Конспект родительского собрания "Как хорошо уметь читать"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Терницкая Татьяна Александровна

Содержание родительского собрания в форме деловой игры дети+родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_roditelskogo_sobraniya.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания

«Как хорошо уметь читать»

 

с практическим показом игровых приемов для подготовки к обучению чтению

Цели: 

  • познакомить родителей с игровыми приемами, направленными на формирование фонематического восприятия, языковой догадки, навыков  звукового анализа и синтеза;
  • предупредить типичные ошибки, допускаемые родителями при обучении детей чтению  в дошкольном возрасте;
  • привлечь родителей к совместным занятиям с детьми по обучению грамоте.

Оборудование: картинки с изображением предметов (дым, лук, баран, бинокль, аисты, весы, букет, автомат),  цветные кружочки для обозначения звуков, полоски для выкладывания схемы предложения, картинка с изображением медвежонка.

Вступительное слово логопеда:

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Поэтому большинство родителей торопятся обучить ребенку чтению еще до поступления его в первый класс. Уже научно доказано, что семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Возраст от 2 до 5 лет сензитивен к звуковой стороне речи, то есть в этом возрасте детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников — родственников, старших школьников, недостаточно грамотных педагогов.

Очень часто педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:

  • Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза.
  • Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста.
  • Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе.  Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ, искажает и замедляет механизм слияния фонем.
  • Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ — [ЗУП], КОМОК — [КАМОК], ЖИЛ — [ЖЫЛ]...) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.
  • Доминирует отработка техники чтения. Страдает его содержательная сторона, а следовательно, осознанность и целеобусловленность приобретаемых лексических умений как познавательного средства.
  • При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Чтобы избежать приведенных выше ошибок и получить быстрый результат при самостоятельном обучении ребенка чтению Вам будет полезно познакомиться с некоторыми дидактическими играми.

Ход собрания:

  1. Организационный момент.

- Сегодня Вашему вниманию будут предложены дидактические игры, направленные на формирование фонематического восприятия, языковой догадки, навыков  звукового анализа и синтеза. Вы также можете принять участие в играх и поддержать своего ребенка.

2. Дидактическая игра «Первый - последний». 

Цель: развитие фонематического слуха, формирование умений выделять первый и последний звук в слове.

Дети образуют круг, родители встают каждый за своим ребенком. На столике лежат картинки с изображением предметов. Дети по очереди подходят к столу и берут  картинку, называют первый звук, в названии картинки, родитель называет последний звук в этом слове.

Если кто-то ошибается, дети хором говорят: «Трик-трак – это не так!» После этих слов нужно исправить ошибку.

Лексический материал для игры: дым, лук, баран, бинокль, аисты, весы, букет, автомат.

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\2012-04-03\2012-04-03 23-57-19_0012.jpg  C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\2012-04-03\2012-04-03 23-53-36_0009.jpg  C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\2012-04-03\2012-04-03 23-52-25_0008.jpg  C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\2012-04-03\2012-04-03 23-50-00_0006.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\2012-04-03\2012-04-03 23-47-18_0004.jpg  C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\2012-04-03\2012-04-03 23-48-44_0005.jpg C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\2012-04-03\2012-04-03 23-56-05_0011.jpg

Примечание: Типичные ошибки, допускаемые детьми, при проведении данной игры. Вместо одного звука называют целый слог, вместо звука произносят название буквы, мягкие звуки заменяют твердыми.

  1. Звуковой анализ слова. 

Цель: формирование умения последовательно воспроизводить звуки слова, различать гласные и согласные звуки, определять твердость-мягкость, глухость-звонкость услышанных звуков.

На доске висит картинка с изображением мишки

.

Логопед задает вопрос: Что вы видите на картинке? (Мишку.)

Кого или что мы можем обозначить этим словом? (Игрушку – плюшевый мишка. Дикое животное.)

