«Согласные звуки [р,р’],буквы Р,р».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
на тему: «Согласные звуки [р,р’],буквы Р,р».
Цель: познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'].
Задачи: познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р'], их классификацией; знакомить с ударением;определять место звука, закреплять умение составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком; развивать логическое мышление; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, желание помочь другу.
Оборудование: рабочие тетради, картинки с буквой «Р», предметные картинки (рыба, луна, шары, лиса, радуга, машина, роза, телефон, карандаш, лимон, конфеты, стул, диван, кровать), разрезные картинки (рыба,репа,рак), карандаши, игрушки (машина, матрешка, лопата, ведро, мышка, кукла, лейка, корабль), игрушка – замок, дверной замок, сенсорная доска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spasenie_glasnyh_bukv.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход занятия:
I. Организационный момент
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся,
Мы пожмем друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
(На столе разложены игрушки – машина, матрешка, мышка, лопата, ведро, кукла, лейка, корабль).
- Ребята, посмотрите на стол, выберите любую игрушку, которая вам понравилась, возьмите ее и встаньте в круг. (дети выполняют задание)
- Назовите выбранную игрушку, назовите первый звук в этом слове, охарактеризуйте его.
II. Вступительная часть
- Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие по реке .В этом путешествии мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой.
- Чем отличаются звуки от букв?
- Какими бывают звуки?
- Приведите пример гласных звуков (А, О, У, Ы, И)
- Какие звуки называют согласными?
- Какими бывают согласные звуки? (мягкими и твердыми)
- А еще? (звонкими и глухими)
Игра «Буква заблудилась»
А О У И Н Ы
- Какая буква лишняя? Почему?(н –она согласная, остальные гласные)
III. Основная часть
- Знакомство с новым звуком.
- Послушайте и определите какой звук часто встречается в этом стихотворении?
Солнце светит, дождь идет,
В небе радуга цветет.
Над рекой она взошла,
Радость людям принесла.
Речка краше сразу стала
Разным цветом засияла.
(Звук [Р])
- Правильно, с этим звуком мы познакомимся сегодня. У звука [Р] есть брат – мягкий звук [Рь].
- При произношении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит. Значит звук какой? (согласный) Почему? Он глухой или звонкий? (звонкий)
Вывод: Звук [Р] – согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.
- Игровое упражнение «Аукцион».Кто угадает больше слов на букву Р.
Дети называют слова: решето,ракушка,заяц,ручка,флаг,чайник,радуга,рюкзак,медведь,рубины,ёлка. Двигают картинки в "контейнер" (речку).Все картинки с буквой Р попадают в контейнер, другие нет. ( 3 страница в флипчарте)
- «Доскажи словечко»
Воспитатель читает текст, дети отгадывают слова. (4 стр. в флипчарте, дети вытаскивают картинки из сундука)
*Испугался кот собак,
Задом пятится, как…(рак)
*Пришёл домой художник наш
Он взял тетрадь и… (карандаш)
*Роет землю серый крот,
Разоряет… (огород)
*Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый… (воробей)
*В день рождения Петрушке
Купили новые …(игрушки)
*Юра тащит вкусный груз,
замечательный… (арбуз)
*На каток ушла с утра
Моя младшая… (сестра)
*У мышки в норке
Сырные … (корки)
*Заяц серый – берегись!
Я – большая кошка…(рысь)
*Ласточка всё лето
Летает, как…(ракета)
*Носорог бодает рогом
не шутите с…(носорогом)
*В Африканской речке Нил
Проживает…(крокодил)
*Злой голодный крокодил
Антилопу… (проглотил)
*Я отправлю прямо в рот
С колбасою... (бутерброд)
*На стекле букет из роз
Рисовал весь день…(мороз)
*Флот плывёт к родной земле.
Флаг на каждом…(корабле)
*Кот ловил мышей и крыс
Кролик лист капустный…(грыз)
Ра – ра – ра – начинается … (игра)
Ры – ры – ры – у мальчиков … (шары)
Ро – ро – ро –у нас новое … (ведро)
Ру – ру – ру – продолжаем мы … (игру)
Ре – ре – ре –стоит домик на …(горе)
Ри – ри – ри – на ветках … (снегири)
4.Знакомство с буквой «Р».
(показ буквы «Р»)
- На что похожа буква «Р». (трость, парус)
«Дрожу от страха
До сих пор! –
Воскликнуло полено, -
Похожа буква на топор!
Расколет непременно.»
5.Написание буквы, раскрашивание тех частей, где есть буквы Р и р, распознавание букв, обведи и дорисуй букву Р в прописях, помоги снегирю долететь до календаря (стр.5,6,8 в флипчарте)
6.Физкультминутка «Злая тучка» ( с музыкальным сопровождением,стр.7 в флипчарте)
7.Введение понятия «ударение».
Показать предметные картинки: ры –ба, лу – на, ша – ры, ли –са, ра – ду – га, ма-ши-на.
- Вы заметили, что слоги в словах звучат по – разному: одни громче и протяжнее, другие тише и короче.
Ры – ба – вы слышите, как мой голос усиливается в начале слова – это слышится ударение.
(показ сказочного замка и дверного замка)
- Это сказочный замок, а теперь выделите другой слог в слове «замок» получится «замок», который висит на двери замка.
- Видите, как важно правильно делать ударение в слове.
- Ребята, у нас есть еще задания, давайте попробуем их выполнить.
8.Игровое упражнение «Составь картину»
(На столе разрезные картинки.)
- Дети поделитесь на 3 команды и каждая будет составлять свою картинку.
- Что получилось? Какой звук слышится в начале слова? Есть ли в этом слове звук [Р]?
Определите место звука Р в словах :РАКЕТА,ВЕДРО,ЗАБОР.(Стр.9 в флипчарте.)
9.Составим звуковую схему слов :РЫБА,РЕПА,РАК.( Стр.10 в флипчарте.)
10. Игровое упражнение «Найди слова со звуком Р» (стр.11 в флипчарте)
III. Итог.
- Ребята, молодцы, все задания выполнили. С каким новым звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук?
Рефлексия.
Ребята, пора отправляться в обратный путь, если вам понравилось в путешествии выберите весёлого смайлика, кому было неинтересно и скучно – грустного смайлика и мы увидим на каком корабле отправимся в детский сад. (стр.12 в флипчарте)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамота. Конспект занятия в подготовительной группе " Согласный звук "Ж" и буква "Ж"
Согласный звук"Ж" и буква "Ж". Цели: * актуализация знаний детей о звуке и букве "Ж"...
Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".
Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....
"Согласный звук [Н], [Н’], буква Н"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе...
НОД по обучению грамоте Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »
Знакомство детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р\'], с понятием "ударение"; закрепление умения составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество с...
"Страна звуков" (Согласные звуки (Р),(Рь). Буквы Р,р)
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе для городского конкурса "Фестиваль уроков-2015"...
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Многозначные слова. Согласный звук [К] ([К’]), буква «К». Введение понятия «глухой» согласный звук»
Конспект занятия в подготовительной группе по образовательной области "Речевое развитие"....
Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], стр.59
Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], с...