Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие», раздел обучение грамоте.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Тема: Путешествие на Звездолете.
Вид организации НОД: развивающее.
Образовательная область: «Речевое развитие»,
Раздел: Обучение грамоте.
Цель: знакомство с буквой «З», совершенствование навыка проводить звуковой анализ слова, развитие интонационной выразительности, упражнять в различении (на слух) знакомого звука, закрепить умение делить слово на слоги.
Задачи
Образовательные:
- закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков «з, зь»;
- закрепить умения детей в установлении соответствия между органом артикуляционного аппарата и моделью артикуляции соответствующих звуков «з, зь»;
- развивать фонематические представления;
- продолжать развивать звуковой анализ и синтез слов;
- совершенствовать навык делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
- познакомить с буквой «З» и образом буквы.
- продолжать учить работать с интерактивной доской и стилусом.
Развивающие:
- развивать фонематический слух и восприятие.
- развивать логическое мышление, внимание, сообразительность.
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к образовательной деятельности.
- воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Методы:
Информационно – рецептивный метод - направлен на организацию и обеспечение восприятия дошкольниками информации.
Эвристический метод – направлен на операционное или поэтапное обучение элементам и процедурам деятельности.
Репродуктивны метод – направлен на закрепление, повторение, углубление знаний, способ оперирования знаниями: усвоение способ деятельности, суть и образец которых уже известен.
Исследовательский метод – предполагает самостоятельное решение целостных задач.
Описание: НОД ориентирована на детей подготовительной группы, включает элементы конструирования, соответствует ФГОС.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (аппликация), физическое развитие (безопасность, охрана здоровья детей), социально-коммуникативное развитие (социализация).
Формы организации детей: подгрупповая, индивидуальная
Количество детей: 10 человек
Средства:
- картинки со звуком [З], [Зь] (замок, зонтик, грузовик, корзинка, зефир, изюм) тарелочки с манной крупой и фасолью по количеству детей; макет планеты, мелкие игрушки со звуком [з], волшебный сосуд, смайлики, звезды.
- презентация «Путешествие на Звездолете»,
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, колонки
Индивидуальная работа: способствовать активному участию на НОД следующих детей:
Словарь: звук, буква, слово, слог, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие звуки, звуковой анализ слова.
Предварительная работа:
- чтение рассказа В. Драгунского «Заколдованные буквы».
- дидактические игры по грамоте «Угадай звук», «Звук заблудился»
- «Артикуляционные гимнастика».
- «Фонематические потешки».
- разучивание физминутки.
- работа с интерактивной доской.
Место проведения: групповая комната.
Планируемый результат:
• дети научатся интонационно выделять звук [з], определять место звука в слове
• у детей закрепится умение проводить звуковой анализ слова
• научатся делить слова на слоги, определять количество слогов
• дифференцировать звуки [з] –[зь]
• у воспитанников сформируется готовность к совместной деятельности, умение общаться, помогать друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_puteshestvie_na_zvezdolete.armanshina_t.s.docx | 42.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Березка» п. Зеленоборск»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»,
раздел обучение грамоте.
Воспитатель:
Арманшина Татьяна Сергазыевна
(участник муниципального конкурса
«Урок (занятие) года»)
п. Зеленоборск, 2017 год.
Тема: Путешествие на Звездолете.
Вид организации НОД: развивающее.
Образовательная область: «Речевое развитие»,
Раздел: Обучение грамоте.
Цель: знакомство с буквой «З», совершенствование навыка проводить звуковой анализ слова, развитие интонационной выразительности, упражнять в различении (на слух) знакомого звука, закрепить умение делить слово на слоги.
Задачи
Образовательные:
- закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков «з, зь»;
- закрепить умения детей в установлении соответствия между органом артикуляционного аппарата и моделью артикуляции соответствующих звуков «з, зь»;
- развивать фонематические представления;
- продолжать развивать звуковой анализ и синтез слов;
- совершенствовать навык делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
- познакомить с буквой «З» и образом буквы.
- продолжать учить работать с интерактивной доской и стилусом.
Развивающие:
- развивать фонематический слух и восприятие.
- развивать логическое мышление, внимание, сообразительность.
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к образовательной деятельности.
- воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Методы:
Информационно – рецептивный метод - направлен на организацию и обеспечение восприятия дошкольниками информации.
Эвристический метод – направлен на операционное или поэтапное обучение элементам и процедурам деятельности.
Репродуктивны метод – направлен на закрепление, повторение, углубление знаний, способ оперирования знаниями: усвоение способ деятельности, суть и образец которых уже известен.
Исследовательский метод – предполагает самостоятельное решение целостных задач.
Описание: НОД ориентирована на детей подготовительной группы, включает элементы конструирования, соответствует ФГОС.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (аппликация), физическое развитие (безопасность, охрана здоровья детей), социально-коммуникативное развитие (социализация).
Формы организации детей: подгрупповая, индивидуальная
Количество детей: 10 человек
Средства:
- картинки со звуком [З], [Зь] (замок, зонтик, грузовик, корзинка, зефир, изюм) тарелочки с манной крупой и фасолью по количеству детей; макет планеты, мелкие игрушки со звуком [з], волшебный сосуд, смайлики, звезды.
- презентация «Путешествие на Звездолете»,
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, колонки
Индивидуальная работа: способствовать активному участию на НОД следующих детей:
Словарь: звук, буква, слово, слог, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие звуки, звуковой анализ слова.
Предварительная работа:
- чтение рассказа В. Драгунского «Заколдованные буквы».
- дидактические игры по грамоте «Угадай звук», «Звук заблудился»
- «Артикуляционные гимнастика».
- «Фонематические потешки».
- разучивание физминутки.
- работа с интерактивной доской.
Место проведения: групповая комната.
Планируемый результат:
• дети научатся интонационно выделять звук [з], определять место звука в слове
• у детей закрепится умение проводить звуковой анализ слова
• научатся делить слова на слоги, определять количество слогов
• дифференцировать звуки [з] –[зь]
• у воспитанников сформируется готовность к совместной деятельности, умение общаться, помогать друг другу.
Виды детской деятельности | Формы работы |
Познавательно-исследовательская | Решение проблемных ситуаций |
Игровая | Воображаемое путешествие на Звездолете. |
Коммуникативная | Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация. |
Двигательная | Физминутка, гимнастика для глаз. |
Приемы.
1. Организационный момент
2. Наглядные (использование интерактивной доски)
3. Словесный
4. Физкультминутка
5. Гимнастика для глаз
6. Проблемная ситуация
7. Игры с правилами
8. Художественное слово.
9. Сюрпризный момент.
Сюрпризный момент: звезды (медальки)
Ход НОД
I.Организационный момент
Мотивация к деятельности. Психологическая гимнастика «Дарю добро»
Воспитатель приглашает детей подойти ближе, говорит:
Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши...
Дети: Вам привет от всей души!
Воспитатель:
Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?
Дети: Земля
Воспитатель: Кто мы?
Дети: Земляне.
Воспитатель: Мы Земляне, дети Земли. А кто живет на звездах?
Дети: Дети звезд.
Воспитатель: А вы хотели бы отправиться к детям Звезд? Я предлагаю вам отправиться в звездное путешествие (на экране слайд «звездное небо»).
Воспитатель: А на чем можно отправиться в звездное путешествие?
Дети: на звездолете.
Воспитатель: Верно. Можно отправиться в путешествие на Звездолете. Почему его так называют?
Дети: потому что он летает на планету Звезда.
Воспитатель: Конечно, на звездолете можно добраться только до звезд. На звездолете могут полететь только те, кто назовет буквы, которые мы уже прошли, с которыми познакомились. (на слайде буквы А, Б,С,О,М,Н,К,У,Д,П)
Воспитатель: Назовите первую букву, которую вы видите.
Дети: А.
Воспитатель: Возьмите стилус и выберите букву А. (вызывает по одному ребенку и предлагает выбрать букву. Дети называют буквы на слайде: А, Б, С, О, М, Н, К, У, Д, П).
Воспитатель: Мы справились с заданием и теперь нам можно пройти в наш звездолет, отправиться к звездам. Я буду вашим командиром, а вы мои помощники.
Воспитатель: Звездолет мы смастерили.
К звездам путь открыть решили.
Звездолет, звездолет,
Отправляемся в полет.
