгая, крепкая, генеалогическое дерево); закрепление преставлений о родственных отношениях в семье.
2. Познакомить детей с понятием «генеалогическое дерево».
3. Закреплять умение делить слова на слоги.
4. Закреплять навык употребления притяжательных прилагательных с суффиксом –ИН.
5. Разучить с детьми пословицы о семье.
Коррекционно-развивающие цели.
Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, диалогической речи, связной речи, мышления и мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели.
Воспитывать уважение и любовь к своей семье, бережное отношение к матери, семейным ценностям, воспитывать в детях отзывчивость и толерантность.
Оборудование. Семейный альбом с фотографиями, предметные картинки по теме «Семья», магнитофон, песня «Загляните в семейный альбом», изображение генеалогического дерева, предметные картинки (духи, инструменты, мяч, очки, тапочки, юбка, заколка и др.)
Ход НОД:
1.Организационный момент. (Развитие внимания, создание положительного эмоционального микроклимата).
Логопед читает стихотворение «Здравствуйте»
- Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку
Солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
Счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
Радостней сделалась жизнь? (В.А.Солоухин)
- Ответьте, ребята? (Мы сказали друг другу волшебное слово, мы произнесли доброе слово «здравствуйте» и сразу стало радостно и хорошо; мы улыбнулись друг другу, мы поприветствовали друг друга).
2. Беседа о семье по предметным картинкам. Рассматривание семейного альбома одного из воспитанников. (Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления, диалогической речи).
- Сегодня Арина принесла нам семейный альбом. Посмотрите, какой он красивый. А кто знает, что такое СЕМЬЯ?
Дети. Семья – это близкие, родные люди, которые живут вместе.
Логопед. Ребята, кто такой прадедушка? (Это отец дедушки или бабушки)
- Кто такая прабабушка? (Это мама бабушки или дедушки)
- Кто такой дедушка? (Это папа мамы или папы).
- Кто такая бабушка? (Это мама папы или мамы).
- Кто такие мама и папа? (Это родители ребенка).
- Кто такие сын и дочь? (Это дети своих детей).
- Кто такие брат и сестра? (Это дети одних и тех же родителей).
- Кто такие тетя и дядя? (Это сестра и брат отца или матери).
- Арина, открой свой семейный альбом и расскажи нам, пожалуйста, о своей семье.
(Арина рассказывает о своих родственниках).
3. Знакомство с понятием «Генеалогическое дерево».
- С давних времен люди долго думали, что бы такое придумать, чтобы показать, что прадедушка, прабабушка, дедушка, бабушка, папа, мама, их дети – одна семья. И придумали.
Они стали изображать СЕМЬЮ в виде дерева. Ведь семья и дерево очень похожи.
Вывешивается картина «дерево».
- Скажите, что есть у дерева? (У дерева есть корни, ствол, ветки, листочки, плоды).
- Корни у дерева – это прадедушка и прабабушка. От них начинается семья. (Фотографии прабабушки и прадедушки в кружочках помещаются на корень дерева).
- У прадедушки и прабабушки появляется свой сын или дочь. Для вас они дедушка или бабушка. (Фотографии бабушки и дедушки в кружочках помещаются на ствол или ветки дерева).
- У дедушки с бабушкой появляются свои дети – это ваш папа, ваш родной дядя или родная тетя. (Фотографии папы, его брата и сестры в кружочках помещаются на ветки дерева).
- У вашего папы, у ваших родных тети и дяди появляются свои дети. Дети ваших мамы и папы – это вы и ваши родные братья и сестры. (Фотографии детей в кружочках помещаются на верхние ветки дерева).
- Когда вы вырастете, у вас появятся свои дети, и дерево вашей семьи будет ветвиться дальше.
- Такое дерево, где изображены все родственники, вся семья, называется ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИМ. Произнесите это длинное слово.
(Дети по очереди повторяют).
- Прохлопаем в ладоши слово ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ.
- Сколько слогов в этом слове? (восемь).
- Прохлопайте слово ДЕРЕВО. Сколько в нем слогов? (три). Какое слово длиннее?
4. Физкульминутка (Развитие общей моторики).
- Ребята, давайте поблагодарим Арину, за то, что она принесла нам семейный альбом. В каждой семье есть свои альбомы и свое генеалогическое дерево. Композиторы придумали песню про семейный альбом, а исполняет ее замечательная певица Эдита Пьеха, которая тоже очень дорожит своей семьей.
- Мальчики, пригласите девочек на танец под эту замечательную песню.
(Дети выполняют танцевальные движения под песню).
5. Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»
Мама (ходит на работу, готовит пищу, убирает, моет посуду, стирает, гладит, шьет)
Папа (зарабатывает деньги, чинит машину, делает ремонт, ходит за покупками и т.д.)
Дочь (убирает, моет посуду, ухаживает за цветами, подметает двор, вытирает пыль и т.д.)
Сын (ходит в магазин за покупками, кормит домашних животных, учит уроки и т.д.)
6. Игра «Назови, какая твоя семья?» (употребление прилагательных)
Моя семья большая.
Моя семья дружная.
Моя семья трудолюбивая.
Добрая, строгая, крепкая, работящая, заботливая, веселая, хорошая, здоровая и т.д.
7. Игра «Чей, чья, чье?» (употребление притяжательных прилагательных).
(На доске закреплены предметные картинки)
- У меня здесь разные предметы. Назовите, чьи это предметы.
Расческа (мамина) тапочки (дедушкины)
Ключ (папин) платье (мамино)
Очки (бабушкины) телефон (папин) и т.д.
8. Чтение пословиц о семье. Подведение итогов.
- Вы справились с заданием. С древних времен на Руси народ уважительно относился к семье и придумал много пословиц о ней. Вспомним эти пословицы.
(Дети читают пословицы, которые логопед предварительно раздал для заучивания).
- Сердце матери лучше солнца согреет.
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Семьей и горох молотят.
- Чья пословица вам больше всего понравилась, повторите ее.
- С давних времен народ отмечает все праздники всей семьей.
- Какие вы знаете семейные праздники? (Международный женский день 8 марта, или мамин праздник; праздник защитника Отечества 23 февраля, или папин праздник; День защиты детей 1 июня; День семьи и верности 8 июля).
- На этой неделе 29 ноября будет еще один семейный праздник - День матери. Поздравьте своих мам и расскажите о нашей беседе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «Старые сказки на новый лад»
Познавательно-речевое развитие детей на материале русских народных сказок с использованием театрализованной деятельности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по ознакомлению с окружающим. Общение на тему: «Зима»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по ознакомлению с окружающим....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме: «Даша и Дима в гостях у ребят»
Коррекционно-образовательные задачи: уточнение артикуляционных и акустических признаков звуков Д, Д,, развитие связной речи, совершенствование навыка звукового и слогового анализа, обучение элементам ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе Тема занятия: Грибы. «В гостях у Лесовичка».
В гостях у Лесовичка...