Конспект игровой образовательной деятельности "Как хорошо уметь читать"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Елена Валерьевна Иванова

В данной авторской разработке продемонстрирован вариант использования сенсомоторной среды "Фиолетовый лес" в подготовке к обучению грамоте. Вся деятельность педагога с детьми проходит в виде игр, заданий, ребята встречают героев Фиолетового леса, приходят им на помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_horosho.docx750.29 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Елена Валерьевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 51»

ЭМР Саратовской области

Конспект

игровой образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе на тему

«Как хорошо уметь читать»

Реализуемая программа : «Детство»

 Образовательная область: Коммуникация

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Художественное творчество»

Основные виды деятельности: 

  • коммуникативная игра;
  • музыкально-ритмическая

Цель: освоение игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича.

Задачи:

  • образовательная: закрепить умение делить слова на слоги, составлять схему предложений, слышать и выделять звук «З» в словах, упражнять в вариативности составления предложений.
  • развивающая: развитие умственных , речевых и творческих способностей детей, внимания, воображения, мелкой моторики рук.

Обогащение активного словаря детей 5 лет.

  • воспитательная: воспитывать интерес к сказочным сюжетам, положительные черты характера в процессе взаимодействия в детском коллективе.

Развивающая среда: Сенсомоторная среда «Фиолетовый лес»,  книга, фигурки Малыш Гео, медвежонок Мишик и пчелка Жужа, игровизор для каждого ребёнка, спец. маркер, бумажная салфетка, магнитофон, записи «Тревожная музыка», «Динь-динь, детский сад»,  предметные картинки, в том числе со звуком «З», условные изображения «медведь», «зима», «спать».

Предшествующая работа: методические сказки Фиолетового леса, знакомство с героями-жителями Фиолетового леса, игры-упражнения с «Игровизором», обучение делению слов на слоги, знакомство с единицей речи «слово» , «предложение».

Продолжительность: 20 минут

1 часть

Восп-ль: На свете есть много сказок, но сегодня я хочу вам рассказать Сказку фиолетового леса.

-А какой бывает лес? (ответы детей)

Звучит тревожная музыка….

Восп-ль: Ребята, как вы думаете, почему звучит тревожная музыка?

 (ответы детей: что-то произошло)

Восп-ль: Да, к сожалению, это так. Малыш Гео научился читать. Книгу ему подарил ворон Метр. Малыш так был рад, что ни на минуту не расставался с книгой. Однажды он играл на поляне Пиши-читай со своими друзьями медвежонком Мишиком и пчелой Жужей. Друзья не заметили, как пошёл дождь. Книга, лежавшая на пеньке , намокла и испортилась. Малышу стыдно сказать об этом ворону Метру. Он сидит под деревом с Золотыми плодами и плачет.

- Вам жалко малыша Гео? (ответы детей)

-Как вы думаете, что он чувствует? (ответы детей)

- Что можем сделать мы? (Дети выдвигают гипотезы, воспитатель при необходимости подводит рассуждения к тому, что можно подарить новую книгу)

2 часть

Восп-ль: Отправляемся в Фиолетовый лес, захватив книгу в подарок малышу Гео. В лес ведёт тропинка слов. Вот она! По ней можно пройти, называя подходящее по смыслу слово.              Развивающая игра «Мозговой штурм»

-Что бывает сладкое?

-Какая лиса?

- Что ест ёж зимой?

-Что делает заяц?

-Кто бывает радостным?

- Что бывает хрустящим?

-Кто прыгает с ветки на ветку?

( количество вопросов соответствует количеству детей)

Восп-ль: Вы молодцы, все прошли тропинку слов. (Выставляю тропинку на полотне Фиолетового леса)

- Посмотрите, ребята, тропинка дальше разделилась на две.

-Куда они ведут? (направо, налево)

-Куда нам идти? (предложения детей)

Восп-ль: Фиолетовый лес встречает нас новым заданием, и чтобы узнать, куда идти дальше, надо разделить слова на слоги. Готовы? (ответы детей)

Игровое упражнение «Деление на слоги»

( с помощью хлопков или шагов)

Картинки: книга, линейка, карандаш, солнце, девочка, юла, цветок. Последняя картинка показывает направление движения.