(на полу в виде круга лежит гирлянда, дети проходят в Звездолет, стоят в кругу. Звучит музыка, на слайде заставка «Звездолет»)
Воспитатель: Ребята, дети звезд присылают нам звездные сигналы первый сигнал: з-з-з, второй сигнал: зь-зь-зь
II этап: Совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей
Воспитатель: Вот мы и прилетели, проходите за свои пульты управления. Нас приветствуют дети звезд. (на слайде появляются дети звезд).
Воспитатель: Какие сигналы вы слышали?
Дети: звук [з], звук [зь]
1. Характеристика звуков детьми. «Расскажи какой звук»
Воспитатель: расскажите какой звук [З], как мы его произносим? посмотрите друг на друга, как вы произносите звук [З]. При произнесении звука [з] губы полураскрыты в улыбке, между зубами небольшая щель, широкий кончик язычка упирается в нижние зубы, голос работает. значит какой звук? (звонкий)
Язычок широкий – ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком Звонко З-з-з… произнесём.
З заливисто звенит, Звонко Зь в словах звучит!
(дети выполняют совместно с воспитателем)
Воспитатель: Мы знаем, что звуки бывают гласные и согласные, а звук [З] какой?
Дети: Звук [З]- согласный, твердый, звонкий.
Воспитатель: А какой звук [Зь]?
Дети: Звук [Зь]- согласный, мягкий, звонкий.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно определили, каким бывает звук [з]. Мы выходим на связь с обитателями Звезды. Вы будете произносить слоги с разной интонацией, при этом должны запомни слоги по порядку и не переставлять их. Иначе связь со звездой прервется.
ЗА-за-з- произнесите вопросительно;
Зу-зу-зу- произнесите утвердительно;
Зве-зве-зве- произнесите удивительно;
Звя-звя-звя- произнесите радостно.
(Дети повторяют слоги совместно с воспитателем)
Воспитатель: Молодцы, все правильно повторили. Вот мы и наладили связь с обитателями Звезды.
Воспитатель: Ребята, дети звезд посылают нам свою волшебную звезду с заданиями. Но волшебная звезда разбилась, чтобы ее собрать, нужно правильно выполнить все задания и собрать ее. Мы сможем собрать звезду? Ну, что постараемся выполнить задания?
Дети: да.
2. «Разложи картинки».
Воспитатель: Дети Звезд посылают нам первое задание. Какие картинки вы видите?
(на слайде картинки: корзинка, зефир, изюм, зАмок, забор, звезда, зубы, два квадратика: зеленый, синий)
Воспитатель: Какой звук повторяется в этих словах?
Дети: звук [з]
Воспитатель: В слове зонтик, звук [з] какой?
Дети: согласный, твердый.
Воспитатель: Верно, к фишке какого цвета нужно переместить картинку?
Дети: к синему цвету.
(дети выполняют задание со всеми словами)
Воспитатель: Остались еще картинки? (нет). Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили это задание. И можем кусочек нашей волшебной Звезды расположить на доске. Теперь можно переходить к следующему заданию.
3. «Посчитай слоги»
Воспитатель: Дети звезд приготовили нам волшебный сосуд сюрпризом. Давайте узнаем, какой сюрприз нас ждет. Просунь руку в сосуд и достаньте сюрприз.
(дети достают игрушки в названии со звуком З).
Воспитатель: Какой сюрприз достал?
Дети: коза.
Воспитатель: Сколько частей в этом слове?
Дети: в слове коза две части.
Воспитатель: Какая первая часть в слове?
Дети: первая часть в слове коза – КО.
Воспитатель: Какая вторая часть?
Дети: вторая часть в слове коза- ЗА
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. Правильно разделили слова на части и посчитали, сколько частей в каждом слове. Мы прикрепляем второй кусочек нашей волшебной звезды. (смена слайда)
Воспитатель: Ребята, дети звезд приглашают нас поиграть. Вставайте в круг. Физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять,
(ходьба на месте)
В космос мы летим опять.
(соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли,
(подпрыгнуть)
долетаю до Луны.
(руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим,
(покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим.
(ходьба на месте)
4. Звуковой анализ «Зашифруй слово».
Воспитатель: Ребята, на планете звезд никогда не бывает зимы. Давайте зашифруем это слово для детей звезд. Обозначим каждый звук в слове ЗИМА фишками.
Воспитатель: Какой первый звук в слове ЗИМА?
Дети: звук [з]
Воспитатель: Какой это звук гласный или согласный?
Дети: согласный, мягкий
Воспитатель: фишкой, какого цвета мы обозначим первый звук?
Дети: зеленого цвета.
Воспитатель: Какой второй звук в слове ЗИМА?
Дети: звук [и]
Воспитатель: Какой это звук гласный или согласный?
Дети: гласный
Воспитатель: фишкой, какого цвета мы обозначим звук [и]?
Дети: красного цвета.
Воспитатель: Какой третий звук в слове ЗИМА?
Дети: звук [м]
Воспитатель: Какой это звук гласный или согласный?
Дети: согласный, твердый
Воспитатель: фишкой, какого цвета мы обозначим звук [м]?
Дети: синего цвета.
Воспитатель: Какой четвертый звук в слове ЗИМА?
Дети: звук [а]
Воспитатель: Какой это звук гласный или согласный?
Дети: гласный
Воспитатель: фишкой, какого цвета мы обозначим звук[а]?
Дети: красного цвета.
Воспитатель: в слове ЗИМА сколько слогов?
Дети: в слове ЗИМА 2 слога.
Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове ЗИМА?
Дети: два гласных звука.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно обозначили слова ЗИМА фишками. И мы можем прикрепить третий кусочек волшебной звезды.
5. Знакомство с буквой З.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как выглядит самая главная буква обитателей Звезды. На что похожа буква З? На эту букву посмотри, она совсем как цифра три.
«З»- смешная завитушка.
«З»- закручена, как стружка.
6. «Выложи букву».
Воспитатель: на столе у вас лежат волшебные тарелочки, давайте пальчиком напишем самую главную букву З.
(дети на манной крупе пишут пальцем букву З)
Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте фасолью выложим букву З.
(дети выкладывают фасолью букву З на манной крупе)
Воспитатель: Молодцы, очень красивые буквы у вас получились. И мы можем прикрепить четвертый кусочек волшебной звезды.
Практическая деятельность детей:
7. «Засели планету Звезды»
(воспитатель показывает глобус)
Воспитатель: ребята, на планете Звезды, никто кроме звезд не живет. Давайте заселим животных, насекомых, посадим растения на планете Звезды, только со звуком [з] мы будем заселять на синей стороне глобуса, а [зь] будем заселять на зеленой стороне глобуса. Выберите кого будете заселять или что посадите. (обезьяна, зебра, зяблик, земляника, кузнечик, заяц, коза, стрекоза, роза, береза)
(Дети выбирают картинки, приклеивают на макет планеты Звезды)
Воспитатель: Молодцы! мы заселили планету Звезды. Давайте прикрепим последний кусочек от нашей волшебной звезды. Ребята, мы выполнили все задания и собрали звезду. Теперь пора возвращаться, проходите в наш Звездолет.
Звездолет мы смастерили
К звездам путь мы проложили,
А теперь наш звездолет
Направляет нас домой.
(дети проходят в звездолет, звучит музыка)
III этап: Подведение итогов. Рефлексия.
Где мы сегодня побывали?
Что вам понравилось больше всего во время путешествия? Почему? Какое задание было самым трудным? А какое задание самым легким?
Подойдите, выберите смайлик для себя красного цвета, для кого задания не вызвали затруднений. А кто считает, что не справился с заданиями, подойдет и выберет смайлик зеленого цвета.
Воспитатель: Вот мы вернулись в детский сад. Мне очень понравилось путешествовать вместе с вами. На память о нашем путешествии я хочу подарить вам яркие, радостные Звезды.
Список литературы
- На пороге школы : методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе «Радуга» /Т.Н. Дронова, Т.И. Гризик - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.: ил.
- Обучение грамоте в детском саду./ Л.В. Управителева.- Ярославль: Академия развития, 2007.-96 с .: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям)
- Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л.Е. Журова, Н.В. Дурова, Н.С. Варенцова / Под ред. Н.В. Дуровой. – М.: Школьная пресса, 2001.-144с.
- Обучение грамоте детей дошкольного возраста, 2011. Составитель Г.Ф. Марцинкевич. Издательство «Учитель».
5.Педагогический интернет портал «Мерсибо»
Технологическая карта НОД
Этапы занятия | Дидактические задачи | Формы работы | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанника | |
Мотивация | |||||
Психологическая гимнастика «Дарю добро!» | создание психологического настроя, передача позитивных чувств друг к другу | игра с речевым сопровожде-нием | организация игры «Дарю добро» | игровая | |
Проблемная ситуативная «Назови знакомую букву» | совершенствовать навыки в поисково–исследовательской деятельности детей | Работа с интерактивной доской | диалог с детьми. | коммуникативная: диалог с воспитателем, интерактивная игра: задание «Назови знакомую букву » | |
Совместная деятельность | |||||
Полет на звездолете | введение детей в воображаемую ситуацию. | показ презентации Power Point, игровая ситуация | Показ презентации Power Point, | игровая | |
Знакомство со звуком [З],[Зь] | закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков «з, зь»; | игра с кубиком | руководство игрой | Игровая, коммуникативная | |
Разложи картинки | дифференциация звуков [з], [зь] в словах | игра с карточками. | диалог с детьми | коммуникативная: диалог с воспитателем. | |
Посчитай слоги | продолжать развивать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. | Игра с волшебным сосудом | наводящие вопросы | Игровая, коммуникативная | |
Физкульт-минутка «Космос» | эмоциональный подъём (настрой) детей | игра | играет с детьми | игровая | |
Звуковой анализ слова «ЗИМА». «Зашифруй слово» | продолжать развивать звуковой анализ и синтез слов; | Игра-задание | руководство деятельностью | аналитико-синтетическая деятельность. | |
Знакомство с буквой З | познакомить с буквой З и образом буквы. | беседа | диалог с детьми | коммуникативная | |
Выложи букву З | развитие мелкой моторики рук. | работа с манной крупой и фасолью. | диалог с детьми | игровая. | |
Практическая деятельность детей «Засели планету Звезды» | развивать фонематический слух и восприятие. | рассматривание картинок с заданным звуком, расположение их на глобусе | диалог с детьми | продуктивная: приклеивание картинок на глобус, коммуникативная: диалог с воспитателем | |
Подведение итогов (рефлексия) | |||||
Подведение итогов (рефлексия) Сюрпризный момент | выявить уровень усвоения детьми программного материала | Игра «Смайлики» положительная оценка, Сюрприз: звезды | обобщает ответы детей, подводит итог | коммуникативная: подводят итог деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» направление «Обучение грамоте» Тема: «Путешествие в страну знаний» возрастная группа: подготовительная
В занятие включено большое количество дидактических игр, в которых участвуют все дети. Общение происходит по схеме: "взрослый - ребенок, "ребенок - ребенок",что позволяет детям быстрее адаптироваться ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие», раздел обучение грамоте. "Путешествие в Звукоград"
Тема: Путешествие в Звукоград.Вид организации НОД: развивающееОбразовательная область «Речевое развитие»,раздел обучение грамоте.Цель: совершенствование умения называть слова на заданный звук, р...
конспект ОД по образовательной области "Речевое развитие" раздел "Обучение чувашскому языку" в старшей группе "Наш огород"
Формирование представление детей о сезонных изменениях в природе. Знакомство с лексическими единицами по новой теме «Наш огород» купăста, хăяр, кăшман, çĕр улми, кишер, сухан, ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие», раздел обучение грамоте.
Тема: Путешествие в Звукоград.Вид организации НОД: развивающееОбразовательная область «Речевое развитие»,раздел обучение грамоте.Цель: совершенствование умения называть слова на зада...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Обучение грамоте» на тему: «Звуки [р], [р’], буква «Р» в подготовительной группе»
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы, социализация, музыка.Виды детской деятельности: коммуникативная, познавате...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие (по обучению грамоте) Игра-викторина «Знайки» (подготовительная к школе группа)
Цель: обобщить полученные знания о звуках, слогах, словах, предложениях.Обучающие задачи.Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и их особенностях.Продолжать формировать у...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей и родителей. Образовательная область: Речевое развитие (по обучению грамоте) Игра-викторина «Знайки» (подготовительная к школе группа)
Цель: обобщить полученные знания о звуках, слогах, словах, предложениях.Обучающие задачи.Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и их особенностях.Продолжать формировать у...