конспект подготовка к обучению грамоте и зкр. Подготовительная группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
материал предназначен для работы с детьми 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте и зкр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект по подготовке к обучению грамоте | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
НОД
звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей
Звук [Ш.']и буква Щ.
Задачи:
- Совершенствовать фонематический слух. Развивать умение различать на слух звуки «Ч» и Щ.». Упражнять в произношении звука «Щ» изолированного, в слогах, в словах, во фразовой речи. Совершенствовать навыки определения позиции звука в слове. Совершенствовать умение давать характеристику звука. Отрабатывать дикцию, учить внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Формировать представления детей о линейных звуковых единицах – звук – слог - слово - предложение - текст.
- Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать существительные родительного падежа множественного числа. Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
- Совершенствовать пальчиковую моторику, координацию речи с движением. Развивать творческое воображение, темп и ритм речи.
- Познакомить детей со зрительным образом буквы Щ., развивать зрительное восприятие, внимание, воображение.
- Совершенствовать связную речь детей, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Совершенствовать диалогическую речь.
- Развивать умение работать в коллективе и индивидуально, воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование:
Иллюстрация к сказке “По щучьему велению”; цветовые символы звука (Щ); предметные картинки, в названии которых есть звук (Щ); 3 плоскостных макета вёдер со схемами, обозначающими место звука в слове; карточка с буквой «Ч», «Щ»; мяч; цветовые символы, обозначающих звуки. (Круги красного, синего и зеленого цвета).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята как вы думаете, куда можно отправиться на этом поезде? (На доске сказочная картинка поезда). (Высказывания детей) Правильно, мы на этом поезде поедем в сказку. Всё что мы будем делать в пути, будем отмечать символами, чтобы найти дорогу обратно. Фонематическая зарядка. Как паровоз выпускает пар? (Щ-щ-щ…). Что мы сейчас ребята сделали? Правильно, произносили ли звук «Щ». Как отмечаем звук в схемах? Правильно. (Выставляем квадратик). Поезд отправляется, колёса выстукивают песенку Ща, ща…, Щу, щу…, Ще, ще…, Щи, щи…, и т.д. (Дети пропевают под музыку и стучат карандашиком по столу на каждый слог). Ребята, что мы с вами сейчас делали? Молодцы. Мы пропевали слоги. Как отмечаем слоги в схемах? Маленьким прямоугольником. (Выставляем прямоугольник).
Ребята, послушайте внимательно и отгадайте мою загадку.
Вымолвил словечко -
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю.
(Емеля) (Выставляем картинку Емели).
Какой звук встречается в словах загадки похожий на звук «Щ». Правильно звук «Ч». В каких словах он нам встретился? Чем они отличаются? Найдите букву «Ч» и вставьте в схему. ( Дети находят букву «Ч» и ставят рядом с прямоугольником).
А кто помнит, как называется сказка, в которой Емеля - главный герой? (сказка называется “По щучьему велению”). Правильно, вспомните, кто помогал Емеле в этой сказке и исполнял все его желания? (Щука). Молодцы! Хотите попасть в гости к Емеле и щуке? А кто из вас помнит, какие волшебные слова произносил Емеля, перед тем, как загадать желание? (По щучьему велению, по моему хотению!). Правильно! Будем надеяться, что эти слова и нам сегодня помогут! Давайте все вместе скажем. По щучьему велению, по моему хотению поезд наш дальше мчись, в желанной сказке очутись! А вот и наши сказочные герои – Емеля и щука. Сегодня мы вместе с Емелей познакомимся с новым звуком и буквой, которая этот звук обозначает. (Выставляется картинка щуки).
Давайте все вместе произнесем слово ЩУКА. - Какой первый звук услышала в этом слове Даша? - А какой последний звук в этом слове слышит Паша? - Какой второй звук в слове ЩУКА расскажет нам Серёжа? - А какой звук стоит между звуками (У) и (А) – расскажет нам Ваня. - Молодцы, все звуки определили правильно. А кто догадается, о каком из этих звуков мы еще ничего не знаем? (Мы ничего не знаем о звуке (Щ))
- Правильно, о звуке (Щ) мы с вами еще не говорили. Давайте попробуем все вместе дать характеристику звуку (Щ). Попробуйте его пропеть. (Он не пропевается. Значит, этот звук СОГЛАСНЫЙ).
- Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок? (Голосок не звенит, значит, этот звук – ГЛУХОЙ)
- Молодцы! А еще звук (Щ) – всегда мягкий! Владик, как мы будем обозначать звук (Щ) в схемах? (Мы будем обозначать звук (Щ) кружком зеленого цвета.)
- Молодцы! Характеристику звуку (Щ) дали правильную! А сейчас выложите слово Щука кружочками. Сколько гласных звуков. Сколько согласных?
А теперь давайте вместе с нашими героями немного поиграем и узнаем у кого из вас самые внимательные ушки. Как только услышите слово со звуком (Щ) – хлопните в ладоши! По щучьему велению, по моему хотению глазки закрывай и играть начинай!
Игра: “Внимательные ушки”
слова: клещи, щетка, чипсы, шоколад, щекотка, щипать, шашки, суп, щипцы, шея, зубы, чаща, вопрос, щука, калач, дрессировщик, чубчик. Какие слова вы ещё знаете со звуком «Щ». Как в схемах мы обозначаем слова? Правильно, длинным прямоугольником. (Ставим прямоугольник.) Ой! Ребята, пока мы с вами играли, Емеля приготовил для нас вот такие необычные ведра! Посмотрите на них внимательно – узоры на них интересные. А вы знаете, что они обозначают? (Они показывают место звука в слове).
Игра «Найди звук».
Правильно! Давайте поможем Емеле разложить предметы, которые у нас нарисованы на картинках в нужные ведра. Только объясняйте, почему вы выбрали именно это ведерко. (Поставим картинку ведёрка в схему).
- Молодцы! Справились с заданием! А теперь для вас следующая игра “Посмотри и назови”. У меня есть карточки с картинками, но получит карточку лишь тот, кто назовёт правильно слова по количеству слогов. Дети называют слова сначала с одним слогом, затем с двумя и т. д. (Щи, щит, щель, щегол, щипцы, щавель, щенок, щека, щепка, щелкунчик, щипается.) Молодцы, ни разу не ошиблись. (Выставляется карточка деление слова на слоги). Емеля просит вас придумать с этими словами предложение. Аня скажи, какое ты придумала предложение, составь схему своего предложения на доске. А ребята на столах.
А сейчас поиграем с вами в игру “Один - много”. Я вам бросаю мяч и называю один предмет, вы возвращаете мяч и называете множественное число. Игра: “Один - много” (У меня щука, а у меня много щук; У меня плащ, а у меня много плащей. и т.д.) (выставляет картинка)
Молодцы! Славно сегодня работаете! Емеле надо у вас поучиться! А отдыхать вы умеете? Давайте немножко отдохнем и расскажем небольшое стихотворение о щуке! (Выставляется картинка пальчики)
Пальчиковая гимнастика “Щука”
Щука хищная, зубастая, изобразить зубастую пасть щуки.
Для лещей, плотвы опасная, “Щука” щелкает “зубами” – пальцами
Ищет, чем бы поживиться. Ладони сложить вместе, совершать
Кто – то там, в воде резвиться, движения, напоминающие движения
рыб в воде.
Чей – то рядом хвост мелькает…. Помахать кистями рук
Хвать! Тут щука не зевает! Пасть щуки захлопывается
Но, попалась на крючок - указательными пальцами сделать крючок
Тащит щуку рыбачок! Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды рыбу.
Ребята, вы справились со всеми заданиями, пора нам познакомиться с буквой, которая обозначает звук (Щ). Посмотрите, вот она. На что она похожа? (Ответы детей).
На расческу Щ похожа. Три зубца всего? Ну, что же!
Вы запомнили, как выглядит буква Щ? Тогда попробуйте найти ее среди других букв. (Дети находят букву среди других букв азбуки). Вставляют в схему. Физминутка Молодцы! – Давайте отдохнем, и снова поможет нам в этом щука. (Показ движений соответственно содержанию каждой строки.)
Щука в озере жила,
Червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей,
Пригласила двух ершей.
Говорили всем ерши,
Щи у щуки хороши!
– А теперь скороговорка про щуку. (Прикрепить на доску карточки со знаками препинания. ? !)
– Внимательно послушайте скороговорку: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу”.
– Что я сказала? Что поставим в конце предложения?
– А теперь давайте произнесем эту скороговорку с вопросительной интонацией: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу?”
– Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Вопросительный знак, так как предложение содержит вопрос.
– А теперь давайте произнесем эту скороговорку с чувством радости: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу!”
– Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Восклицательный знак, так как в предложении передается чувство радости.
Нам Емеля приготовил небольшую сказку «Верное средство». Я вам её прочитаю. Вы послушайте её внимательно, и желающие ребята перескажут по ролям. (Сказка в сокращении). «Верное средство». Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросёнка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают. – Я знаю верное средство, - щебечет щегол. – Надо положить щенка на щебень кверху лапками и щекотать, пока не пройдёт. – Зубы надо чистить! Сказал ежонок. – Зубной щёткой. Вот это самое верное средство.
Молодцы! Справились сегодня со всеми заданиями. Ну, а теперь нам пора прощаться с нашими героями. Рефлексия.
Давайте с вами вспомним, опираясь на схему, какой путь мы с вами проделали. Дети рассказывают, продвигаясь с конца к началу по схеме. (Сегодня мы пересказывали сказку «Верное средство» по ролям, повторяли скороговорку с разной интонацией и т. д.) А какое задание Емели вам больше всего понравилось и почему? Скажите, кому сегодня было сложно выполнять задания Емели? А кому нет? Вам сегодня было интересно заниматься с Емелей? Пригласите ли вы еще его в гости? Емеля вам подарил рисунки раскраски с буквой «Щ». Вы можете взять её домой и раскрасить. Показать маме, с каким звуком и с какой буквой вы сегодня познакомились. По щучьему велению, по моему хотению наш поезд мчись, в нашей группе очутись!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи Звук и буква «Ш» (лексическая тема Профессии)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке грамоте подготовительная группа...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л»
Закрепление знаний детей о пройденной букве Л, звуках Л,ЛЬ....
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л»
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л» Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Лад...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л»
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л» Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Лад...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Волшебный портфель" (подготовительная группа)
Конспект итогового занятия в подготовительной группе по подготовке к обучению грамоте....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (итоговой) в подготовительной группе
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (итоговой) в подготовительной группеТема: «Спасение волшебной радуги»...
«Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группы
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группына тему: «Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой ...