конспект занятия по обучению грамоте. Звук Л
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонематически четкой речи - одна из важнейших задач в обучении ребенка родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_l.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
Образовательные:
- закреплять слуховой и моторный образ звука [Л];
- автоматизировать звук [Л] изолированно, в слогах, словах и предложениях;
- учить анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику;
- совершенствовать навыки звукового анализа;
Коррекционные:
- развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать общую моторику, используя физминутку;
- развивать мелкую моторику, использую пальчиковую гимнастику;
- закреплять умения согласовывать имена существительные с числительным;
- закрепить умение делить слова на слоги;
Воспитательные:
- воспитывать желание говорить правильно и красиво;
- побуждать интерес к логопедическим занятиям;
- воспитывать у детей активность на занятии.
Ход занятия:
1.Орг. момент.
- Ребята сегодня к нам на занятие придет один необычный сказочный герой, а кто это вы узнаете, собрав картинку (Дети собирают разрезную картинку)
- Вы узнали кто это? (Лунтик)
- Ребята, у нас получилась целая картинка? (Нет)
Стук в дверь. Вносится письмо от Лунтика.
Здравствуйте ребята!
Пишет вам ваш друг Лунтик. Я спешил к вам в гости и приземлился на полянке. Но какой-то нехороший лесной житель заколдовал меня. Ребята помогите расколдовать меня.
- Целая картинка не получилась, потому что Лунтика заколдовали. Он торопился к нам в гости и решил пойти через лес и его там заколдовали.
- А расколдовать его поможет наша дружба. Нам надо отправиться в путешествие, чтобы собрать недостающие части картинки и расколдовать Лунтика.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Нам предстоит дальняя дорога, чтобы нам подготовиться, давайте сделаем зарядку для языка:
- «Парус»
Улыбаюсь, рот открыт:
«Парус» там уже стоит
Прислоню язык смотри
К зубкам верхним изнутри
(показ картинки парус)
- «Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник-
Узким-узким стал язык
Меж зубами, как сучок
Вылез длинный язычок.
(показ картинки иголочка)
- «Качели»
«Чашкой » вверх
И «чашкой» вниз
Гнётся мой язык –
Артист.
(показ картинки качели)
- «Футбол»
Щёк своих не надуваю
Мяч в ворота загоняю.
(показ картинки футбол)
- «Часики»
Влево – вправо кончик ходит, будто места не находит.
(показ картинки часы)
3. Мелкая моторика.
- А теперь разомнём пальцы. Игра «С ветки ягоды снимаю».
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить
каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с
него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, (Достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках
«убегают» как можно дальше.)
4. Характеристика звука [Л].
- Ребята, какой первый звук в имени Лунтик? ([Л]). Это любимый звук Лунтика. Чтобы попасть в волшебный лес, нам нужно всё знать о звуке [Л].
- Кто скажет, какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
- В каком положении язык? (упирается за верхние зубы)
- Когда мы его произносим, в каком положении губы? (в улыбке)
- Зубы открыты или закрыты? (открыты)
5. Звукоподражание
- Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие? (на самолёте, пароходе)
Сначала мы полетим на самолёте (Л-Л-Л-Л). А теперь поплывём на пароходе (Л-Л-Л-Л). А теперь немного пройдём пешком.
6. Закрепление в чистоговорках.
- Чтобы нам было не скучно идти, мы будем повторять весёлые стишки:
ЛА-ЛА-ЛА – лапа и пила.
ЛА-ЛА-ЛА – ландыш и пчела.
ЛА-ЛА-ЛА – ласточка и юла.
ЛО-ЛО-ЛО – ложка и стекло.
ЛО-ЛО-ЛО – лошадь и седло.
ЛУ-ЛУ-ЛУ – лук и лупа
ЛУ-ЛУ-ЛУ – лужа и луна
Появляется Леший.
- Что это вы расшумелись в моём лесу? Зачем пришли сюда?
Логопед: К нам в гости должен был прийти один необычный сказочный герой, но его заколдовали. Ты не знаешь, кто это сделал?
