Формирование графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Организация педагогического сопровождения детей с ОВЗ по формированию графо-моторных навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grafo-motornyh_navykov_u_detey_s_onr.docx | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач дошкольного образовательного учреждения, где дети приобретают самые необходимые знания и начальные умения в различных видах учебного труда. Они усваивают простейшие действия почти всех дисциплин начальной школы – рисуют, лепят, поют, учат стихи, знакомятся со счетом и буквами, наблюдают природу, выполняют физические упражнения. Так как в этом возрасте для большинства детей письмо недоступно, оно не включено в программу обучения дошкольников. Вместе с тем подготовка к нему осуществляется косвенно, через другие занятия. В.М.Лыков, исследовавший проблему обучения письму, рекомендует на дошкольном этапе воспитания и обучения активно использовать доступные средства. Он выделяет рисование, лепку, аппликацию как наиболее эффективные занятия для подготовки детей к овладению графикой письма.
Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке – наиболее близких к письму видах деятельности. Процесс графического письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности.
В исследованиях ученых подчеркивается, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают большие трудности при овладении графическими навыками, и это значительно осложняет начальный этап их обучения в школе (А.К.Аксенова, Н.М.Барская, В.В.Воронкова, М.Ф.Гнездилов, Е.Н.Моргачева, М.Н.Перова, К.В.Щербакова, Л.П.Уфимцева, Э.В.Якубовская и др.).
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают затруднения в овладении графическими умениями и навыками, при формировании которых необходимы мелкие движения кисти руки ребенка. В.И. Лубовский, И.Ф.Марковская отмечают, что для этих детей характерно отставание в развитии двигательной сферы.
Незрелость моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук. Движения нечеткие, недостаточно координированы, что особенно заметно в выполнении бытовых манипуляций: застегивании и расстегивании пуговиц, шнуровки ботинок, завязывании бантов, в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, пазлами, конструктором). Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам.
Затруднения ребенка, связанные с деятельностью его руки накладывают негативный отпечаток и на поведение ребенка, и на частные вопросы его обучения. Дети, осознающие свои недостатки, испытывают различной степени страх и тревожность перед занятиями, связанными с тонкокоординированными движениями руки. Самоустранение от деятельности накладывает отпечаток и на взаимоотношения ребенка со сверстниками, взрослыми, социумом.
Чтобы правильно готовить ребенка к письму, нужно знать, как формируются графо-моторные навыки и какими умениями должен обладать для этого дошкольник.
Как отмечают Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, графо-моторные навыки – это владение мелкими и дифференцированными движениями рук. М.М.Безруких писала о графических навыках, что это сложнокоординированные движения, прежде всего, произвольные движения, имеющие цель, они планируются и оцениваются, их параметры могут изменяться при изменяющихся условиях деятельности. Характерной чертой автоматизированного графического навыка она выделяла – быстроту, плавность и легкость. Компонентами графических навыков, по мнению М.М.Безруких, являются:
-тонкокоординированные движения руки – движения пальцев, кисти, руки, туловища, которыми ребенок может управлять и которые может контролировать;
-зрительно–пространственное восприятие;
-зрительно–моторная координация.
Для формирования любого навыка требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку, причем каждый навык требует подготовки своих специфических сфер. Под навыком понимаются автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникшие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6–7 годам, в основном, заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
М.М. Безруких, Т.Г.Гризли говорят о трудностях формирования графических навыков у детей и выделяют следующие причины:
-функциональное несовершенство руки ребенка дошкольного возраста. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость;
-несформированность навыка работы с пишущим предметом, когда маленький ребенок свое внимание сосредоточивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др.), а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки;
-неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор;
-низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно–моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.
Являясь сложным координационным навыком, письмо требует сформированности зрительно–моторной координации, оптико- пространственных отношений, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти, т.е. на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста (Н. А. Бернштейн, Л.С. Цветкова).
Уровень развития пространственных представлений имеет большое значение для общего развития ребенка и его готовности к школьному обучению. Под пространственными соотношениями понимаются соотношения между объектами пространства или их пространственными признаками. Они выражаются понятиями о направлениях (вперед–назад, вверх–вниз, налево–направо), расстояниях (близко–далеко), отношениях (ближе–дальше), местоположении (в середине), протяженности объектов пространства (высокий - низкий, длинный – короткий).
К семи годам у дошкольника должны быть сформированы 3 формы пространственных представлений:
-пространственные признаки предметов (форма, величина);
-пространственные отношения между предметами (справа, слева, сверху, снизу, над, под, между, около и т.д.);
-направления в пространстве (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
Одновременно с развитием этих направлений должна проводиться целенаправленная работа по формированию у детей зрительно – моторной координации, без которой также невозможно сформировать правильные графические навыки. Под зрительно – моторной координацией понимается согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно–двигательного анализаторов. Совершенствование зрительно–моторной координации предполагает обеспечение тесной связи мануальных и зрительных действий. При недостатках этого компонента отмечается:
-неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);
-трудность формирования траектории движения при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры);
-неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разно наклонные буквы).
