Методическая разработка. Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе.
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Методическая разработка. Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: «Цветик-Семицветик»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

    (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

Согласовано:

Методист____________

Фрадкина  И.В.

Методическая разработка

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Цветик-Семицветик»

Автор: воспитатель СП-7 Савушкина Ирина Викторовна

Москва 2018

Содержание

  1. Организационная форма:

Непосредственная образовательная деятельность.

  1. Реализация образовательных областей: 

«Социально –коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

  1. Цель: 

Закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений.

  1. Задачи: 
  • Упражнять в звуковом анализе слов;
  • Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
  • Развивать фонематический слух и внимание;
  • Закрепить умение определять местоположения звука в слове;
  • Закрепить понятие, что такое предложение;
  • Составлять предложения с помощью схемы;
  • Формировать умение делить слова на слоги;
  • Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков;
  • Тренироваться в конструировании букв;
  •  Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя;
  • Воспитывать любовь к родному языку.
  1. Предварительная работа: 

Игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных

предложений, звуковой анализ слов.

  1. Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: цветок с семью лепестками, конверт с письмом; плакат с алфавитом, со схемами  предложений; игрушки: мяч, кубик, машина, кукла, паук; карточки: красные, синие, зеленые, картина.

Раздаточный материал:  карточки: красные, синие, зеленые; карточки с цифрами 1,2,3; счетные палочки.

  1. Методы и приёмы:

Игровой приём, беседа, вопросы, продуктивная деятельность, показ, рассматривание образца.

Структура проведения:

1 часть: (вводная)

Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок-семицветик. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо. Согласны?

Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает:

«Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями - загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрый Филин.»

Воспитатель. Ну что, постараемся выполнить эти задания?

Дети. Да.

Воспитатель. А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и

учителя и родители могли нами гордиться.

2 часть (основная)

Воспитатель. Итак, первый лепесток, первое задание: назовите все буквы алфавита.

Дети. Называют по порядку, правильно буквы: А,Бэ, Вэ…

Воспитатель. Молодцы! Второй лепесток и второе задание.

Ответьте на вопросы:

1) Чем отличаются буквы от звуков?

Дети. Буквы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.

Воспитатель. 2) Какие бывают звуки?

Дети. Звуки бывают гласные и согласные.

Воспитатель. 3) Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Дети. Гласные звуки можно пропеть, а согласные нет, при их произношении встречается преграда.

Воспитатель. 4) Какими бывают согласные звуки?

Дети. Согласные звуки могут быть: твёрдые-мягкие, глухие-звонкие.

Воспитатель. 5) Какие звуки всегда бывают только твёрдыми?

Дети. ж, ш, ц

Воспитатель. 6) Какие звуки всегда бывают только мягкими?

Дети. й, ч, щ

Воспитатель. 7) Какие буквы не имеют звука?

Дети. Ь и Ъ

Воспитатель. Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губок. А-О-У-Ы-И-Э-Е (выполняется упражнение).

Молодцы и с этим заданием вы справились.

Посмотрим третье задание:  «Отгадай загадку и подели отгадку на слоги».

У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3. Ваша задача отгадать загадку и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3.

Ей меняю я наряды, 
Спать кладу, гулять вожу, 
Расчешу и если надо, 
Бант красивый повяжу. 
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? 
(Кукла)

Сколько слогов в слове «Кукла»?

Дети. 2 (показывают карточку с цифрой)

Воспитатель. А как еще  мы сможем проверить? (при помощи хлопков). Сколько в этом слове гласных звуков? (2). Почему? (потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов).

Он бывает баскетбольным,

Волейбольным и футбольным.

Скачет, прыгает, летает

И усталости не знает.

(Мяч)

Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)

У братишки есть их много:

Легковая, грузовая и специальная такая.

В этой открываю дверцу

В эту грузиться песок…

Мы с братишкой, если честно

В них играем весь денёк.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?

(Машинки)

Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)

Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.

Давайте посмотрим, какое 4 задание на этом лепестке написано:

Скажите, что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой)

Составьте, пожалуйста, предложения по схемам по данной картине. 

  1. _______      ______   ______.

  1. _______      ______   ______  ______.

Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это  слово).  А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).  Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено). 

(Дети составляют предложения со словом игрушки по схемам.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!

Пятый лепесток: Скажите предложение «Я пойду в школу» так, чтобы было хорошо понятно, что вы рады этому, вам хочется пойти в школу….

Дети. Я пойду в школу!

Воспитатель: А сейчас скажите это предложение так, чтобы было понятно, что вы спрашиваете, хочется ли вам пойти в школу.

Дети. Я пойду в школу?

Воспитатель: Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.

А на этом 6 лепестке написано, чтобы перед выполнением последнего задания мы с вами отдохнули и провели физминутку.

Физкультминутка:

Тик-так, тик-так.

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (наклоны вправо - влево)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (приседания, показ избушки – руки над головой)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (приседания)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга. (вращение туловища вправо)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (вращение туловища влево)

А часы идут, идут, (ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают, (замедление темпа ходьбы)

А бывают, что спешат,

Словно убежать хотят! (бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (дети останавливаются

Воспитатель: Вот мы и набрались сил и теперь можем выполнить последнее задание 7:

Я сейчас буду называть слова, а вы с помощью палочек выкладываете только первые буквы каждого слова (одновременно это же задание выполняется у доски)

Петух

Абрикос      Давайте прочитаем, какое слово получилось: ПАУК

Укроп

Кролик  

Воспитатель: Правильно, это слово паук! (воспитатель достает игрушку-паука). Скажите ребята, сколько слогов в этом слове? Покажите карточку с соответствующей цифрой (2). А сколько букв? (4). А что мы обозначаем синими, красными, зелеными карточками? (Звуки. Синяя карточка- твердый согласный звук, красная карточка- гласный звук, зеленая карточка- мягкий согласный звук). Составьте при помощи карточек звуковую схему этого слова.

Дети. Выкладывают на столе

Воспитатель:  Сколько согласных в этом слове? (2). А сколько гласных? (тоже 2). Какие гласные звуки? (а, у)

Воспитатель. Молодцы, ребята Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрому Филину.

3 часть:

Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?

Вы славно потрудились и за это вас ждет награда (Воспитатель раздает медали каждому ребенку).

http://mok.mskobr.ru/files/news/_2018/01_2018/15-21/20180117_153152.jpg

http://mok.mskobr.ru/files/news/_2018/01_2018/15-21/20180117_152827.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к занятию по обучению грамоте детей подготовительной группы

Данная методическая разработка содержит конспект совместной деятельности с детьми и презентацию, слайды из которой можно использовать как к данному занятию так и при организации другой совместной деят...

Методическая разработка образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе.

Цель: развивать познавательно-речевую деятельность детей, закрепить  гласные звуки, познакомить детей с буквой «Т», «т». Научить находить букву и звук в слогах, словах.Задачи:Воспитательные:...

Методическая разработка по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по сказке В. Сутеева «Кто сказал МЯУ?»

Образовательная деятельность для воспитанников подготовительной к школе группы по развитию речи и обучению грамоте составлена с учетом уровня речевого развития, индивидуальных особенностей детей, и на...

Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш».

Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш»....

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С.

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...