"Звук и буква Мм"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Занятие по обучению грамоте "Звук и буква Мм" (по Н.В. Нищевой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_m.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук и буква Мм».
Коррекционно-образовательные задачи: Знакомство с буквой.
Формирование умения находить букву «М» среди других букв.
Чтение слогов. Формирование представления о предложении.
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координация речи с движением, творческого воображения.
Оборудование: Рабочая тетрадь №3 по числу детей, цветные и простые карандаши, магнитные буквы, синие шары.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Педагог приглашает детей к столикам, организует приветствие.
Встаньте около стульчиков, опустите руки, выпрямите спину, давайте улыбнемся др. другу. Посмотрите на картинки, ко-ые лежат перед вами. Назовите их.(Сом. Дом. Гном. Ком.) какой звук слышится в конце каждого из этих слов? (Звук [м]). Верно. Садитесь.
- Игра «Подними шарик».
Педагог убирает картинки.
Еще раз произнесите звук [м].Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, не получается. Как вы думаете, звук [м] гласный или согласный? (Согласный). Верно. Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда при произнесении звука [м]. Это губы. Поэтому звук [м] – согласный. Каким флажком мы будем его обозначать? (Синим). Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [м].
Педагог произносит ряд звуков, слогов, слов: «А, м, н,, и, м, т, м, о, м , у. Ат, ом, ин, ма, му, ны, мо, по. Сом, нос, мак, суп, молоко, мышка, бумага, палка».
Дети поднимают синие флажки.
Молодцы! Вы были очень внимательными.
- Упражнение «Кто скорее?»
А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех.
А, м. Что получилось? (Ам). Верно. Получи фишку. У, м. (Ум). Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ом, им, ма, мо, му, дом, ком.
Чудесно! У кого же накопилось фишек больше всех? (У…). Молодец, …Давайте похлопаем ему.
- Работа по букварю. Педагог предлагает детям открыть буквари.
Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.
Мама с Машенькой гуляли
И малину собирали.
В каких словах этого стихотворения есть звук [м]? (Мама, Машенькой, малину). Верно! А теперь посмотрите на картинку внизу страницы. Помогите Марине выбрать все продукты, названия ко-ых начинаются со звука [м]. (Малина, мандарины, молоко, масло, макароны, мороженое). Верно. А в верхнем левом углу вы видите букву М большую и маленькую. Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить эту букву? Как эти палочки расположены? (нужно взять 4 палочки, 2 длинных и 2 коротких. Длинные палочки стоят прямо, а короткие сложены между ними уголком вниз.) А теперь переверните страницу. Давайте почитаем, что написано в зеленой рамке. (Ам. Ум. Ом. Им. Ма. Му. Мо. Ми. Мама. Тома. Тима. Пума.) Очень хорошо. Рассмотрите картинку внизу страницы. Кого вы видите на ней? Что они делают? (Это мама и дети. Они пришли а зоопарк. Они смотрят на пуму.) Давайте прочитаем, что написано под картинкой. (Тут мама, Тима и Тома. Там пума.) Верно. Вы снова прочитали предложения. Первое предложение: «Тут мама, Тима и Тома». Второе предложение: «Там пума». Вы видите, что слова в предложениях написаны раздельно. Первое слово в предложениях написано с большой буквы. В конце каждого предложения стоит точка.
Дети закрывают буквари.
- Подвижная игра «Когда дождик плачет». Дождик, дождик, кап-кап-кап Выполняют упражнение «Пальчики здоро-
По траве, по крыше. ваются», начиная с больших пальцев, заканчивая
Дождик, дождик, кап-кап-кап, михинцами, а потом в обратном направлении
Как стучишь ты, слышу. и так до окончания текста.
Дождик, дождик, кап-кап-кап,
В синей луже мячик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап,
Почему ты плачешь?
- Упражнение «Найди букву».
Педагог рассыпает перед ними объемные пластмассовые буквы.
Найдите все буквы М и сложите их в корзиночку.
Дети выполняют задание.
Вы собрали все буквы. Молодцы!
- Работа в тетради. Педагог раздает детям рабочие тетради, ставит на столики контейнеры с простыми и цветными карандашами.
На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы Мм. Обведите маленькую букву по точкам, а потом раскрасьте обе буквы. Каким карандашом вы их раскрасите и почему? (Синим. Это согласная буква.).
Верно. Какие картинки вы видите рядом с буквой? (Мышку, морковку и машину). Подумайте, как правильно раскрасить эти картинки. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.
А теперь давайте напишем букву М. Посмотрите, как я «пишу» её в воздухе.
Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» новую букву в воздухе.
Затем дети «пишут» новую букву в воздухе.
Посмотрите, как я напишу её на доске. Сначала я напишу длинную палочку сверху вниз, потом пишу две коротких палочки, а потом еще одну длинную сверху вниз.
Педагог пишет новую букву на доске.
Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.
Дети пишут строчку буквы М в тетради, педагог оказывает им помощь.
- Игра «Парочки». Дети упражняются в выделении начальных и конечных звуков из слов.
- Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.
С какой буквой вы сегодня познакомились? (…). Что вы о ней знаете? (…). Какие слова на звук [м] вы запомнили? (…). Из скольких элементов состоит эта буква? (…). Молодцы. Вы хорошо занимались сегодня! Я вами горжусь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....