НОД по курсу "По дороге к азбуке" по теме "Звуки [ЙА]" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему

Шульгина Елена Викторовна

 НОД по курсу "По дороге к азбуке" по теме "Звуки [ЙА]" для детей старшего дошкольного возраста с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_druzhnye_zvuki_ya_dlya_roditeley.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Детский сад   

 

 

 КОНСПЕКТ

  НОД

по   развитию речи по курсу

«По дороге к азбуке»

для детей старшего дошкольного  возраста

 Тема: «Звуки [ЙА]»

(с презентацией)                                                                                                                      

                                     

   

    Подготовила                                        

 воспитатель

 Шульгина Е. В.

2018 год                                                                                            

Цель: знакомство со звуками [йа] и буквой Я

Задачи:

Обучающие:

- ввести звуки [йа] и букву Я

- учить выделять  звуки [йа]    в начале, конце и середине слова, определять  положение звуков  в слове

- продолжать учить детей составлять слова из заданных букв;

- обогатить  активный и пассивный  словарь

Развивающие:

- развивать  умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов;

Воспитательные

- воспитывать интерес к новому, взаимопомощь, умение работать в группе

Материалы и оборудование: презентация, ноутбук, карточки со звуками, тетрадь, цветные карандаши, картинки, мультипроектор

Ход НОД

Организационный момент:

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Представление гостей и приветствие.

Основной этап:

Раздается  звонок   телефона

1. Воспитатель: Ой, ребята слушайте, нам пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно и что нам сообщают? (ответы детей). Тогда проходите, присаживайтесь  на стульчики.  Так, интересно от кого же оно?  Что же это? Давайте прочтем, что здесь написано. Ребята, беда .        Пропал                    Сердитый недотрога                                                                                                  Живет в глуши лесной.                                                                                      Иголок очень много,                                                                                                 А нитки ни одной.

Кто же это?

 Дети: Ёж

Воспитатель: Правильно, молодцы – ёж. А с каких звуков это слово начинается?(ответы детей).  (На доске буква Ё и звуки [йо]. А что вертелось и крутилось и юлило, чтобы развеселить ёжика и лисёнка? (ответы детей). Да, юла. А юла  с каких дружных эвуков начинается? (ответы детей). (На доске буква Ю и звуки [йу]).   Но эдесь пишут, что наш ёжик пропал. Он потерялся в «волшебном звуковом» лесу.  Его заколдовала злая фея. Что же делать?  (ответы детей). Да, надо спасать ёжика. Только как?  (ответы детей). Правильно. Надо отправиться в волшебный лес, наполненный «дружными звуками». Но это будет непросто. Нас ждут трудности и испытания. Надо быть очень внимательными и послушными.  Готовы? (ответы детей).

Воспитатель: Раз, два, три, покружись, В волшебном лесу окажись. Ой, смотрите! Полянка с картинками. Девочки берут по 2 картинки и вешают на доску. Посмотрите, почему именно эти предметы изображены ? Что в них общего? (ответы детей).Да, в  этих словах есть звуки [йа] . Сегодня в этом волшебном звуковом лесу мы встретились со звуками [йа]. (На доске карточка со звуками [йа]). А почему они называются дружными? (ответы детей). Итак, с этим заданием мы справились. Вперёд, друзья. ( дети присаживаются за столы)

2. Воспитатель:  Сегодня мы поговорим о звуках [Й’А]. Ребята посмотрите на экран. Что это? (На экране чистоговорка . Дети её произносят.) 

 Наше следующее задание в тетради. Откройте свои тетради  по закладке. Мы видим  хвастливого мальчика Яшу, который играет на баяне и поёт:  Кто на свете всех умней? Я-я-я!

Кто на свете всех сильней? Я-я-я! Кто поет, как соловей? Я-я-я!

Кто дружнее всех друзей? Я-я-я!  Ребята, хорошо хвастаться? (ответы детей).

Лисёнку  надоело это яканье, и он продолжил песню: «Кто хвастун и дуралей?» «Я-Я-Я», - спел Яша и тут же спохватился. Но было уже поздно. «Теперь мы все о тебе узнали!» - сказали игрушки и пошли дальше. Им совсем не хотелось дружить с таким хвастуном и якалкой.

