НОД "Путешествие в страну звуков" для детей старшего возраста
план-конспект занятия по обучению грамоте по теме
Конспект по разделу программы "Основы первоначальной грамоты" для детей старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_gramote.docx | 41.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Путешествие в страну звуков».
ЦЕЛЬ: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты.
Задачи:
Образовательные: - закреплять знания детей о гласных и согласных звуках; - совершенствовать умения в звуковом анализе слов, в образовании новых слов, в составлении предложений из трех слов, называя 1-е и 2-е, в графическом изображении конструкций предложений и составлении несложных предложений по схеме.
Развивающие:
- развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей,
- развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.
Планируемые результаты: имеет представление о звуках, умело применяет свои знания по освоению грамоты, способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальное и коллективные задания.
Образовательная среда:
Предметно - практическая среда: конверт с письмом, кукла-Буратино , указка, карточки с буквами, словами, схема предложения.
Ход занятия
1.Вводно-мотивационная часть:
Воспитатель:
Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск воды.
А еще есть звуки речи, мы их точно знать должны.
Звуки четко произносим, слушаем внимательно,
Будем четко говорить и писать старательно.
Воспитатель: О чем говорится в стихотворении? Ответы детей ( о звуках)
Воспитатель: Звуки речи живут в интересной стране, имя которой Звукляндия. Но в эту страну могут попасть только те, кто умеет слушать и слышать. Хотели бы вы там очутиться? ( ответы детей) А проводит нас туда, ваш друг – Буратино.
Воспитатель:-Что же такое звук? (то, что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем). Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть, и они не встречают во рту преград.
Воспитатель: Как называются такие звуки?(гласные). А какие гласные вы знаете? (а.о.у.ы.и.э). Какими фишками обозначаем гласные? (красными).
Воспитатель: Давайте вспомним как называются звуки, которые во рту встречают преграды (согласные), какие бывают согласные? ( твердые и мягкие). Какими фишками мы их обозначаем? (твердые согласные - синими, мягкие согласные - зелеными).
Воспитатель: Давайте назовем несколько согласных звуков. Машенька попробуй! А теперь поиграем в игру «Большой и маленький брат». Вы называете твердый согласный звук «П», а потом называете его мягкую пару.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем наоборот, сначала мягкий согласный звук, а потом его твердую пару («КЬ»- «К»; «СЬ»- «С»).
2. Основная часть.
Воспитатель: Молодцы, ребята, интересно, а что это за конверт. Посмотрим, что внутри (открывают конверт). Здесь приготовлены интересные задания, выполняя которые мы сможем совершить прогулку по стране звуков.
Воспитатель: А вот вы мне скажите, что образуют звуки, соединяясь друг с другом? (слоги).
Воспитатель: Правильно, а теперь предлагаю поиграть в игру "Подбери слова со слогом". Детям предлагается слог, по которому придумываются слова.
"МА": мама, машина ,комар, масло, макароны, малина, малыш, март….
"ЛИ": лимон, лимонад, калина, лиана, листья, линейка, лилипут….
"КУ": курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница.
Воспитатель: Хорошо, а с помощью чего мы общаемся с вами? (при помощи слов)
Воспитатель: Давайте выполним следующее задание из конверта. А тут загадка: Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает ( книга)
Воспитатель: Правильно, нам нужно провести звуковой анализ слова КНИГА.
(Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети. Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называя их изолированно (к,нь,и,г,а), давая характеристику каждому звуку)
1-й звук – «К» твердый согласный (ставит синюю фишку в первую клеточку схемы),
2-й звук- «НЬ», мягкий согласный (ставит зеленую фишку во 2-ую клеточку),
3-й звук – «И», гласный (ставит красную фишку),
4-й звук- «Г», твердый согласный (ставит синюю фишку)
5-й звук- «А», гласный (красная фишка),
Ударный гласный звук «И» (ставит черную фишку).
Воспитатель: Какие гласные в слове книга? (и, а)
Воспитатель: Какой ударный звук? (И). Произнесем слово с ударением (кнИИга). Переставьте ударение (черную фишку) на звук «А», как теперь будет звучать слово? (книгАА). Снова поставьте ударение верно.
Воспитатель: Какой мягкий согласный звук в слове? («НЬ»). Какой 2-й твердый согласный? («Г»), а какой первый твердый согласный звук? («К»).
Воспитатель: А теперь пришло время отдохнуть. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Под грибом шалашик-домик (руки сложить "крышей" над головой),
Там живет веселый гномик (руки на пояс, повороты влево - вправо),
Мы тихонько постучим ("дождик" по голове),
В колокольчик позвоним (прищелкивание пальцами).
Двери нам откроет гномик (ладони внутренней стороной обращены к лицу, затем разводим руки в стороны, имитируя открытую дверь),
Станет звать в шалашик-домик (махи руками по направлению к себе).
В домике дощатый пол (ладони обеих рук вместе, внутренняя сторона обращена вниз),
На полу дубовый стол (имитация стола: левая рука сжата в кулак, правая лежит сверху),
Рядом стул с высокой спинкой (изображают стул из ладоней),
На столе тарелка с вилкой.
И блины горой стоят (хлопки руками),
Угощенье для ребят (разводят руки в стороны).
(после физ. минутки дети замечают, что на столе лежат карточки - схемы слов и игрушки, проводится игра «Подбери слово к схеме»)
Воспитатель: Ну, что Буратино, понял, как образуются слова? Давайте посмотрим следующее задание (вынимает из конверта листок, на котором нарисована схема предложения из 3 слов).
Воспитатель: Ой, ребята, а это что за абракадабра такая? (ответы детей) (Вспоминают, что вертикальной чертой в схеме отмечается начало предложения. Первое слово пишется с большой буквы. За большой чертой спрятано большое слово, маленькое за той, которая поменьше. Вспоминают о знаках препинания в конце предложений).
Воспитатель: Составьте предложение со словом книга, которое бы подходило к этой схеме.
Воспитатель: А теперь предлагаю игру «Живые слова».
3.Рефлексивный этап:
- Ребята, мне очень понравилось, как вы старательно выполняли задания и преодолели все трудности, которые встретились на пути. Буратино желает Вам всего доброго и с нетерпением будет ждать следующей встречи. На память он оставляет Вам карточки с буквами и предлагает Вам составить слова, которые вам нравятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности «Математическое путешествие в космос» для детей старшего возраста
Математическое путешествие в космос...
НОД с презентацией по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи». (старший возраст)
формировать образную речь.- учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.- совершенствование грамматического строя (упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать сущест...
Конспект итогового занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи) (старший возраст
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»Программное содержание: выявить знания и умения детей, полученные на занятиях по развитию речи:-пони...
"Путешествие по космосу" для детей старшего возраста
Воспитатель: К нам упала звездочка с неба и принесла с собой письмо. Давайте посмотрим, кто же это к нам отправил такое интересное письмо.Воспитатель: Мои хорошие девочки и мальчики. Приглашаю в...
Игра ходилка - бродилка "Путешествие по городу" для детей старшего возраста
Игра ходилка - бродилка "Путешествие по городу", для детей старшего возраста...
Оздоровительный досуг "Путешествие на самолётиках" для детей старшего возраста.
Оздоровительный досуг "Путешествие на самолётиках" для детей старшего возраста....
Календарно-тематическое планирование по теме проекта "Путешествие в страну Знаний" для старшего возраста.
Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств у детей, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад и школу. Чтобы жизнь детей была интересной, насыщенной...