Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой, звонкий); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов; • совершенствовать технику осознанного чтения слов и предложений; обогащать словарный запас детей. Развивающие:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект                                                                  НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Задачи:

Образовательные:                                                                                                                                                • совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой, звонкий); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;                                                                                                                                        • совершенствовать технику осознанного чтения слов и предложений; обогащать словарный запас детей.                                                                                                            Развивающие:                                                                                                                                                  • развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;

• развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

Воспитательные:                                                                                                                                                            • создать хорошее настроение;                                                                                                               • воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;                                                                                                                          • поощрять активность и самостоятельность.

Словарная работа:    звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.

Материал:

Раздаточный:    буквы для разукрашивания, цветные карандаши (синий, красный, таблица для определения места звука в слове, фишки, предметные картинки для определения количества слогов, слово «», слова, разделённые на 2 части, ребусы и карточки для составления слова.

Демонстрационный:  цифры 1, 2, 3 для определения количества слогов в слове, слоговая таблица для чтения, картинки для составления слова по первым буквам, разрезное предложение «Я ПОЙДУ В ШКОЛУ».

Ход занятия:

«Придумано кем-то просто и мудро                                                                                                                 При встрече здороваться:                                                                                                                                       - Доброе утро!                                                                                                                                     - Доброе утро! солнцу и птицам.                                                                                                                                 - Доброе утро! улыбчивым лицам.                                                                                                                                               И каждый становится добрым, доверчивым.                                                                                                        Доброе утро длится до вечера».

- Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.

- Вы многому научились в детском саду, скоро пойдёте в школу, и сейчас мы проверим ваши знания и умения.                                                                                                                            - Что вам для этого необходимо? (внимательно слушать воспитателя, правильно отвечать на вопросы). Занятие будет интересное и трудное, поэтому вам понадобятся внимание, находчивость и ваши знания, мы не ссоримся и помогаем друг другу.                                                        - Напомните, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (мы изучаем звуки и буквы).                                                                                                                                                               - Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).                                                                                                                                                                     - Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).                                                                         - На столе у вас лежат буквы, давайте назовем их?                                                                                  (А У О М С Х Ш Л Ы Н Р К П Т И З В Ж Б Г Д Й Ь)                                                                                             - Возьмите цветной карандаш и закрасьте букву в соответствующий цвет.                                     - Какие две группы у нас получились? (гласные и согласные).                                                            - Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении, образуют слог).                                                                                                                                       - Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог).                                                                                                                                        «Гласные тянутся в песенке звонкой,                                                                                                                        Могут заплакать и закричать,                                                                                                                             Могут в кроватке баюкать ребёнка,                                                                                                                                Но не желают свистеть и ворчать».                                                                                                    «А согласные согласны                                                                                                                                                     Шелестеть, шептать, шипеть,                                                                                                                 Но не хочется им петь».

- А сейчас у меня для вас следующее задание, слушайте внимательно. Читаю скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе».                                                                                                                                - Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (звук «Р»).

    - Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук.                                                                                                                               (река, барабан, комар, радуга, размер, сыр, арбуз, кругозор)                                                               - Молодцы, ребята, справились с заданием.                                                                                          - Я приготовила для вас необычные шарики, что вы на них видите? (буквы). Необходимо составить из имеющихся букв как можно больше слов.                                                                                          С, О, Л, Н - СОН, СЛОН, ОН, НО, НОС.                                                                                                                            «Много с буквами хлопот                                                                                                                                               Уж, такой они народ,                                                                                                                                                         Но когда с умом толково                                                                                                                                                                                    Их построить в четкий ряд,                                                                                                     Превратятся буквы в слово                                                                                                                                        И с тобой заговорят».                                                                                                                                  - СОН, СЛОН, НОС. Что вы можете сказать про эти слова, какие они? (короткие).                                          - Назовите ещё короткие слова (кот, дом, сыр).                                                                                                     - Какие ещё бывают слова? (длинные). Назовите длинные слова (велосипед, паровоз, экскаватор).

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого домика свой №: №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его на слоги и найдите свой домик, сколько в слове слогов такой будет № вашего домика.                                - Помогите мне найти свой домик.                                                                                                                             - Молодцы, займите свои места за столами.                                                                                         «Всему название дано –                                                                                                                                И зверю, и предмету.                                                                                                                               Вещей кругом полным-полно,                                                                                                                    А безымянных нету!                                                                                                                                            И все, что видит только глаз –                                                                                                           Над нами и под нами                                                                                                                                        И все, что в памяти у нас,                                                                                                                          Означено словами».                                                                                                                     - Назовите какое время года изображено на моей картинке? (зима).                                                                         - «ЗИМА» - давайте разберём это слово.                                                                                               - Сколько букв в слове «ЗИМА»? (4 буквы)                                                                                                                                             - А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 4)                                                                             - Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 согласных звука). Назовите их (звуки З и М).                                                                                                                                                                              - Где в этом слове находится звук З, а звук М? (звук З находится в начале слова, а звук М – в середине).                                                                                                                                                           Звук З – согласный, звонкий, мягкий.                                                                                                Звук М – согласный, звонкий, твёрдый.                                                                                       - Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 гласных звука)                                                                                                                               - Какие это звуки? (и, а).                                                                                                                                                                                                          - Какой гласный находится в середине слова? (И)                                                                                          - Где находится звук «а»? (в конце слова)                                                                                                             - Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ЗИМА» (два).                                               - Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).

Вспомним правило - «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».                                                         - Прочитайте первый слог (ЗИ, второй слог (МА)                                                                          .- На какой слог падает ударение? (МА).                                                                                                   - Назовите безударный слог? (ЗИ)                                                                                                                      - Молодцы, ребята, справились с заданием.                                                                                         - Следующее задание: чтение по слоговой таблице и составление слов.                                                           СО ВЫ ВО                                                                                                                                                 СЫ РО ЛО

НА ТА КА

КО ВА РО

(сорока, Вова, ворона совы, косы, корова, волосы).

- У вас на столах разложены карточки со словами, когда готовилась к занятию, я их перепутала. Вам надо составить слово, расставляя в нужном порядке слоги, прочитать его и составить с этим словом предложение. Работать вы будете в парах.

ГРУ. ША МА. ЛЫШ

МЕД. ВЕДЬ КУКУШ. КА

- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

- Перед вами картинки, нужно разгадать слово по первым буквам. (ШКОЛА).

- Скажите, пожалуйста, что складывают из букв? (слова).

- Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения).

- Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.

- Сейчас составьте из слов, которые вы здесь видите предложение: ШКОЛУ. В. ИДУ. Я (Я ИДУ В ШКОЛУ).

- Какой знак ставится в конце предложения? (точка).

- А еще какие знаки ставятся в конце предложения?!)

- Произнесите предложение так, чтобы в конце предложения можно было поставить знаки (.,,)

Решение ребуса :

К Л О В В О Л К В А С О С О В А

4 3 2 1 1 2 3 4 3 4 1 2 1 2 3 4

Карточки: надо составить слово, в котором не хватает слогов, вставить подходящий слог и прочитать это слово.

СО. КА МА. НА

DE ДО КИ БА РЕ КО РЕ КУ БА ШИ

- Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.

- Какое задание понравилось больше всего?

- Какое занятие показалось трудным?

- Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!

«Как хорошо быть грамотным на свете,

Всё знать и много так читать.

Ведь грамота - ступенька к свету,

Которую не нужно пропускать».

Спасибо вам за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи"

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи"...