-Куда мы повернём теперь? (ответы детей: направо)

Восп-ль :Тропинка привела нас к озеру Предложений. Здесь мы немного отдохнём.

Гимнастика для глаз сопровождается весёлым стихотворением

Восп-ль: Отдохнули, повеселились? (ответы детей)

- Какое у вас сейчас настроение? (ответы детей)

- Надеюсь, у малыша Гео оно тоже будет радостным когда он увидит нас и наш подарок. Итак, мы на берегу озера. Как оно называется, кто запомнил? (ответы детей)

Восп-ль: Озеро Предложений волшебное, как и всё в Фиолетовом лесу. По берегу его обойти нельзя, его нужно только переплыть.

-На чём мы поплывём? (ответы детей: в том числе корабль)

Восп-ль: Теперь можно приступать к строительству корабля и поможет вам в этом «Игровизор»              Рисование корабля на «Игровизоре»

D:\SAM_3321.JPG

Восп-ль: А чтобы корабли поплыли по озеру, нарисуем волны, но не простые. Волны- это схемы предложений.

Предложения: Озеро красивое.  Малыш Гео читает. Мы несём книгу Гео.

Дети составляют схемы предложений на « Игровизоре»

Восп-ль: Молодцы! Вот мы и переплыли озеро Предложений. Посмотрите, кто нас встречает?  (медвежонок Мишик и пчёлка Жужа)

-Все жители Фиолетового леса ходят в Лесную школу, а вы хотите учиться в школе?  (ответы детей)

Восп-ль: Когда вам исполнится 7 лет вы пойдёте в первый класс, а сейчас вы все ходите в детский сад «Теремок».

- Ребята, посмотрите, какие удивлённые лица у Жужи и Мишика. По-моему, они не знают, что такое детский сад. Объясним? (ответы детей)

Музыкальная пауза «Динь-динь, детский сад»

Восп-ль: Пока мы пели и танцевали, не заметили, как добрались до поляны Спрятанных звуков. В этом году редкое дерево Пиши-читай принесло плоды. Уж что только ни делали обитатели Фиолетового леса: и грызли, и клевали, и нюхали- никак не поймут, что с ними делать.

- Что за плоды растут на дереве? (картинки)

- Чтобы сорвать «плод» нужно узнать, какой звук спрятался во всех изображённых предметах.        Игровая обучающая ситуация «Звучащее слово»

C:\Users\user\Desktop\SAM_3343.JPG

(дети произносят слова, в которых спрятался звук(з): заяц, зонтик, берёза, замок, зубы, магазин)

Педагог спрашивает всех детей по очереди, добиваясь произнесения слова с выделением звука(з) и определение его места в слове. Каждый ребёнок срывает плод с дерева при правильном выполнении задания.

Восп-ль: А вот и малыш Гео.( предлагаю кому-нибудь из детей вручить книгу)

Малыш и его друзья очень рады, что у них есть книга. Теперь Гео вновь сможет читать своим друзьям. А в знак благодарности ученики Лесной школы предлагают вам поиграть в свою любимую игру «Живое предложение»

Игра «Живое предложение»

Трое героев Фиолетового леса принесли картинки ( мнемотехникой обозначены: зима, спать, медведь).  Дети составляют предложения, меняя слова в «живом предложении» местами.

Пример: Зимой медведь спит. Медведь спит зимой. Спит медведь зимой…и т. д. D:\SAM_3330.JPG

(звучит звонок)

Восп-ль: В Лесной школе учится много зверей….

- С кем бы ты хотел подружиться? Что вы сможете делать вместе?

(ответы детей: с бабочкой порхать, собирать нектар с золотых плодов; с лягушкой весело квакать; с ящерицей бегать в траве, играть в прятки и т.д.)

Дети выбирают друга и продолжают игры в развивающей среде Фиолетовый лес под весёлую детскую мелодию по выбору педагога.

Конспект

игровой образовательной деятельности

 по математическому и сенсорному развитию

в подготовительной к школе группе на тему

Подготовила: Елена Валерьевна Иванова

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 51»

ЭМР Саратовской области

Реализуемая программа : ООП МБДОУ на основе Примерной образовательной программы

Образовательная область: Познавательное развитие ( направление: математическое и сенсорное развитие)

Основные виды деятельности: 

  • познавательно-интеллектуальная игра;
  • конструктивная деятельность.

Цель: освоение игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича.

Задачи:

  • образовательная:
  • развивающая:
  • воспитательная:

Развивающая среда: Сенсомоторная среда «Фиолетовый лес», 7 гномов, кораблик «Брызг-брызг», игровизор для каждого ребёнка с листом-вкладышем, маркер на водной основе, трафареты «Чудо-крестики», фломастеры, листы бумаги на каждого ребёнка, алгоритм графического диктанта, листья, плоды и облака для конструирования образа мультгероя, волшебное озеро.

Предшествующая работа: методические сказки Фиолетового леса, игры- задания с участием гномов, разучивание имён гномов, игры-упражнения с «Игровизором»,  освоение трафаретов «Чудо-крестики», анализ продуктов конструктивной деятельности.

Продолжительность: 30 минут

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть

Восп-ль: Ребята, вы любите мультфильмы?

А какие герои ваши самые любимые?

Тогда у меня для вас хорошая новость: нас приглашают на киностудию для создания новых героев мультфильма про Фиолетовый лес. Хотите попробовать сея в роли художника-мультипликатора?

Восп-ль: Все вместе мы отправимся из детского сада в  мультмастерскую, которая находится на киностудии. Ваша задача: придумать и создать чертёж транспорта, на котором вы будете добираться до киностудии, а помогут вам в этом трафареты «Чудо-крестики».

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

2 часть

Восп-ль сопровождает деятельность детей весёлой музыкой.

Предлагает 2-3 детям назвать свои средства передвижения и проанализировать их.

Восп-ль: Прекрасно! Уверена, мы быстро доберёмся и у нас не будет поломок в пути. А с нами вместе отправятся в путь братья-гномы.( выставляю карточки на панно)

 Гусь-капитан и лягушата-матросы одолжили гномам кораблик «Брызг-брызг» и , конечно, инструкцию по управлению кораблём. ( появляется озеро и кораблик)

 Геле уронил инструкцию в воду и некоторые слова теперь невозможно прочитать. Поможете гномам разобраться в управлении?

Восп-ль (читает) На корабле ….мачт. На каждой прикреплены ……флажки. У каждой мачты есть своё название. На самой низкой -флажки…..цвета. Фиолетовые флажки на самой……мачте. Средняя по высоте мачта с зелёными флажками. На мачте ниже средней они…, а на мачте выше средней….цвета. Оранжевые и синие флажки на низкой и высокой мачтах. Для грамотного управления кораблём распределите гномов по мачтам.

Восп-ль: теперь с вашей помощью и гномы готовы отправиться в путь. Контрольная проверка оборудования:

- какие по высоте мачты ?

- какой по счёту стоит мачта Зеле?

- на мачте какого гнома наибольшее количество флажков?

- кто отвечает за мачту выше средней?

Восп-ль предлагает детям продемонстрировать свои навыки вождения в физминутке (звучит музыка)

Восп-ль: Можно отправляться в путь. На каждом  транспортном средстве установлен современный навигатор и он выстроил самый короткий и безопасный путь до мультмастерской. Чтобы пройти маршрут, вам нужно на «Игровизоре»  повторить путь, указанный в маршрутной карте.

Восп-ль предлагает детям проверить правильность пути на «Игровизорах» друг друга.

Восп-ль: вот и цель нашего пути: мультмастерская.

( часть группы украшена портретами героев мультфильмов, фигурками героев Фиолетового леса)

Восп-ль: многие дети полюбили героев Фиолетового леса. У всех работников киностудии есть дети, вот они и решили придумать и снять мультфильм про Фиолетовый лес и его сказочных героях. Мультфильм начинается так: прекрасным утром в Фиолетовом лесу наступила осень. Но эта не та осень, к которой привыкли все мы: дни постепенно становятся холоднее и короче, листья меняют цвет, а птицы улетают в тёплые края. Здесь осень- совсем другая: каждый год в один и тот же день, денье прихода, в лесу начинаются чудеса. И в результате этого чуда каждый раз появляется новый, неизвестный ранее обитатель леса. Вот и сейчас не обошлось без чуда: все отчётливо видели, как несколько облаков спустились с неба на полянку. Вихрь разноцветных осенних листьев и плодов золотого дерева закружил всех участников этого чуда: и облака, и листья, и плоды золотого дерева; и на поляне появился новый обитатель леса…

Восп-ль: Вот здесь, ребята, и нужна ваша помощь. Создатели мультфильма хотят, чтобы именно дети придумали и сконструировали новых жителей леса.

Хотите попробовать?

Восп-ль: напомните мне: из чего создавалось осеннее чудо?

Молодцы! Можете проступать к конструированию.

Восп-ль побуждает детей к анализу работы.

Восп-ль даёт детям время рассмотреть и оценить работы друг друга.

Вы прекрасно справились. Теперь благодаря вам будет снят мультфильм про таких необычных героев.

Дети создают образ транспортного средства используя трафарет

Дети называют созданный образ и анализируют состав геометрических фигур

( я создал…; он состоит из…и т.д.)

Ответы детей

Дети подбирают и вставляют в текст недостающие слова.

Дети подбирают гномов к мачтам в соответствии с цветом. Объясняют свои действия. ( 2 человека)

Мозговой штурм

Физминутка  «Папа купил автомобиль»

Дети получают алгоритм действий и выполняют графический диктант на «Игровизоре» (самоконтроль)

Работа в паре (взаимоконтроль)

Рассаживаются в зоне группы, имитирующей киностудию.

Слушают сказку- сюжет для мультфильма

Ответы детей

Ответы детей

Конструирование из мягких материалов «Необычное животное»

Анализируют животное ( называют части, из чего сделано, как называется.)

3 часть

Восп-ль: нам пора возвращаться обратно в детский сад. Поможет нам в этом волшебство гномов: произнесите их имена, и мы снова окажемся в группе.

Восп-ль предлагает детям поделиться впечатлениями о путешествии:

- что тебе понравилось делать?

- что было делать нелегко?

- если бы транспорт создавался для двоих, с кем бы ты поехал?

- в какой момент игры тебе было весело?

- кому ты расскажешь о том, что сегодня делал?

Дети произносят: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи.

Дети отвечают на вопросы,

высказывают своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе. "Как хорошо уметь читать"

Представлен конспект проведения занятия в подготовительной группе обучению граммоте детей с использованием методики Зайцева....

Конспект родительского собрания "Как хорошо уметь читать"

Содержание родительского собрания в форме деловой игры дети+родители....

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности: "Как хорошо уметь читать!"

Программа  «Как хорошо уметь читать!» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»....

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»; программа «Как хорошо уметь читать» в старшей группе.

Раздел «Обучение грамоте».«Путешествие  в страну Фонетики» Педагог дополнительного образования: Мельниченко Е.В....

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»; программа «Как хорошо уметь читать» в старшей группе.

Раздел «Обучение грамоте».«Путешествие  в страну Фонетики» Педагог дополнительного образования: Мельниченко Е.В....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Как хорошо уметь читать» с использованием развивающих игровых технологий В.В. Воскобовича

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопелической группе с приминением развивиающих игр В.В. Воскобовича...

Образовательная ситуация «Как хорошо уметь читать

Обучение грамоте «Знакомство с гласным звуком [а], бук­вой А», Лепка «Ваза с фруктами», 2019 г., старшая группа...