Леший: Не знаю. Это не я заколдовал Лунтика.
Логопед: Как тебе не стыдно, это же наш друг.
Леший: Я увидел неведомую зверушку и заколдовал. Нечего ходить по моему лесу. Я не знал, что он ваш друг и идёт к вам в гости.
Логопед: Теперь ты знаешь, расколдуй и отпусти Лунтика.
Леший: Я хочу посмотреть, что умеете вы. Я хочу, чтобы вы выполнили мои трудные задания. Если справитесь. Расколдую вашего Лунтика. За каждое выполненное задание я буду вам давать часть разрезной картинки.
Логопед: - Ребята, выполним трудные задания Лешего? (да).
7. Игра «Найди конверт».
Леший: - Я для каждого из вас приготовил задания. Эти задания лежат в конвертах, но я их вам не дам. Вам самим нужно найти их.
Логопед: - Даша, твой конверт лежит под ёлкой. Данил, твой конверт лежит на столе. Ксюша, твой конверт лежит на стуле. Данил, твой конверт лежит на диване.
Дети садятся за столы. Логопед спрашивает у детей, где они нашли свои конверты.
8. Игра «Четвёртый лишний».
Дети выбирают лишнюю картинку. Три картинки со звуком [Л], четвёртая с другим звуком.
9. Игра «Придумай предложение».
Дети придумывают предложение с одной картинкой из задания № 8.
10. Игра «Домик»
Определение позиции звука [Л] (картинки из задания №8)
За выполненную работу Леший даёт часть разрезной картинки.
11. Физминутка.
12. Игра «Чудо дерево».
Леший: У меня в лесу растёт чудо-дерево, посмотрите дерево без листочков. Вам нужно его украсить.
Логопед: - Ребята, давайте украсим дерево картинками со звуком [Л]. Дети выбирают картинки со звуком [Л] и вешают на дерево.
13. Игра «Вспомни и назови».
Дети отворачиваются от дерева и называют картинки, которыми украсили дерево.
Дети получают вторую часть разрезной картинки.
14. Игра «Поймай рыбку».
Леший: - Ребята, а вы умеете рыбу ловить? (да). Нужно не просто наловить рыбы, но и разложить по вёдрам.
Логопед: нужно поймать рыбку с картинкой и положить в нужное ведро. В первое ведро кладём рыбку с картинкой из одного слога, во второе ведро - из двух слогов, в третье – из трёх (ребёнок «ловит» рыбку, делит на слоги и кладёт в нужное ведро).
За выполненную работу Леший даёт третью часть разрезной картинки.
15. Игра «Придумай слово со звуком [Л]».
Леший: - А вы умеете придумывать слова? Лунтик очень любит звук [Л]. Придумайте много слов со звуком [Л], за каждое слово вы будете получать фотографию Лунтика.
16. Игра «Посчитай».
Дети считают, сколько фотографий (один Лунтик, два Лунтика … и т. д.)
За выполненную работу Леший даёт четвёртую часть разрезной картинки.
17. Итог.
Давайте составим нашу картинку. Появляется игрушка Лунтик.
Логопед: - Ребята, Лунтик вам очень благодарен, что вы его расколдовали. Он с вами встретился и решил остаться у нас в группе погостить.
Давайте Лешему подарим портрет звука [Л] – букву [Л]. Дети раскрашивают готовую букву [Л].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР
В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис детьми с ОВЗ, исключить принужден...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки М, Мь и буква М. Семья".
Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети закрепляют знания о звуках и букве на лексическом материале по теме "Семья". Конспект может быть использован логопедами и воспитател...
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуки А, О, У, И.
Обобщающее занятие по обучению грамотеТема: Звуки О, А, У, И (игра-путешествие)...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"
Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....
конспект занятия по обучению грамоте. Звуки [б, б\'] и буква Бб
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы. Специфика-дети с нарушением зрения....
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук "Ж". Буква "Ж".
Познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи; ...
конспект занятия по обучению грамоте: звук [ф]
конспект занятия по обучению грамоте: звук [ф]...