"В стране звуков"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

занятие по речевому развитию в подготовительной к школе группе на автоматизацию звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk.urok_.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе

«В стране звуков»

Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках;  формировать представление о согласных и согласных звуках, учить выделять первый звук по картинке.

Программное содержание:

  • учить узнавать сказки по фрагментам; 
  • закрепить знания детей о звуках- гласных, согласных (твёрдых, мягких);
  • закреплять умение определять место звука в слове. Закреплять умение делить слова на части (слоги);
  •  развивать мышление, память, воображение;
  • расширить словарный запас;
  • воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте,  быть доброжелательным собеседником, бережно относится к пособиям.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: - Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому давайте чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! А что бы хорошее настроение оставалось до вечера, я предлагаю вам поприветствовать друг друга и наших гостей.

ПРИВЕТСТВИЕ:

Утром Солнышко встает,                                                     (Руки поднять вверх)

Всех на улицу зовет                                            (Сгибать руки в локтях к груди)

Выхожу из дома я:                                                          (Показать рукой на себя)

«Здравствуй, улица моя!                                        ( Выпрямить руки в стороны)

Здравствуй, друг,                                                                 (Приветствуем рукой)

Привет, подруга!»

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.                         (Взять друг друга за руки)

Не забудем про гостей:

Всем "Привет! " и "Добрый день! "

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Присаживайтесь на стулья и начнем наше занятие. Сегодня мы с вами поговорим о звуках.

(В ЭТОТ МОМЕНТ ОТКРЫВАЕТСЯ ДВЕРЬ И ВХОДИТ БАБУШКА, САДИТСЯ НА СТУЛ)

Воспитатель: - Добрый день, бабушка! Вы кто? Ребята, вы знаете эту бабушку?

 (ответ детей)

Бабушка: - А что бы вы угадали кто я, предлагаю посмотреть отрывок из сказки.

1 слайд: (ФРАГМЕН ИЗ СКАЗКИ  «О рыбаке и рыбке»)

Бабушка: - Ну что, ребята, догадались вы из какой я сказки?!

Дети: - Из сказки «О рыбаке и рыбке»

Бабушка: - Какие молодцы! Угадали! А скажите пожалуйста, в каких еще сказках встречается бабушка?

Дети: - «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Репка», Федорино горе», «Гуси-лебеди», «Курочка Ряба», «Колобок» и т.д.

Бабушка: - Давайте посмотрим, правильно ли вы назвали сказки. А может что-то забыли.

2 слайд: (КАРТИНКИ ИЗ СКАЗОК)

Бабушка: - Какие вы молодцы! Как много сказок вы знаете.

Воспитатель: - Бабушка, а скажите, почему вы такая грустная? Что-то случилось?

Бабушка: - Случилось. Знаете сказку «Вовка в тридевятом царстве»?

Воспитатель, дети: Да, знаем.

Бабушка: - А помните, что Вовка из сказки в сказку перебегал?

Воспитатель: - Ну конечно помним.

Бабушка: - Вот я и вылетела. А что бы попасть обратно в книгу, надо расшифровать код замка. А что там написано, я прочитать не могу. И некому мне помочь.

Воспитатель: - Ребята, поможем бабушке?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Тогда все внимание на замок.

2 слайд: (КАРТИНКИ ЗАМКА + РЕБУС (из отдельных частей нужно отгадать букву) должно получиться слово «СКАЗКА» )

Воспитатель: - Да, бабушка, нелегкую задачку ты нам поставила.

Бабушка: - Да, нелегкую. Но ребята такие молодцы, что с заданием так быстро справились. Только почему у вас звуки красного и синего цвета?

Дети: - Красным цветом обозначаются гласные звуки, синим - согласные.

Бабушка: - Понятно. Спасибо вам, ребята, что помогли мне, теперь я могу попасть  в свою сказку.

3 слайд: (КАРТИНКА ГЕРОЕВ ИЗ СКАЗКИ «Репка»)

Бабушка: - Ребята, а это кто? Из какой они сказки?

Воспитатель: - Бабушка, а сейчас твоя очередь отгадать сказку. А что бы было легче отгадать, ребята расскажут эту сказку. 

(РЕБЯТА РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКУ В СТИХАХ НА НОВЫЙ ЛАД)

«Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнёшь – и не найти.

Эту сказку все мы знаем

И для вас сейчас сыграем.

Все как надо – целиком,

Но по своему споем.

Пробудившись ото сна,
Поспешила к нам весна.
"Не пора ль сажать нам репку?"-
Бабка спрашивает дедку.

Дед кивает головой:
" В самый раз, пошли со мной."
Посадили в землю репку,
Пусть сидит она там крепко.

Репка выросла большая,
Необъятная такая.
Тянет- тянет репку дед,
Да, как видно, силы нет.

И позвал тогда подмогу:
"Бабка, помоги немного."
Тянет бабка, тянет дед,
Да, как видно, силы нет.

"Ну-ка, внучка, помоги,
Встань за бабкой позади".
Видно внученька мала,
Сил еще не набрала.

Ну не вытащить им репку,
Что в земле сидит так крепко.
И тогда позвали Жучку,
Чтобы встала та за внучкой.