  • Как якал Яша?
  • Поэтому он и поселился в домике буквы Я. Отгадайте, какие два дружных звука живут на чердаке этого дома?

Сегодня мы поговорим о звуках [Й’А].

 - Картинка, где изображено, как Яша якает, обозначает звуки [Й’А].

- Почему их называют дружными?

- Что делают губы при произнесении этих звуков?

- Покажите на рисунке хозяев дома Яши.

  1. Работа с рисунком (с. 57).
  • В названии каких картинок [Й ’А] слышится в начале, в середине, в конце?
  1. «Отгадай загадку». Презентация

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но - ах! - Удрала, а хвост в руках.

(Ящерица)

Всегда во рту,  А не проглотишь. (Язык)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки.

(Яблоко)

Могут и разбиться, Могут и свариться. Если хочешь, в птичек Могут превратиться.

В каких словах звуки [Й’А] слышатся в начале, в середине, в конце?

3.  Физмин

Лисёнок очень любит игры на английском языке. Let’s play.

Hands up, hands down…

Дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении

4.    Работа в тетради

Воспитатель: Продолжаем поиски ёжика.

- Скажите со звуками [Й’А] в начале слова: _ма (яма), сень (ясень), ели, _дра, _стреб, _года, _йца, _рко, _сно, _щерица, _блоко,_корь.

- Отгадайте имена детей. Для этого добавьте звуки [Й’А] в начале или в конце слова: j±ia (Яша), _рослав (Ярослав), Ра__(Рая), Зо_, Иль_,_на, Ма(й) .

 - Как будут называть этих детей, когда они вырастут: Даша (Дарья), Наташа (Наталья), Соня, Таня, Маша, Ксюша, Настя.

- В каких именах звуки [Й’А] слышатся в конце, а в каком - в середине слова?

- Работа с рисунком (с. 57).

- Назовите каждый предмет, как будто их много. Обведите в кружок только те картинки, в названиях которых во множественном числе слышатся звуки [Й'А].

Дети обводят лист (листья), стул, платье.

а) Превращения слов.

Отгадайте загадку и выложите с помощью звуковых обозначений слово-разгадку.

Чем больше из нее выкапывают,

Тем больше она становится.

(Яма)

- Положите обозначение звука [К] между [М] и [А]. Какое слово получилось? (Ям-ка.)

б)        - Чем отличаются звуки [Й’А] и [А]?

-Составьте имя девочки из  букв  [Н], [А] и |Й’А | (Яна )

в)        «Разгадай ребус».

Какое слово получится, если к цифре 7 добавить [Й’А]? (Семья )

- Это буква Я. Заштрихуйте ее красным цветом.

- Превратите буквы Я в человечка и в бабочку.

 - Составьте слоги на доске из букв.(дети по приглашению выходят к доске)

IV. Воспитатель: Ребята, смотрите . Вот он, наш ёжик. С ним всё хорошо. И он хочет узнать, с какими же звуками мы сегодня встретились.

-  Что  мы узнали о звуках [Й ’А]?

-Чем буква Я отличается отзвуков [Й’А]?

- Чем отличаются звуки [Й’А] и [А]? -Назовите слова со звуками [Й’А].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный проект по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет «Безопасные дороги – детям».

Аннотация на программно – методический материал Семейный проект по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет  «Безопасные дороги – детям». ...

Паспорт проекта по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Безопасные дороги детям»

Паспорт проекта по ОБЖдля детей старшего дошкольного возраста«Безопасные дороги детям»  Разработала: Белкина Марина Александровна воспитатель группы №2,первая категория...

Тема: Коррекция и профилактика сопровождения готовности детей к школьному обучению НОД для детей старшего дошкольного возраста «Трудности дороги к знаниям».

Цель:  Развитие у детей психологических предпосылок к поступлению в школу и формирование мотивационной готовности. Задачи: 1.    Продолжать развивать  познавательные...

Проект социально – личностной направленности «Безопасные дороги – детям» для родителей и детей старшего дошкольного возраста

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Правила безопасности детей по дороге в школу»

Рекомендации для родителейдетей старшего дошкольного возраста«Правила безопасности детей по дороге в школу»...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...