Работа по формированию графо – моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи должна включать три этапа работы.
Первый–подготовительный этап, цель которого: развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Здесь должны использоваться упражнения:
- упражнения без использования дидактического материала (пальчиковые игры и гимнастика с речевым сопровождением, пальчиковый алфавит; массаж и самомассаж; психоэтюды);
-упражнения с использованием дидактического материала (упражнения на развитие тактильного восприятия; игры и упражнения с природным материалом: игры с водой, рисование пальцами по песку, выкладывание узоров из крупы, семян, орехов, косточек; игры с конструктором и мозаикой по образцу и собственное воображение; работа с пуговицами (пришивание, выкладывание узоров), прищепками, крючками, липучками, застежками, шнурками; упражнения на нанизывание и выкладывание (из спичек, счетных палочек, бус, выкладывание букв);
- продуктивные виды деятельности (лепка -свободная лепка, лепка по теме; аппликация - симметричное силуэтное вырезание, обрывание по контуру, выкладывание узоров; конструирование из бумаги и природного материала; бумагокрутение - квиллинг; изобразительная деятельность - рисование красками, гуашью, фломастерами, цветными карандашами и мелками, выполнение рисунков по образцу, трафаретам, штриховка образца буквы.
Основной этап, цель которого: развитие оптико–пространственного восприятия, зрительно–моторной координации, проводится по следующим направлениям:
1 направление - обучение детей правильной посадке за столом. В ходе этой работы детей знакомят с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме:
-сидеть прямо;
-опираться спиной на спинку стула;
-не опираться грудью на край стола;
-ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
-туловище, голову, плечи держать ровно;
-обе руки лежат на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.
Во время занятия используются следующие методы: беседа, объяснение, показ.
2направление - обучение ребенка правильно держать карандаш и бумагу.
3направление – рисование точек, прямых, наклонных, параллельных линий, полуовалов, кругов, зигзагов:
-рисование точек, коротких вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Цель этих упражнений – развивать ориентирование на рабочей строке, зрительно – двигательную координацию и мелкую моторику, навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Упражнения лучше выполнять в тетрадях с крупной клеткой;
-рисование прямых и наклонных параллельных линий. Цель этих упражнений – развивать ориентирование на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо), зрительно – двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки;
-рисование полуовалов, кругов, овалов и зигзагов, учитывая ограничительную линейку – строку. Цель этих упражнений – развивать зрительно – двигательную координацию, умение рисовать плавно закругленные линии, ориентировку в микропространстве.
4направление – написание печатных букв и элементов письменных букв:
-написание печатных букв в крупной клетке. Цель упражнений – усвоение графического изображения печатных букв алфавита, профилактика дисграфии и дислексии;
-написание печатных букв в строке. Цель упражнений – закрепить навыки написания печатных букв, учитывая ограничительную линейку – строку;
-письмо элементов письменных букв в строке. Цель заданий – познакомить со сходством и различием в начертании печатных и письменных букв, развитие мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
На заключительном, третьем этапе работы, цель которого: закрепление полученных навыков по развитию оптико–пространственного восприятия, зрительно – моторной координации, детей обучают написанию графических диктантов:
-копирование графического рисунка без речевого сопровождения педагога. Цель упражнения – развивать зрительно–двигательную координацию, навык безотрывного письма, зрительное внимание;
-копирование графического рисунка по памяти. Цель задания - развивать зрительно – двигательную координацию, навык безотрывного письма, зрительное внимание и память;
-графический диктант с речевым сопровождением педагога. Цель упражнения–развитие мелкой моторики, оптико–пространственного восприятия, зрительно–моторной координации, образного мышления.
Таким образом, поэтапная работа будет способствовать формированию у старших дошкольников с общим недоразвитием речи графо-моторных навыков и готовить детей к дальнейшему школьному обучению.
Библиография
- Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма. – М.: Просвещение, 2003
- Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. – М.: ВЛАДОС, 2003
- Иванникова О. О формировании графических навыков. //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 12
- Касицына М.А. Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. – М.: Гном и Д, 2005
- Москаленко В.В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. – Волгоград: Учитель, 2009
- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Автор-составитель сборника Чиркина Г.В. – М.: Просвещение, 2008
- Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...
Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи
Представлены основные направления работы по формированию графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...
Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Опыт работы воспитателя на тему:«Формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации. Сдесь предс...
Формирование графо-моторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи
Проблема обучения дошкольников с общим недоразвитием речи графо-моторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. А количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым го...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию конструктивных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с вос...
Особенности тонкой моторики и графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья на тему: "Особенности тонкой моторики и графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи"....