Занятие по грамоте в подготовительной группе "Сказка о звуках"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Цели:
Учить определять гласные и согласные звуки в словах, придумывать слова, определять позицию звука в словах, делать звуковой анализ слов: кот и кит.
Подбирать правильно схемы к картинкам-словам, делить слова на слоги, составлять цепочку слов, учить ориентировке на листе бумаге в клетку.
Развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей, развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе
Воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.
Воспитывать нравственные основы личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_gramote.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.
Цели:
Учить определять гласные и согласные звуки в словах, придумывать слова, определять позицию звука в словах, делать звуковой анализ слов: кот и кит.
Подбирать правильно схемы к картинкам-словам, делить слова на слоги, составлять цепочку слов, учить ориентировке на листе бумаге в клетку.
Развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей, развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе
Воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.
Воспитывать нравственные основы личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе.
Предварительная работа: чтение рассказов и стихотворений о дружбе, повторение пословиц и поговорок, заучивание стихотворений о звуках, изготовление билетов для занятия.
Оборудование: Карточки-схемы слов, фишки - красные, синие, зелёные, карандаши цветные, альбомный лист, волшебная палочка.
Ход занятия :
1. Вос-ль: Ребята, чтобы пройти на занятие, надо получить билет. А билет вас дадут за правильный ответ.
Вова контролёр. Он называет звук, а вы определяете какой он гласный или согласный? Вова даст нужный билет (красный или синий), пропустит вас на занятие.
Дети проходят и встают в круг.
Вос-ль: Слов очень много и все они звучат по разному. Вот что написал о словах в стихотворении "Цветные слова" поэт Сапгир.
Ребёнок читает стихотворение.
У травы- зелёные слова
И слышны они едва-едва.
А у ветра синие слова,
И от них кружится голова.
А у солнца -
Столько ясных слов,
Красных пятен
Золотых стихов.
Всех друзей сегодня я зову
Слушать солнце, ветер и траву.
2. В. А сейчас Аня приглашает всех поиграть:
Аня:
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!
В. Давайте угостим друг друга "вкусными" словами.
Ребёнок называет "вкусное" слово и "кладёт" в ладошку соседу. (арбуз, клубничка, конфетка).
В. Молодцы! Много назвали слов.
Дети проходят на свои места.
3. Сказка о звуках.
В. Сейчас послушайте сказку о звуках.
В одной волшебной стране жили звуки. Страна эта была совсем крохотная. В ней был всего 31 житель. Их никто не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами :А, У, Ы, И, Э, О. Им подпевали Я, Ё, Е, Ю. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Они очень дружили. Эти звуки распевали волшебные песни.
Мы тоже можем петь вместе с ними.
В. называет гласный звуки, ребёнок повторяет и поднимает красный флажок.
А, О, М, И, Р, С, У.
4. Дети рассказывают стихотворение о гласных звуках.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
5.Определение места звука в словах.
Игра: "Поймай первый звук".
Карандаш, матрёшка.
Назови последний звук: телефон, крот.
Какой звук вы слышите в середине слова?
Мак, мир, ток, сон.
6. Звуковой анализ слов: кот и кит.
Картинка-схема кот.
Кто это? Кот. Сколько слогов в слове кот? 1
Какой первый звук? Как он произносится? ( твёрдо). К -твёрдый согласный, синяя фишка.
Какой звук вы слышите в середине слова? Как произносится этот звук? (легко и свободно). О - гласный, красная фишка.
Какой звук вы слышите в конце слова? Как он произносится? (твёрдо) Т - твёрдый согласный, синяя фишка.
Давайте все вместе прочитаем слово по схеме. Кот.
Также разбирается слово Кит.
В. Как произносится звук К в слове кот? (твёрдо).
Как произносится звук К в слове Кит? (мягко). Какую мы фишку ставим если звук произносится мягко? (зелёную).
7. В гости к детям приходят Буратино и Мальвина (дети).
В. К нам пришли гости. Дети здороваются.
Мальвина обращается к детям с просьбой.
Буратино такой не внимательный, он все схемы перепутал.
Помогите исправить его ошибки. Дети делятся на 4 команды.
Соревнование: Чья команда быстрее выполнит задание.
Мальвина с Буратино проверяют и приглашают детей играть.
8. Дети встают в круг.
Вспомните слово - прохлопайте его, сколько слогов? Прошагайте его, простучите.
Игра "Цепочка слов", дети передают палочку по кругу - арбуз, зонт, танк, кит, ток.
9. Пальчиковая гимнастика.
Жили-были 3 пингвина: Пик, Пак, Пок.
Дружно мыли свою льдину Пик, Пак, Пок. (повторить 2 раза).
Кончик большого пальца последовательно касается остальных.
Упражнение "Погладим котёнка".
Плавные движения. Поглаживания выполняются сначала одной рукой, потом другой.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
10. Ориентировка на листе бумаги.
Дети, посмотрите, какое красивое солнышко весёлое, лучистое.
Буратино, расскажи стихотворение про солнышко.
Солнышко ясное встало.
- Доброе утро! -
Сказало.
_ Доброе утро! -
Кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим.
Мальвина предлагает нарисовать солнышко.
Дети рисуют солнышко.
Мальвина рисует весёлое солнышко, а Буратино - грустное.
В. спрашивает: какое солнышко? (весёлое, лучистое, яркое, доброе, грустное).
11. Работы выставляются на стенде.
В. Посмотрите сколько солнышек вы нарисовали. В группе стало сразу светлее.
В. Солнышко нужно всем:
Маленькому жучку и божьей коровке,
и птичке - синичке, и зайчику, и мишке косолапому
и всем детям на нашей огромной планете.
От солнышка становится светло и весело.
Давайте споём песенку про солнышко.
Песня «Солнышко смеётся».
Автор текста (слов): Векшегонова И.
Композитор (музыка) Ханок Э.
1. Дружат ветер и волна А а а а,
Дружат звёзды и луна А а а а.
Дружен лес и дружен луг,
И река им тоже друг.
Дружен лес и дружен луг,
И река им тоже друг.
Припев: Солнышко смеётся,
Ярко светит детям.
В каждой песне солнце,
В каждом сердце песня!
2. Песня, песня. А а а
Дружат все в стране у нас А а а а,
И Камчатка и Кавказ А а а а.
Ты мой брат и я твой брат,
Подружиться каждый рад.
Ты мой брат и я твой брат,
Подружиться каждый рад.
Припев: Солнышко смеётся,
Ярко светит детям.
В каждой песне солнце,
В каждом сердце песня!
3. Песня, песня. А а а
Дружат в море корабли А а а а,
Дружат дети всей земли А а а а.
Мы живём не для войны,
Люди дружбою сильны!
Мы живём не для войны,
Люди дружбою сильны!
Припев.
Песня, песня. А а а
Дружат ветер и волна А а а а,
Дружат звёзды и луна А а а а.
Дружат в море корабли, А а а а,
Дружат дети всей земли. А а а а.
Припев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква "Ф".
Знакомство со звуком и буквой "Ф", выполнение дидактических игр и упражнений, способствующих развитию фонематических процессов, расширению активного и прассивного словаря, формированию навыка чтения....
НОД, область «Коммуникация» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звук [ы], буква «Ы»
Занятие с использованием ИКТ...
Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"
Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ТЕМА: Звук [т] - [т,] Буквы Т, т
Знакомство с согласным звуком Т, буквой Т....
Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звуки Л-Ль»
НОД "Речевое развитие" Коррекционная работа...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Дифференциация звуков Х - Хь"
Занятие по обучению грамоте для детей 6 лет с ОНР....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»
Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...