"Согласный звук [Н], [Н’], буква Н"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_no1_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе
Тема: согласный звук [Н], [Н’], буква Н.
Задачи: познакомить с согласными звуками [Н], [Н’]; закрепить знания детей о звуках - гласных, согласных (твердых, мягких); совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов; расширять представления детей о рыбах реки Бия;
Развивать речь, познавательные процессы;
Воспитывать доброжелательное отношение, уважение друг к другу.
Материал: карандаши, плакаты с буквами, касса букв, презентация, картинка кораблик.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций различных видов рыб; чтение сказок: А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», русская народная сказка «По щучьему велению…».
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГТ: чтение художественной литературы, познание, здоровье.
Ход НОД:
части, методы | деятельность воспитателя | деятельность детей |
вводная часть Сюрпризный момент цель основная часть Знакомство со звуками [Н], [Н’]. вопросы показ слайдов образец вопросы показ слайдов объяснение игра на внимание Пальчиковая гимнастика «рыбка» показ слайдов вопросы художественное слово упражнение с карандашом художественное слово упражнение «Изобрази букву» Чтение слогов с буквой Н. Работа по разрезной азбуке большого размера. вопросы заключительная часть подведение итогов | Здравствуйте, девочки! (машет рукой) Здравствуйте, мальчики! (машет рукой) Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуй, солнышко лучистое! День, какой прекрасный! (слайд: Незнайка обращается к детям) - Ребята, я подписал открытку своим друзьям, но не знаю правильно ли. Пожалуйста помогите проверить. Поздравляю с _овым годом. Желаю всем успехов. _езнайка. Поможем Незнайке? - Какой первый звук пропустил Незнайка в слове НННовым? - Какой первый звук пропустил в слове НННЕзнайка? Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [Н] и [Н’], узнаем, какой буквой обозначаются эти звуки, прочитаем слоги и слова с буквой Н. Кто лучше всех будет работать, получит фишку. За новыми звуками мы отправляемся на речку. Для этого сядьте правильно, выпрямите спину. - Как называется река, на которой расположен наш город? (Слайд: река Бия.) Наша река богата рыбой. - Как называется эта рыба? (Слайд: рыба налим.) - Какой первый звук в этом слове? - Давай произнесем этот звук правильно. Сначала послушайте, как это нужно сделать. Напряжённо языком На десну, наверх нажмём. [Н] – мы звонко произносим Звуку помогает носик. - Как вы думаете, какой это звук – гласный или согласный? Почему? - Как называется эта рыба? (Слайд: рыба окунь.) - Какой звук в конце слова? В слове “налим” первый звук произносится твердо. Произнесите [Н]. А в слове окунь произносится мягко [Н’]. При произношении этих звуков, воздух проходит через нос. Зажмите носик рукой, и попробуйте еще раз произнести. Получается? Звук называется носовым. Звуковой анализ слов сазан и линь. (Слайд: рыбы ерш, сазан, лещ, плотва, линь.) В нашей реке встречается и другая рыба. Я буду называть, а вы внимательно слушайте. Если в каком-то слове услышите [Н], хлопните в ладоши. А теперь наши руки будут рыбками. Анализ буквы Н. (Слайд: буква Н.) - Обведите в воздухе букву Н. (комментарий: палочка, палочка и поперек поясок) - Сравните ее с буквой А, что общего, в чем различие? - На что похожа буква Н? (Слайд: буква Н, а на ней человечек). На букве Н Я, как на лесенке, Сижу и распеваю песенки. - Возьмите в руки карандаш, подумайте, как можно изобразить букву Н руками с помощью карандаша. Пальцы взяли молодца С двух сторон за два конца. Карандаш попался в плен – Получилась буква «Н». Встаньте парой за столом и попробуйте изобразить букву Н. (воспитатель с одним ребенком изображает букву Н) - Продолжаем путешествие по реке на корабле. На реке много островков и на них живут гласные буквы, подплывая к острову, капитан дает гудок. на но ну ны - Мы подплываем к острову, где живут слова. Прочитаем их. - Как называется суп из рыбы? Анализ слова: сколько слогов? Какой первый слог? Сколько звуков в первом слоге? Какой? Назовите второй слог. Сколько звуков? Назовите первый звук, второй. - Давайте в нашу уху положим только ту рыбу, в названии, которой есть звуки [Н], [Н’]. Наше путешествие закончилось. Мне было приятно с вами работать. А вам? С какими звуками познакомились? Какие это звуки: гласные или согласные? Что еще вы узнали про эти звуки? Сегодня на занятие лучше всех работали… и я их награждаю фишкой. | Здравствуйте, здравствуйте! (девочки машут рукой) Здравствуйте, здравствуйте! (мальчики машут рукой) Все дети машут рукой солнышку. - Хорошо под солнышком Мы растем, (Поднимают руки вверх, встают на носочки и тянутся как можно выше.) Здоровей становимся С каждым днем! (Сжимают пальцы в кулаки, прижимают к плечам и разводят в стороны.) [Н] [Н’] Бия налим [Н] Произносят вместе с воспитателем звуки. Этот звук согласный, он не поется, [Н’] Произносят звуки вместе с воспитателем [Н], [Н’]. Нет. Хлопают в ладоши на слова «сазан», «линь». Определяют место положения звука Н, дают характеристику этому звуку: согласный, твердый (мягкий). Выполняют движения в соответствии со словами. В воздухе обводят букву Н. Изображают букву с помощью карандаша. Встают за столом и, глядя на воспитателя, изображают букву Н. Читают: на но ну ны Читают: нос носы луна наша сосна уха 2 слога Первый слог – у, один звук –[У]. Он гласный. Второй слог – ха, два звука: [Х], [А]. [Н], [Н’]. [Н] – твердый, [Н’] – мягкий. |
Приложение
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. | Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка. |
Рыбка, рыбка, озорница, | Грозят пальчиком. |
Мы хотим тебя поймать. | Медленно сближают ладони. |
Рыбка спинку изогнула, | Снова изображают, как плывет рыбка. |
Крошку хлебную взяла. | Делают хватательные движения обеими руками. |
Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла | Снова «плывут». |
Слоги для чтения
но | с |
но | сы |
лу | на |
на | ша |
сос | на |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамота. Конспект занятия в подготовительной группе " Согласный звук "Ж" и буква "Ж"
Согласный звук"Ж" и буква "Ж". Цели: * актуализация знаний детей о звуке и букве "Ж"...
Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".
Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....
НОД по обучению грамоте Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »
Знакомство детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р\'], с понятием "ударение"; закрепление умения составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество с...
"Страна звуков" (Согласные звуки (Р),(Рь). Буквы Р,р)
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе для городского конкурса "Фестиваль уроков-2015"...
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Многозначные слова. Согласный звук [К] ([К’]), буква «К». Введение понятия «глухой» согласный звук»
Конспект занятия в подготовительной группе по образовательной области "Речевое развитие"....
Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], стр.59
Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], с...
Тема. Составление предложений с заданными словами. Согласный звук П (П), буква П. Закрепление понятия «глухой» согласный звук.
Занятие: "Составление предложений с заданными словами. Согласный звук П, буква П....