Особенности тонкой моторики и графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая группа)

Козырева Софья Дмитриевна

Статья на тему: "Особенности тонкой моторики и графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_tonkoy_motoriki_i_grafo.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности тонкой моторики и графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Значительное место в педагогической практике отводится развитию мелкой моторики. Теоретическое обоснование этому факту можно найти в работах И.Сеченова, Н.Бернштейна, М.Кольцовой и других исследователей. Уровень развития мелкой моторики - один из важных показателей интеллектуального развития.

Дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) имеют специфические особенности развития психических процессов:

  • недоразвитие зрительного и слухового восприятия,
  • неустойчивость внимания,
  • низкий уровень вербальной памяти, продуктивности запоминания и сложности при воспроизведении,
  • отставание в развитии словесно-логического мышления и активной речи, а красота соответственно страдает.

Познавательная деятельность сопровождается быстрой утомляемостью со снижением работоспособности, частой отвлекаемостью, повышенной истощаемостью нервных процессов, что ведёт к неумению вовремя включиться в учебный процесс или быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Простреливает в спине или чувствуются рези в желудке - такие симптомы вполне могут быть у ребёнка.

Одним из проявлений моторной дисграфий является писчий спазм кисти руки, который проявляется в отсутствии недостаточной совместной координации движений пальцев рук и глаз (Токарева О.А.). При нормальном развитии к концу первого - началу второго года жизни ребёнок овладевает всеми основными движениями, а в развитии ручной моторики сформированы соотносящие действия, т. е. такие действия, при которых нужно согласованно применять ловкость рук и глазомер.

У детей с ОНР в развитии мелкой моторики главным нарушением является нескоординированность движений и соотносящих действий, что в сочетании с общей психофизиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений, развиваются симптомы писчего спазма, что в 5-6 летнем возрасте препятствуют правильному моторному развитию кисти руки для подготовки её к овладению начальными навыками письма.

У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев.  Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе-дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон мозга.

За последние годы медицинская и педагогическая статистика, а также непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подтверждают неуклонный рост детей с нарушениями речевого развития. Наиболее сложное и тяжелое речевое расстройство носит название «общего недоразвития речи» (ОНР).

У большинства детей данной категории  при поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться. Поэтому коррекционный процесс в дошкольном учреждении направлен как на устранение имеющихся проблем в развитии, так и на профилактику вероятных нарушений  устной и письменной речи.

Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память  и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно. Такой подход во многом связан с психолого-физиологическими особенностями ребенка 5-6 лет.

Часто приходится слышать от учителей «Плохо развита рука, пишет медленно, неуверенно, не видит строчки, не соблюдает интервалов между буквами». Все это говорит о том, что графические навыки у ребенка вовремя не сформированы.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.  Неподготовленность руки создает уже с первых дней обучения в школе комплекс трудностей.

Причины могут быть разными:

  • нарушение элементарных гигиенических требований (положение тетради, ручки в руке)
  • перенапряжение  руки;
  • отсутствие необходимых пространственных ориентаций, несовершенство регуляции движений.

Для овладения письмом как графомоторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательных навыков, а как свидетельствуют данные в работах Т.Б. Филичевой, Г.Ф. Чиркиной детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно  дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. У   детей данной категории наблюдаются особенности мелкой моторики              пальцев рук, появляющиеся в недостаточной координации пальцев, кисти руки.

Исследования Л.В. Лопатиной свидетельствуют о трудностях в выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями. Ведущим механизмом такого нарушения, по мнению А.Н. Корнева, является неполноценность артикуляционного и пальцевого праксиса. Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков может перерасти в ошибки на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости. Поэтому ранняя диагностическая и коррекционная работа по развитию графомоторных навыков у детей с общим недоразвитии речи становится довольно актуальной.

Сензитивным для развития пальцевой моторики является возраст 6-7 лет. Организуя различные виды деятельности в этом возрасте, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии пальцевого праксиса и совершенствовании графо - моторных навыков у детей с ОНР.  

Таким образом, необходим определенный уровень психофизиологического  развития ребенка, а не только руки, как иногда считают. Прежде всего, следует обратить внимание на функционирование психических процессов (мышления, памяти, внимания, способности к пространственному восприятию объектов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Представлены основные направления работы по формированию  графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

У детей с ОНР снижена потребность в общении, коммуникативные навыки частично не сформированы. Они тянутся к сверстникам, стараются привлечь внимание, но диалог не получается. Они не слышат партнера и ...

Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Формирование графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Организация педагогического сопровождения детей с ОВЗ по формированию графо-моторных навыков...

Формирование графо-моторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Проблема обучения дошкольников с общим недоразвитием речи графо-моторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. А количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым го...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

        Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмо...