Обучение грамоте "Живая азбука"
методическая разработка по обучению грамоте (средняя группа) на тему
Программа «Живая азбука» направлена на развитие речевого слуха у детей 4 – 5 лет и является важным звеном в подготовке дошкольников к изучению грамоты и усвоению знаний по родному языку в школе. Систематический курс программы «Живая азбука!» позволяет детям овладеть анализом звуковой стороны устной речи и ориентировкой в ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 68.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования методическая разработка |
ЖИВАЯ АЗБУКА |
|
«Живая азбука»
Программа «Живая азбука» направлена на развитие речевого слуха у детей 4 – 5 лет и является важным звеном в подготовке дошкольников к изучению грамоты и усвоению знаний по родному языку в школе. Систематический курс программы «Живая азбука» позволяет детям овладеть анализом звуковой стороны устной речи и ориентировкой в ней.
В этом возрасте у детей заметно увеличивается активный словарь за счёт слов, обозначающих свойства и качества предмета, действия с ними, их функциональные признаки. Но, наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе и восприятии звуков родной речи, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой в которой живёт, воспитывается и обучается ребёнок. Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребёнок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом неправильно. У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков, что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Однако в возрасте 4 – 5 лет у детей наблюдается особая чувствительность и восприимчивость к звукам речи, поэтому этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. В результате, дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка, формируется осознание своих произносительных умений.
Реализация данного курса обучения предусматривает решение ряда задач. Необходимо:
- сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;
- познакомить детей со звучащим словом, его протяжённостью, учить способам интонационного выделения звука в слове и называть слова с заданным звуком;
- познакомить детей со слогом и слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги;
- учить выделять гласные и согласные звуки и формировать понимание смыслоразличительной функции звука.
Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов и дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Дети определяют словесное ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению. Осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к порогу овладения грамотой, закладывает новое отношение к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешного обучения в школе.
Приоритетной формой организации детей на занятии является разделение на две подгруппы. Программа реализуется в доступной и интересной форме дидактических игр и упражнений с использованием наглядного материала и включает в себя широкое использование различного словесного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, словесные игры и упражнения, весёлые рисунки, создающие положительный эмоциональный фон занятия.
Распределение программного материала на учебный год.
сентябрь | - | - | - | - | Занятие 1. Знакомство с многообразием слов, моделированием рисование коротких, отрывистых линий. | Занятие 2. Знакомство с многообразием слов, моделированием Нахождение различий в двух похожих рисунках | Занятие 3. Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов, моделированием, Рисование иголок ёжикам. | Занятие 4. Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо, рисование солнышка. |
октябрь | Занятие 5. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на ёлках. | Занятие 6. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, д/и «Какие бывают слова?» д/и «Звуки поменялись местами». | Занятие 7. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках. | Занятие 8. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, д/и «Подскажи словечко». | Занятие 9. Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках. | Занятие 10. Знакомство с многообразием слов, игра с мячом «Назови скорее», нахождение несоответствий в рисунках. | Занятие 11. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек, заучивание стихотворения Я.Козловского. | Занятие 12. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, повторение стихотворения Я.Козловского, игра «Слово к слову. |
ноябрь | Занятие13. Звуки «С-СЬ» («песенка большого и маленького насоса»), знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на берёзе, заучивание стихотворения Г.Сапгира. | Занятие 14. Звуки «С-СЬ». знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, повторение стихотворения Г.Сапгира, д/и «Кто внимательный?» | Занятие 15. Звуки «З-ЗЬ» («песенка большого комара и маленького комарика»), знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б.Заходера, рисование ушей зайчикам. | Занятие16. Звуки «З-ЗЬ» знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, повторение стихотворения Б.Заходера, д/и «Кто внимательный?» | Занятие 17. Звуки «С-СЬ» и «З-ЗЬ», твёрдые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках. | Занятие 18. Звуки «С-СЬ» и «З-ЗЬ», твёрдые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, чистоговорки со звуками «С-З» и «ЗЬ-СЬ», заучивание скороговорок. | Занятие 19. Звук «Ц», рисование огурцов, заучивание стихотворения Г.Сапгира. | Занятие 20. Звук «Ц», рисование огурцов, повторение стихотворения Г.Сапгира, отгадывание загадок, скороговорки на автоматизацию звуков «С-З-Ц». |
декабрь | Занятие 21. Звук «Ш» («песенка ветра»), рисование шариков, заучивание потешки. | Занятие 22. Звук «Ш», повторение потешки, игра «Чудесный мешочек», чтение рассказа «Саша и мишка», выделение слов из текста со звуком «Ш». | Занятие 23. Звук «Ж» («песенка жука»), моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения И.Солдатенко. | Занятие 24. Звук «Ж», моделирование, повторение стихотворения И.Солдатенко, игра «Кто внимательный?», произнесение чистоговорок. | Занятие 25. Звуки «Ш-Ж», моделирование, рисование дорожек, заучивание стихотворения «Ежик ждёт ужа на ужин…» | Занятие 26. Звуки «Ш-Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений, заучивание скороговорок на различение звуков «Ш-Ж». | Занятие 27. Звук «Щ», моделирование, рисование щёток, разучивание стихотворения С.Михалкова. | Занятие 28. Звук «Щ», моделирование, повторение стихотворения С.Михалкова, игра «Кто внимательный?» произнесение чистоговорок. |
январь | - | - | Занятие 29. Звук «Ч», моделирование, рисование предметов. | Занятие 30. Звук «Ч», моделирование, игра «Подскажи словечко», произнесение чистоговорок. | Занятие31. Звуки «Ч-Щ», моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки. | Занятие32. Звуки «Ч-Щ», моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, повторение потешки, выделение слов из текста с искомым звуком. | Занятие 33. Звуки «Р-РЬ», закрашивание предметов, заучивание стихотворения О.Высотской. | Занятие 34. Звуки «Р-РЬ», закрашивание предметов, повторение стихотворения О.Высотской, игра «Подскажи словечко». |
февраль | . Занятие 35. Звуки «Л-ЛЬ», моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е.Александровой | Занятие 36 Звуки «Л-ЛЬ», моделирование, повторение стихотворения Е.Александровой, произнесение чистоговорок, выделение слов из текста с искомым звуком. | Занятие 37. Звуки «М-МЬ», рисование мишки, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной. | Занятие 38. Звуки «М-МЬ», повторение стихотворения Т.Шорыгиной, игра «Подскажи словечко», загадывание загадок о предметах, в названии которых есть звук «М-МЬ» | Занятие 39. Звуки «Б-БЬ», моделирование , заучивание стихотворения Г.Сапгира. рисование бус | Занятие 40. Звуки «Б-БЬ», моделирование, повторение стихотворения Г.Сапгира, игра «Подскажи слог», «Магазин», выделение слов из текста с искомым звуком. | Занятие 41. Звуки «К-КЬ», закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д.Хармса. | Занятие 42. Звуки «К-КЬ», повторение стихотворения Д.Хармса, игра «Найди пару», «Кто больше», загадывание загадок о предметах, в названии которых есть звук «К-КЬ». |
март | Занятие 43. Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание стихотворения Г.Сапгира. | Занятие 44. Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, повторение стихотворения Г.Сапгира, игра «Подскажи словечко». | . Занятие 45. Звуки «Г-К», моделирование, закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной. | Занятие 46. Звуки «Г-К», моделирование, повторение стихотворения Т.Шорыгиной, скороговорки на различение звуков «Г-К», выделение слов из текста с искомым звуком. | Занятие 47. Звуки «Д-ДЬ», штриховка и рисование кругов, заучивание стихотворения М.Дружининой | Занятие 48. Звуки «Д-ДЬ», штриховка, повторение стихотворения М.Дружининой, игра «Подскажи словечко», «Кто больше?», произнесение чистоговорок. | Занятие 49. Звуки «Т-ТЬ», моделирование, Рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В.Берестова. | Занятие 50. Звуки «Т-ТЬ», моделирование, повторение стихотворения В.Берестова, произнесение чистоговорок, игра «Кто больше?». |
апрель | Занятие 51. Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», моделирование, рисование домика, заучивание стихотворения Б.Тимофеева. | Занятие 52. Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», моделирование, чистоговорки на различение звуков «Д-Т», повторение стихотворения Б.Тимофеева, игра «Подскажи словечко». | Занятие 53. Закрепление. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ», повторение ранее изученных стихотворений, штриховка, скороговорки со звуками «С-З-Ж». | Занятие 54. Закрепление. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ», игра «Назови скорее», заучивание скороговорок со звуками «С-З-Ж», закрашивание предметов. | Занятие 55. Закрепление. Звуки «Р-РЬ», «Ш», моделирование раскрашивание предметов, заучивание скороговорок. | Занятие 56. Закрепление. Звуки «Р-РЬ», «Ш», моделирование штриховка, повторение скороговорок, игра «Кто больше?».. | Занятие 57. Закрепление. Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ», моделирование Рисование берёзки, повторение стихотворений. | Занятие58. Закрепление. Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ», закрашивание предметов с искомым звуком, заучивание скороговорок, игра «Будь внимателен». |
май | Занятие 59. Закрепление Звуки «Ч-Щ», игра «Будь внимателен», заучивание скороговорок, штриховка. | Занятие 60. Закрепление. Звуки «М-МЬ», повторение стихотворения Т.Шорыгиной, игра «Кто больше?», выделение слов с искомым звуком в разговорной речи. | Занятие 61. Закрепление. Звук «Ц». Повторение стихотворений, игра «Будь внимателен», раскрашивание предметов. | Занятие 62. Закрепление. Звуки «Г-К», повторение стихотворения Т.Шорыгиной, игра «Назови скорее», «Будь внимателен!» | Занятие 63. Закрепление. Звуки «Д-Т», заучивание стихотворения И.Токмакова, игра «Кто больше?», «Будь внимателен». | Занятие 64. Закрепление пройденного материала. скороговорки, игра «Назови скорее», «Кто внимательный?», рисование клубочков. | Занятие 65. Закрепление пройденного материала. Игра «Подскажи словечко», скороговорки, игра «Назови скорее», рисование узоров. | Занятие 66. Закрепление пройденного материала. Игра «Назови скорее», «Будь внимателен», штриховка. |
Планирование учебного материала
Сентябрь
Занятие 1.
Тема: Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий.
Цель: Учить понимать и правильно употреблять термин «слово», понимать, что слова бывают разные.
Познакомить с многообразием слов.
Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.
Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах.
Познакомить с простейшим моделированием – слово можно нарисовать в виде прямоугольника.
Стимулировать зрительно-поисковую активность, избирательность зрительного восприятия.
Учить рисовать короткие, отрывистые линии.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 2.
Тема: Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках.
Цель: Учить понимать и правильно употреблять термин «слово».
Учить моделировать слово в виде прямоугольника.
Знакомить с многообразием слов.
Учить находить различия в двух похожих рисунках.
Учить воспринимать стихотворение, подбирать слова, подходящие по смыслу; развивать поэтический слух.
Учить поочерёдно соединять пальцы рук.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Занятие 3.
Тема: Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие), моделированием, рисование иголок
Ёжикам.
Цель: Познакомить протяженностью слов (длинные и короткие).
Продолжать знакомить с многообразием слов.
Познакомить с тем, что слова могут звучать похоже.
Учить отгадывать загадки. Развивать внимание ,логическое мышление. Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
Продолжать знакомить с моделированием – слово обозначается в виде прямоугольника.
Учить детей делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова.
Учить рисовать короткие линии (иголки ёжикам).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 4.
Тема: Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка.
Цель: Продолжать знакомить со звучащим словом.
Упражнять в различении близких по звучанию слов.
Учить сравнивать слова по звучанию (громкие, звонкие, тихие).
Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Учить рисовать округлые и прямые линии (солнце).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Октябрь
Занятие 5.
Тема: Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на ёлках.
Цель: Продолжать учить детей сравнивать слова по звучанию.
Продолжать учить подбирать слова, которые звучат похоже.
Учить делить слова на слоги.
Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.
Закреплять умение рисовать короткие отрывистые линии (иголки на ёлке).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 6.
Тема: Знакомство с многообразием слов деление слов на слоги. Д/и «Какие бывают слова?», «Звуки поменялись местами».
Цель: Закреплять умение сравнивать слова по звучанию.
Закреплять умение подбирать слова, которые звучат похоже.
Продолжать учить делить слова на слоги.
Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 7.
Тема: Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках.
Цель: Продолжать знакомить с протяженностью слов.
Продолжать учить детей делить слова на слоги, используя схему слова.
Учить подбирать слово к схеме.
Учить находить различия в двух похожих рисунках.
Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 8.
Тема: Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, д/и «Подскажи словечко», «Назови скорее».
Цель: Продолжать учить подбирать слова разной протяжённости.
Продолжать учить детей делить слова на слоги.
Продолжать учить подбирать слова к схеме.
Учить подбирать слова к тексту, подходящие по смыслу.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 9.
Тема: Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках.
Цель: Продолжать знакомить с многообразием слов (слова звучат по-разному и похоже).
Продолжать знакомить с протяжённостью слов (короткие и длинные).
Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Учить находить несоответствия в рисунке. Развивать внимание и наблюдательность.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 10.
Тема: Знакомство с многообразием слов, игра «Назови скорее», «Подскажи словечко», рисование травки.
Цель: Закреплять умение подбирать короткие и длинные слова.
Продолжать учить подбирать похожие по звучанию слова.
Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.
Учить рисовать короткие отрывистые линии.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 11.
Тема: Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек, заучивание стихотворения Я.Козловского.
Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги, подбирать к слову схему.
Продолжать знакомить с протяжённостью слов (короткие и длинные).
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными интонациями, логическими паузами, ударениями, передавать своё отношение к содержанию.
Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 12.
Тема: Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек, повторение стихотворения Я.Козловского, игра
«Слово к слову».
Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги, подбирать к слову схему.
Продолжать знакомить с протяжённостью слов (короткие и длинные).
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными интонациями, логическими паузами, ударениями, развивать поэтический слух, передавать своё отношение к содержанию.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ноябрь
Занятие 13.
Тема: Звуки «С-СЬ» («песенки большого и маленького насоса»), знакомство с твёрдыми и мягкими согласными раскрашивание
Листиков на берёзе, заучивание стихотворения Г.Сапгира.
Цель: Познакомить детей с твёрдыми и мягкими согласными.
Учить различать и произносить изолированно звуки «С-СЬ» в игровых упражнениях («песенки большого и маленького насоса»).
Учить интонационно выделять звуки «С_СЬ» в словах, во фразовой речи.
Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.
Продолжать учить делить слова на слоги.
Учить закрашивать листочки на берёзе.
Учить читать стихотворение не спеша, чётко выговаривая каждое слово.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 14.
Тема: Звуки «С-СЬ» («песенки большого и маленького насоса»), продолжение знакомства с твёрдыми и мягкими согласными, повторение стихотворения Г.Сапгира, игра «Кто внимательный?»
Цель: Продолжать знакомить детей с твёрдыми и мягкими согласными.
Учить различать и произносить изолированно звуки «С-СЬ» в чистоговорках.
Учить интонационно выделять звуки «С_СЬ» в словах, во фразовой речи.
Продолжать учить делить слова на слоги.
Учить выразительно читать стихотворение ,не спеша, чётко выговаривая каждое слово.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 15.
Тема: Звуки «З-ЗЬ» («песенка большого и маленького комарика»), знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б.Заходера, рисование ушей зайчикам.
Цель: Познакомить с твёрдыми и мягкими согласными звуками «З-ЗЬ» («песенка большого и маленького комарика»). Учить чёткому и
ясному произношению звуков «З-ЗЬ».
Продолжать знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).
Учить интонационному выделению звуков «З-ЗЬ» в словах.
Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание , н/о и логическое мышление.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать своё отношение к окружающему.
Рисовать овалы (уши зайчикам).
Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 16.
Тема: Звуки «З-ЗЬ» («песенка большого и маленького комарика»), продолжение знакомства с твёрдыми и мягкими согласными, повторение стихотворения Б.Заходера, игра «Кто внимательный?»
Цель: Продолжать знакомить с твёрдыми и мягкими согласными звуками «З-ЗЬ» («песенка большого и маленького комарика»).
Учить чёткому и ясному произношению звуков «З-ЗЬ» в чистоговорках.
Продолжать знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).
Учить выделять слова из текста на слух со звуками «З-ЗЬ».
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать своё отношение к окружающему.
Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 17.
Тема: Звуки «С-СЬ» , «З-ЗЬ», твёрдые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках.
Цель: Продолжать учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки «С-СЬ» , «З-ЗЬ» в словах.
Продолжать учить интонационно выделять звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ» в фразовой речи.
Учить называть первый звук в словах.
Учить делить слова на слоги, используя схему слова.
Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.
Учить находить различия в двух похожих рисунках и объяснять их.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 18.
Тема: Звуки «С-СЬ» , «З-ЗЬ», твёрдые и мягкие согласные, нахождение различий в двух похожих рисунках, произнесение
чистоговорок со звуками «С-СЬ», «З-ЗЬ», заучивание скороговорок.
Цель: Продолжать учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки «С-СЬ» , «З-ЗЬ» в словах.
Закреплять навык правильного произношения звуков «С-СЬ», «З-ЗЬ» изолированно, в словах, фразовой речи.
Продолжать учить интонационно выделять звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ» в фразовой речи.
Продолжать учить называть первый звук в словах.
Продолжать учить делить слова на слоги, используя схему слова.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 19.
Тема: Звук «Ц», рисование огурцов, заучивание стихотворения Г.Сапгира.
Цель: Учить различать и произносить твёрдый согласный звук «Ц» в словах, во фразовой речи.
Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы по тексту.
Учить слушать предложение и называть последнее слово, подходящее по смыслу.
Развивать связную речь, её выразительность, произвольную память.
Учить читать стихотворение не спеша, чётко выговаривая каждое слово.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 20.
Тема: Звук «Ц», повторение стихотворения Г.Сапгира, отгадывание загадок, скороговорки со звуками «С-З-Ц»,
игра «Будь внимателен».
Цель: Учить различать и произносить твёрдый согласный звук «Ц» в словах, во фразовой речи.
Учить слушать предложение и называть последнее слово, подходящее по смыслу.
Учить читать стихотворение не спеша, чётко выговаривая каждое слово.
Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.
Учить выделять слова на слух со звуком «Ц» во фразовой речи.
Дифференциация звуков «С-З-Ц».
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Декабрь
Занятие 21.
Тема: Звук «Ш», рисование шариков, заучивание потешки.
Цель: Учить интонационно выделять твёрдый согласный звук «Ш» («песенку ветра») в словах.
Учить чётко и ясно произносить звуки.
Продолжать знакомить с термином «согласный звук», называть первый звук в словах.
Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.
Развивать графические навыки (рисование воздушных шариков).
Учить выразительно читать потешку, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать своё отношение к
окружающему.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 22.
Тема: Звук «Ш», повторение потешки, игра «Чудесный мешочек», чтение рассказа «Саша и мишка», выделение слов из текста со
Звуком «Ш».
Цель: Продолжать учить интонационно выделять твёрдый согласный звук «Ш» («песенку ветра») в словах.
Продолжать учить чётко и ясно произносить звук «Ш».
Продолжать знакомить с термином «согласный звук», называть первый звук в словах.
Учить слушать и воспринимать текст рассказа, выделять на слух и называть слова со звуком «Ш».
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства слов-названий предметов.
Учить выразительно читать потешку, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать своё отношение к
окружающему.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 23.
Тема: Звук «Ж» («песенка жука»), моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения И.Солдатенко.
Цель: Учить четко и ясно произносить твёрдый согласный звук «Ж» («песенка жука») изолированно, в словах и во фразовой речи.
Учить интонационно выделять звук «Ж» в словах.
Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов.