Воспроизведение последовательности звуков в слове «мишка». Дети по очереди самостоятельно называют по одному звуку, затем хором повторяем звуки со всей группой. Также выборочно дают характеристику каждому звуку:

,] – согласный, мягкий, звонкий;

[и] – гласный;

[ш] - согласный, твердый, глухой;

[к] - согласный, твердый, глухой;

[а] – гласный.

Внизу под картинкой выкладывается звуковая схема слова:

Далее дети хлопками делят слово на слоги. Получается два слога. Повторяем хором правило:

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

  1. Составление схемы предложения.

Цель: Формирование грамматических представлений детей о строении предложений и способах его оформления на письме.

Логопед предлагает детям составить предложения со словом «мишка». Выбирает любое предложение с предлогом. Например:

Мишка гуляет по лесу.

Дети загибают пальцы на руке, считают количество слов в предложении. Обозначают слова с помощью картонных полосок.

Первое слово обозначается уголком, так как первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, длинные слова обозначаем длинной полоской, предлог короткой. В конце предложения ставится точка.

         .

  1. Игра «Доскажи словечко». 

Цель игры: выработать языковую догадку, назвать как можно больше вариантов слов.  Дети делятся на две команды. Логопед называет первый слог слова, дети из каждой команды по очереди называют продолжение слова.   Например:

                   СА  - НКИ                                                 РА - КЕТА

                           - ПОГИ                                                    - БОТА

                           - ХАР                                                       - ДУГА

                           - МОЛЕТ                                                 - НА

                           - ЛО                                                         - НЕЦ

                           - Д                                                            - К

Когда дети не могут назвать больше слов на помощь привлекаются родители.

Побеждает та команда, которая назовет больше слов. 

Примечание: Дети могут допускать ошибки, называя слова, которые начинаются со звуков близких по акустическим признакам или слова, начинающиеся с другого слога Например: цапля, суп. Если ребенок называет слово, содержащее орфограмму безударная гласная в корне слова (сова, сосна), данное слово засчитывается команде, так как при произношении этих слов в безударном положении слышится звук [а].В этом случае нужно руководствоваться нормами орфоэпии, а не орфографии.

  1. Игра «Исправь ошибки». Цель: развить слуховое внимание. Задание: логопед читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Детям нужно правильно назвать слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук

С длинными усами (жук).

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери).

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб).

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу).

Тащил мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

У печки с удочкой сижу

От рыбы глаз я не свожу (речки).

  1. Анализ игровых упражнений. Ответы на вопросы родителей.
  2. В конце мероприятия родителям раздаются памятки по обучению детей чтению

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»; программа «Как хорошо уметь читать» в старшей группе.

Раздел «Обучение грамоте».«Путешествие  в страну Фонетики» Педагог дополнительного образования: Мельниченко Е.В....

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»; программа «Как хорошо уметь читать» в старшей группе.

Раздел «Обучение грамоте».«Путешествие  в страну Фонетики» Педагог дополнительного образования: Мельниченко Е.В....

Учим ребенка читать «Как хорошо уметь читать!»

Рекомендация и консультация для родителей....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Как хорошо уметь читать» с использованием развивающих игровых технологий В.В. Воскобовича

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопелической группе с приминением развивиающих игр В.В. Воскобовича...

Конспект игровой образовательной деятельности "Как хорошо уметь читать"

В данной авторской разработке продемонстрирован вариант использования сенсомоторной среды "Фиолетовый лес" в подготовке к обучению грамоте. Вся деятельность педагога с детьми проходит в виде...

Родительское собрание Тема "Как хорошо уметь читать"

Родительское собрание. Тема "Как хорошо уметь читать"...

Конспект НОД "Как хорошо уметь читать!"

Занятие рассчитано как итоговое в подготовительной речевой группе и проводится последовательно с первой и второй подгруппой, можно использовать только первую или вторую часть. Вторая часть создана в с...