Репка только улыбнулась,
Хитро Жучке подмигнула:
"Вам не хватит даже дня,
Чтобы вытащить меня."

Что же делать, как им быть?
Может кошку пригласить?.
Быстро Мурочка пришла,
Крепко Жучку обняла.

Тянет - тянет репку дед,
И с подмогой силы нет.
Прибежала даже мышка,
Ну совсем еще малышка.

Берегись теперь ты, репка,
Что в земле сидишь так крепко.
Мигом вытащим тебя,
Не удержит и земля.

Тянем репку мы все вместе,
С песней даже интересней.
Вот такая в дружбе сила,
Даже репку победила!

Воспитатель: - Ну, что бабушка догадалась, про какую сказку идет речь?

Бабушка: - Да, про мой любимый фрукт – репку.

Воспитатель: - Бабушка, ты что-то путаешь. 

- Ребята, скажите пожалуйста, репка это фрукт?

Дети: - Нет. Репка это овощ.

Воспитатель: - Правильно. Репка это овощ. А скажите, что такое овощи, а что такое фрукты?

Дети: - Овощи – это продукты, из которых варят суп. Фрукты – это продукты, из которых варят компот.

Воспитатель: - Поняла, бабушка? И больше не путай овощи с фруктами и наоборот. Бабушка, наши ребята очень устали, да и ты смотрю тоже. Я предлагаю сделать небольшую физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Открываем мы глаза, 
Вдох - и долго тянем: "А - а - а - а..."
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: " О - о - о - о"
Днем по горкам ездим мы: " Ы - ы - ы - ы".
Ночью смотрим на звезду,

Сверху вниз слетаем "У - у - у - у".

Руки вверх, в кулачок,

На затылок, на бочок.

Дружно вытянули шею

И, как гуси, зашипели — «Ш-Ш-Ш».

Пошипели, пошипели

И на место тихо сели!

Бабушка: - Я отдохнула. Ребята, а вы?

Дети: - Да!!!

Бабушка: - Ребята, я знаю очень хорошую игру. Хотите поиграть со мной?
Дети: - Да!!!

Бабушка: - Игра называется «Прочитай по первым звукам»

(ДЕТИ САДЯТСЯ НА СВОИ МЕСТА. У КАЖДОГО  КАРТОЧКА С КАРТИНКАМИ И БУКВЫ. ДЕТИ НАХОДЯТ ЗВУК, НА КОТОРУЮ НАЧИНАЕТСЯ КАРТИНКА, НАПРИМЕР: ШАПКА, АНАНАС, РАК – ШАР)

(ПОСЛЕ ТОГО КАК РЕБЯТА ЗАКОНЧАТ ЗАДАНИЯ, КАЖДЫЙ ГОВОРИТ, КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ. СЛОВА МОГУТ ПОВТОРЯТСЯ)                                                                      
Воспитатель: - Ребята, скажите пожалуйста, почему две первые картинки находятся отдельно от третьей?

Дети: - Две первые картинки соединены в слог, а третья картинка отдельный звук.

Бабушка: - Какие вы молодцы! Правильно справились с заданием.

Воспитатель: - Бабушка, а ребята тоже знают очень интересную игру, которая называется «Найди пару». А ты знаешь, что гласные звуки и некоторые согласные имеют пару. Сейчас ребята покажут нам эти пары.

(РЕБЯТА ДЕЛЯТСЯ НА ДВЕ КОМАНДЫ. У КАЖДОЙ КОМАНДЫ ВСЕ БУКВЫ АЛФАВИТА. НО ОДНА КОМАНДА ДОЛЖНА СОСТАВИТЬ ПАРЫ ИЗ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, ТАКИЕ КАК: А-Я; У-Ю; О-Ё; Ы-И;  Ы-И. ДРУГАЯ ИЗ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, ТАКИЕ КАК: Б-П; В-Ф; Г-К; Д-Т;

Ж-Щ; З-С)

Воспитатель: - Молодцы, ребята! А  сейчас присаживайтесь на стулья.

Бабушка: - С вами хорошо, но мне пора возвращаться в сказку.

Но вы меня не забывайте и почаще книгу открывайте. До свидания! До новых встреч!

(Дети прощаются с бабушкой)

Воспитатель: - Ребята, вы просто молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

ИТОГИ ЗАНЯТИЯ:

- Скажите, кто к нам приходил в гости?

- Какое задание понравилось больше и почему?

- Какие два цвета мы с вами использовали на занятии?

- Какими цветами обозначаются гласные звуки, а какими согласные звуки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука «Путешествие по стране звука «С»

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это прои...

Индивидуальное занятие по автоматизации звука"Р"."Путешествие по стране звуков"

В увлекательной игровой форме проходит процесс автоматизации звука....

КОНСПЕКТ открытого мероприятия НООД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»

-закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;-учить сравнивать слова по длине;-дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);-познакомить с сим...

Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".

Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме -  путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы  ребёнок на протяжении в...

"Страна звуков" (Согласные звуки (Р),(Рь). Буквы Р,р)

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе для городского конкурса "Фестиваль уроков-2015"...