Учить, выделяя характерные признаки, отгадывать загадки. Развивать внимание н/о и логическое мышление.
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать своё отношение к окружающему.
Развивать графические навыки (рисование желудей).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 24.
Тема: Звук «Ж» («песенка жука»), моделирование, повторение стихотворения И.Солдатенко, произнесение чистоговорок, игра
«Кто внимательный?».
Цель: Продолжать учить четко и ясно произносить твёрдый согласный звук «Ж» («песенка жука») изолированно, в словах и во фразовой речи.
Продолжать учить интонационно выделять звук «Ж» в словах.
Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов.
Учить выделять слова со звуком «Ж» на слух из ряда слов, во фразовой речи.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать своё отношение к окружающему.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 25.
Тема: Звуки «Ш-Ж», моделирование, рисование дорожек, заучивание стихотворения «Ёжик ждёт ужа на ужин…»
Цель: Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Ш-Ж» в словах.
Продолжать знакомить с термином «Звук».
Продолжать знакомить с моделированием: учить соотносить схему слова с предметом на основе моделирования.
Продолжать учить делить слова на слоги.
Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.
Развивать графические навыки (рисование дорожек).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 26.
Тема: Звуки «Ш-Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворения «Ёжик ждёт ужа на ужин…»
Заучивание скороговорок со звуками «Ж-Ш».
Цель: Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Ш-Ж» в словах.
Продолжать знакомить с термином «Звук».
Продолжать знакомить с моделированием: учить соотносить схему слова с предметом на основе моделирования.
Продолжать учить делить слова на слоги.
Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.
Учить чётко и ясно произносить звуки.
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.
Развивать графические навыки (рисование дорожек).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 27.
Тема: Звук «Щ», моделирование, рисование щёток, разучивание стихотворения С.Михалкова.
Цель: Учить интонационно выделять согласный звук «Щ».
Учить определять и называть первый звук в словах.
Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать своё отношение к окружающему.
Развивать графические навыки.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 28.
Тема: Звук «Щ», моделирование, повторение стихотворения С.Михалкова, игра «Кто внимательный?», чистоговорки.
Цель: Учить интонационно выделять согласный звук «Щ».
Продолжать учить определять и называть первый звук в словах.
Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать своё отношение к окружающему.
Развивать графические навыки.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Январь
Занятие 29.
Тема: Звук «Ч», моделирование, рисование предметов.
Цель: Учить интонационно выделять согласный звук «Ч» в словах.
Продолжать знакомить с термином «Звук» и называть первый звук в слове.
Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, н\о и логическое мышление.
Продолжать знакомить с моделированием, учить делить слова на слоги, пользоваться схемой слова.
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.
Развивать графические навыки (рисование предметов).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 29.
Тема: Звук «Ч», моделирование, игра «Подскажи словечко», «Будь внимателен», чистоговорки со звуком «Ч».
Цель: Учить интонационно выделять согласный звук «Ч» в словах.
Продолжать знакомить с термином «Звук» и называть первый звук в слове.
Учить различать и произносить согласный звук «Ч» в словах, во фразовой речи.
Учить слушать предложение и называть последнее слово, подходящее по смыслу.
Продолжать знакомить с моделированием, учить делить слова на слоги, пользоваться схемой слова.
Развивать графические навыки.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 31.
Тема: Звуки «Ч-Щ», моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки.
Цель: Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Ч-Щ».
Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
Учить выразительно исполнять потешку, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать своё отношение
к окружающему.
Способствовать развитию зрительного и слухового внимания.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 32.
Тема: Звуки «Ч-Щ», моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, повторение потешки, выделение слов из
Текста с искомым звуком.
Цель: Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Ч-Щ».
Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
Учить выразительно исполнять потешку, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать своё отношение
к окружающему.
Способствовать развитию зрительного и слухового внимания.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 33.
Тема: Звуки «Р-РЬ», закрашивание предметов, заучивание стихотворения О.Высотской.
Цель: Познакомить с твёрдыми и мягкими согласными звуками «Р-РЬ» («песенки большого и маленького мотора»).
Учить интонационно выделять звуки «Р-РЬ» в словах.
Учить называть первый звук в словах.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать своё отношение к окружающему.
Способствовать зрительному и слуховому вниманию.
Учить, выделяя характерные признаки, отгадывать загадки. Развивать внимание, н\о и логическое мышление.
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 34.
Тема: Звуки «Р-РЬ», закрашивание предметов, повторение стихотворения О.Высотской, игра «Подскажи словечко».
Цель: Познакомить с твёрдыми и мягкими согласными звуками «Р-РЬ» («песенки большого и маленького мотора»).
Учить интонационно выделять звуки «Р-РЬ» в словах.
Учить называть первый звук в словах.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать своё отношение к окружающему.
Способствовать зрительному и слуховому вниманию.
Учить, выделяя характерные признаки, отгадывать загадки. Развивать внимание, н\о и логическое мышление.
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Февраль
Занятие 35.
Тема: Звуки «Л-ЛЬ», моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е.Александровой.
Цель: Учить различать твёрдые и мягкие согласные «Л-ЛЬ».
Учить называть первый звук в словах.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать своё отношение к окружающему.
Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Продолжать учить делить слова на слоги, используя схему.
Развивать графические навыки.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 36.
Тема: «Л-ЛЬ», моделирование, повторение стихотворения Е.Александровой, чистоговорки, выделение слов из текста с искомым звуком.
Цель: Учить различать твёрдые и мягкие согласные «Л-ЛЬ».
Учить называть первый звук в словах.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать своё отношение к окружающему.
Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Продолжать учить делить слова на слоги, используя схему.
Развивать графические навыки.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 37.
Тема: Звуки «М-МЬ», рисование мишки, Заучивание стихотворения Т.Шорыгиной.
Цель: Познакомить с твёрдыми и мягкими согласными звуками «М-М».
Учить интонационному выделению твёрдых и мягких согласных звуков «М-МЬ» в словах.
Продолжать знакомить с линейностью слов (короткие и длинные).
Учить называть первый звук в словах.
Учить, выделяя характерные признаки, отгадывать загадки. Развивать внимание, н\о и логическое мышление.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать своё отношение к окружающему.
Развивать графические навыки.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 38.
Тема: Звуки «М-МЬ», повторение стихотворения Т.Шорыгиной, игра «Подскажи словечко», отгадывание загадок.
Цель: Познакомить с твёрдыми и мягкими согласными звуками «М-МЬ».
Учить интонационному выделению твёрдых и мягких согласных звуков «М-МЬ» в словах.
Учить называть первый звук в словах.
Учить, выделяя характерные признаки, отгадывать загадки. Развивать внимание, н\о и логическое мышление.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать своё отношение к окружающему.
Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Развивать графические навыки.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 39.
Тема: Звуки «Б-БЬ», моделирование, заучивание стихотворения Г.Сапгира, рисование бус.
Цель: Познакомить с твёрдыми и мягкими согласными звуками «Б-БЬ».
Учить интонационному выделению твёрдых и мягких согласных звуков «Б-БЬ» изолированно, в словах, во фразовой речи.
Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов.
Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Развивать графические навыки.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 40.
Тема: Звуки «Б-БЬ», повторение стихотворения Г.Сапгира, игра «Подскажи слог», «Магазин», выделение слов со звуками «Б-БЬ» из текста на слух.
Цель: Учить интонационному выделению твёрдых и мягких согласных звуков «Б-БЬ» изолированно, в словах, во фразовой речи.
Учить подбирать и называть слова со звуками «Б-БЬ».
Учить называть первый звук в словах.
Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Развивать графические навыки.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 41.
Тема: «Звуки «К-КЬ», закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д.Хармса.
Цель: Познакомить с твёрдыми и мягкими согласными звуками «Б-БЬ».
Учить интонационному выделению твёрдых и мягких согласных звуков «Б-БЬ» изолированно, в словах, во фразовой речи
Учить называть первый звук в словах.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Развивать графические навыки.
Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 42.
Тема: «Звуки «К-КЬ», повторение стихотворения Д.Хармса, игра «Найди пару», «Кто больше?», отгадывание загадок.
Цель: Учить интонационному выделению твёрдых и мягких согласных звуков «Б-БЬ» изолированно, в словах, во фразовой речи
Учить называть первый звук в словах.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Учить, выделяя характерные признаки, отгадывать загадки. Развивать внимание, н\о и логическое мышление.
Учить называть первый звук в словах.
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства слов-названий предметов.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Март
Занятие 43.
Тема: Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание стихотворения Г.Сапгира.
Цель: Учить называть изолированно твёрдый согласный звук «Г».
Учить называть первый звук в словах.
Учить слушать и выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Учить, выделяя характерные признаки, отгадывать загадки. Развивать внимание, н\о и логическое мышление.
Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Развивать графические навыки.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 44.
Тема: Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, повторение стихотворения Г.Сапгира, игра «Подскажи словечко».
Цель: Продолжать учить называть изолированно твёрдый согласный звук «Г».
Продолжать учить называть первый звук в словах.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Учить, выделяя характерные признаки, отгадывать загадки. Развивать внимание, н\о и логическое мышление.
Развивать графические навыки.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 45.
Тема: Звуки «Г-К», моделирование, закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной.
Цель: Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Г-К».
Учить соотносить графическое изображение слова с предметом, к названию которого оно подходит.
Продолжать учить называть первый звук в словах.
Способствовать развитию графических навыков.
Продолжать учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 46.
Тема: Звуки «Г-К», моделирование, повторение стихотворения Т.Шорыгиной, скороговорки, выделение слов из текста
со звуком «Г-К».
Цель: Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Г-К» во фразовой речи.
Продолжать учить соотносить графическое изображение слова с предметом, к названию которого оно подходит.
Способствовать развитию графических навыков.
Продолжать учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 47.
Тема: Звуки «Д-ДЬ», штриховка и рисование кругов, заучивание стихотворения М.Дружининой.
Цель: Способствовать развитию фонематического слуха, учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ».
Учить называть изолированно звуки «Д-ДЬ».
Учить называть первый звук в словах.
Учить, выделяя характерные признаки, отгадывать загадки. Развивать внимание, н\о и логическое мышление.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Развивать графические навыки.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 48.
Тема: Звуки «Д-ДЬ», штриховка, повторение стихотворения М.Дружининой, чистоговорки, игра «Подскажи словечко», «Кто больше?».
Цель: Способствовать развитию фонематического слуха, учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ».
Учить называть изолированно звуки «Д-ДЬ».
Учить называть первый звук в словах.
Учить, выделяя характерные признаки, отгадывать загадки. Развивать внимание, н\о и логическое мышление.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Развивать графические навыки.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 49.
Тема: Звуки «Т-ТЬ», моделирование, рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В.Берестова.
Цель: Познакомить с твёрдыми и мягкими согласными звуками «Т-ТЬ».
Учить интонационному выделению твёрдых и мягких согласных звуков «Т-ТЬ» в словах.
Учить называть первый звук в словах. Продолжать знакомить с линейностью слов.
Продолжать учить делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Развивать графические навыки.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 50.
Тема: Звуки «Т-ТЬ», повторение стихотворения В.Берестова, чистоговорки, игра «Кто больше?».
Цель: Учить интонационному выделению твёрдых и мягких согласных звуков «Т-ТЬ» изолированно, в словах, фразовой речи.
Продолжать учить называть первый звук в словах. Продолжать знакомить с линейностью слов.
Продолжать учить делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове.
Продолжать учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Развивать графические навыки.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Апрель
Занятие 51.
Тема: Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», моделирование, рисование домика, заучивание стихотворения Б.Тимофеева.
Цель: Закреплять умение различать и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».
Закреплять умение правильно называть первый звук в словах.
Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
Развивать графические навыки.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 52.
Тема: Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», моделирование, повторение стихотворения Б.Тимофеева, чистоговорки, игра «Подскажи словечко».
Цель: Закреплять умение различать и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ» изолированно, в словах.
Закреплять умение правильно называть первый звук в словах.
Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
Развивать графические навыки.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 53.
Тема: Закрепление пройденного материала. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ», повторение ранее изученных стихотворений, штриховка.
Цель: Способствовать развитию фонематического слуха, слухового внимания.
Закреплять умение называть слова с заданным звуком.
Продолжать учить детей подбирать слова, которые звучат похоже.
Закреплять умение называть первый звук в словах.
Развивать графические навыки.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 54.
Тема: Закрепление пройденного материала. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ», моделирование, игра «Назови скорее», заучивание скороговорок на различение звуков «З-С-Ж»
Цель: Способствовать развитию фонематического слуха, слухового внимания.
Закреплять умение называть слова с заданным звуком.
Продолжать учить детей подбирать слова, которые звучат похоже.
Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
Закреплять умение называть первый звук в словах.
Развивать графические навыки.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 55.
Тема: Закрепление пройденного материала. Звуки Р-РЬ», «Ш», моделирование , раскрашивание предметов.
Цель: Способствовать развитию фонематического слуха, слухового внимания.
Закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие.
Закреплять умение называть первый звук.
Учить, выделяя характерные признаки, отгадывать загадки. Развивать внимание, н\о и логическое мышление.
Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.
Способствовать развитию графических навыков.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 56.
Тема: Закрепление пройденного материала. Звуки Р-РЬ», «Ш», моделирование, раскрашивание предметов, заучивание
скороговорок.
Цель: Способствовать развитию фонематического слуха, слухового внимания.
Закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие.
Закреплять умение называть первый звук.
Учить, выделяя характерные признаки, отгадывать загадки. Развивать внимание, н\о и логическое мышление.
Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.
Способствовать развитию графических навыков.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 57.
Тема: Закрепление пройденного материала. Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ», моделирование, рисование берёзки, повторение стихотворений.
Цель: Закреплять умение различать и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ». Продолжать знакомить с
линейностью слов (длинные-короткие).
Продолжать учить называть первый звук в словах.
Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Продолжать учить соотносить схему слова с предметом, к которому она подходит.
Способствовать развитию графических навыков.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Занятие 58.
Тема: Закрепление пройденного материала. Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ», моделирование, заучивание скороговорок, закрашивание
Предметов, игра «Будь внимателен».
Цель: Закреплять умение различать и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ». Продолжать знакомить с
линейностью слов (длинные - короткие).
Продолжать учить называть первый звук в словах.
Продолжать учить соотносить схему слова с предметом, к которому она подходит.
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.
Способствовать развитию графических навыков.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Май
Занятие 59.
Тема: Закрепление пройденного материала. Звуки «Ч-Щ», моделирование, игра «Будь внимателен», Заучивание скороговорок,
Штриховка.
Цель: Способствовать развитию слухового внимания.
Закреплять умение различать и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки «Ч-Щ» в словах, во фразовой речи.
Продолжать знакомить с линейностью слов (длинные - короткие).
Продолжать учить делить слова на слоги.
Продолжать учить называть первый звук в словах.
Продолжать учить соотносить схему слова с предметом, к которому она подходит.
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства слов-названий предметов.
Способствовать развитию графических навыков.
Занятие 60.
Тема: Закрепление пройденного материала. Звуки «М-МЬ», повторение стихотворений, рисование узоров, игра «Кто больше?»
Цель: Способствовать развитию слухового внимания.
Закреплять умение различать и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки «М-МЬ» в словах, во фразовой речи.
Продолжать учить делить слова на слоги.
Продолжать учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Способствовать развитию графических навыков.
Занятие 61.
Тема: Закрепление пройденного материала. Звук «Ц», повторение стихотворений, игра «Будь внимателен», раскрашивание предметов.
Цель: Способствовать развитию слухового внимания.
Закреплять умение различать и правильно произносить согласный звук «Ц» в словах, во фразовой речи.
Продолжать учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства слов-названий предметов.
Способствовать развитию графических навыков.
Занятие 62.
Тема: Закрепление пройденного материала. Звуки «Г-К», повторение стихотворений, игра «Назови скорее», «Будь внимателен».
Цель: Способствовать развитию слухового внимания.
Закреплять умение различать и правильно произносить согласные звуки «Г-К» в словах, во фразовой речи.
Продолжать учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Развивать умение называть слова на заданный звук.
Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
Способствовать развитию графических навыков.
Занятие 63.
Тема: Закрепление пройденного материала. Звуки «Д-Т», заучивание стихотворения И.Токмаковой, игра «Будь внимателен», Кто больше?»
Цель: Способствовать развитию слухового внимания.
Закреплять умение различать и правильно произносить согласные звуки «Г-К» в словах, во фразовой речи.
Продолжать учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к окружающему.
Развивать умение называть слова на заданный звук. Развивать умение называть первый звук в слове.
Продолжать учить выделять слова с заданным звуком из фразовой речи.
Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
Способствовать развитию графических навыков.
Занятие 64.
Тема: Закрепление пройденного материала. Игра «Произнеси правильно», «Назови скорее», «Будь внимателен», рисование узоров.
Цель: Способствовать развитию слухового внимания.
Закреплять умение различать и правильно произносить согласные звуки в словах, во фразовой речи.
Развивать умение называть слова на заданный звук. Развивать умение называть первый звук в слове.
Продолжать учить выделять слова с заданным звуком из фразовой речи.
Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
Способствовать развитию графических навыков.
Занятие 65.
Тема: Закрепление пройденного материала. Игра «Подскажи словечко», скороговорки, игра «Назови скорее», рисование узоров.
Цель: Способствовать развитию слухового внимания.
Закреплять умение различать и правильно произносить согласные звуки в словах, во фразовой речи.
Развивать умение называть слова похожие по звучанию, по смыслу.
Развивать умение называть слова на заданный звук. Развивать умение называть первый звук в слове.
Продолжать учить выделять слова с заданным звуком из фразовой речи.
Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
Способствовать развитию графических навыков.
Занятие 66.
Тема: Закрепление пройденного материала. Отгадывание загадок, игра «Назови скорее», «Будь внимателен», штриховка.
Цель: Способствовать развитию слухового внимания.
Закреплять умение различать и правильно произносить согласные звуки в словах, во фразовой речи.
Развивать умение называть слова похожие по звучанию, по смыслу.
Развивать умение называть слова на заданный звук. Развивать умение называть первый звук в слове.
Учить, выделяя характерные признаки, отгадывать загадки. Развивать внимание, н\о и логическое мышление.
Продолжать учить выделять слова с заданным звуком из фразовой речи.
Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
Способствовать развитию графических навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по обучению грамоте "По страничкам Азбуки"
итоговое занятие для подготовительной группы, было показано для учителей начальных классов...
Итоговое досуговое занятие по обучению дошкольников ПДД "Азбука города"
Итоговое досуговое занятие. Цель мероприятия.Повторить правила дорожного движения, правила безопасности на улицах и до...
Авторские методические пособия по обучению детей чтению: "Уроки грамоты" и "Азбука в картинках".
Прелагаю вашему вниманию дидактический материал для обучения чтению. Играя с детьми самое эффективное обучение. На ваш суд выставляю две игры. 1. "Азбука в картинках" и 2. "Уроки грамоты". Доступен ма...
Викторина по обучении грамоте "Азбука - к мудрости ступенька"
Данная викторина проводилась в подготовительной группе и являлась итоговым мероприятием в реализации проекта по обучени грамоте "От А до Я".Вся работа детей строилась с учетом использоваия итерактивно...
"Веселая азбука" Кружок по обучению грамоте (Обучение чтению)
Кружок по обучению грамоте в старшей группе 5-6 лет дошкольного возраста...
Викторина по обучению грамоте "Азбука - к мудрости ступенька" для детей дошкольного возраста с ОВЗ
Итоговое занятие с участием родителей для детей с ОВЗ...
Настольные игры по изучению правил дорожного движения, познавательное и речевое развитие, обучение грамоте (азбука по названиям марок автомобилей)
Настольные игры, сделанные самими педагогами, для изучения грамоты (азбука составлена по маркам автомобилей), познавательного и речевого развития, ознакомления со знаками дорожного движения...