НОД по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Тема: «Путешествие на остров сокровищ»
Цель: способствовать практическому овладению нормами речи.
Задачи: образовательные (активизировать и пополнить словарь; продолжать учить образовывать слова с помощью приставок; практиковать детей в образовании сложных слов; закреплять умение подбирать рифмы к заданному слову); развивающие (закреплять понятия «право», «лево», активизировать межполушарное взаимодействие путем перекрестных движений; развивать фонематический слух, умение вслушиваться в слова, понимать их значение; развивать внимание, речь, логическое мышление, умение анализировать; развивать двигательную активность, создавая положительный эмоциональный настрой; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности); воспитательные (воспитывать интерес к родному языку, навыки сотрудничества в совместной деятельности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Уточка» (воспитатель Черкасова Д.В.)
Тема: «Путешествие на остров сокровищ»
Цель: способствовать практическому овладению нормами речи.
Задачи: образовательные (активизировать и пополнить словарь; продолжать учить образовывать слова с помощью приставок; практиковать детей в образовании сложных слов; закреплять умение подбирать рифмы к заданному слову); развивающие (закреплять понятия «право», «лево», активизировать межполушарное взаимодействие путем перекрестных движений; развивать фонематический слух, умение вслушиваться в слова, понимать их значение; развивать внимание, речь, логическое мышление, умение анализировать; развивать двигательную активность, создавая положительный эмоциональный настрой; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности); воспитательные (воспитывать интерес к родному языку, навыки сотрудничества в совместной деятельности).
Индивидуальная работа: следить за правильным словообразованием.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предпосылки учебной деятельности: проявляют умение слушать; проявляют интерес к участию в совместных играх; отвечают на вопросы воспитателя; проявляют положительные эмоции при физической активности во время динамической паузы.
Методические приемы: коммуникативный (беседа, загадки, вопросы к детям, поощрение); наглядно-демонстрационный (рассматривание картинок); игровой (д/и); двигательный (логоритмика, игра на внимание, элементы спортивных упражнений).
Материалы для занятия: письмо, картинки с изображением водопада, ледокола, соковыжималки, водолаза, самоката, мясорубки, пылесоса, скалолаза, хоровода; картинки с изображением острова, пещеры; карточки, на которых написаны приставки: «до», «под», «про», «пере», «при»; картинки с рифмующимися словами: иголочка, дрова, избушка, сестричка, пальчик, книжка, пчелка, кошка, жук, конфета, стрекоза, подушка, тигренок.
Оборудование: фланелеграфы, флажки, туннель, полотно, коробка-сюрприз.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап):
Методы и приемы | Формы работы | Задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Проблемный Коммуникативный Игровой | Создание проблемной ситуации Загадывание загадки Игра на внимание | Создать положительный эмоциональный настрой. | Дети эмоционально вовлекаются в игровые действия. |
Содержание НОД:
Ребята, скажите, пожалуйста, что делают люди в первую очередь, когда встречаются? (Здороваются). - Правильно, здороваются. А что это означает? (Здороваться – значит желать здоровья!) Давайте пожелаем здоровья нашим гостям! (Дети здороваются с гостями).
Воспитатель: Ребята! Сегодня утром на крылечке я нашла письмо. Давайте я вам его прочитаю. «Дорогие ребята! Я все-таки стал умненьким и благоразумненьким, как и мечтал Папа Карло. Я пошел в школу. Мне очень интересно учиться, я стараюсь, выполняю домашние задания, но мне не хватает чего-то, чтобы учиться только на пятерки. И я узнал страшную тайну. На одном необитаемом острове спрятано сокровище, которое поможет мне хорошо учиться. Ребята, я прошу вас отправиться на остров и добыть мне это сокровище. С уважением. Буратино». Ну что же, я предлагаю найти для Буратино это сокровище, тем более, что оно может пригодиться и нам, ведь мы тоже скоро пойдем в школу. Мы отправимся на Остров сокровищ. А как мы доберемся до острова, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Мой парус ветер ловит,
И волны режет киль,
Меня не остановит
Ни ураган, ни штиль. (Парусная яхта)
Итак, мы с вами отправимся в морское путешествие на остров сокровищ. Мы станем настоящими моряками, но сначала нужно проверить, какие вы ловкие. Согласны?
Проводится игра « Кто самый внимательный?» (Покажите, пожалуйста, правой рукой левое плечо, правой рукой левую пятку, левой рукой правое колено и т.д.).
Молодцы, принимаю вас в моряки. Вам нужно занять места на яхте согласно заданной букве. Эта буква стоит первой в вашем имени. (Дети проходят и садятся на стульчики) Вы сели в определенном порядке. Кто сидит первым? (Андрей). А последним? (Ярослав). В каком порядке вы сидите? (По алфавиту). Так что такое алфавит? (Порядок букв).
Основная часть (содержательный, деятельностный этап):
Методы и приемы | Формы работы | Задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Коммуникативный Наглядно-демонстрационный Игровой Двигательный | Дыхательная гимнастика с флажками Беседа, рассматривание Грамматические упражнения на словообразование путем прибавления приставки Дидактическое упражнение «Что спрятано на картинке?» Динамическая пауза (туннель) Грамматическое упражнение на словообразование из двух слов Вопросы к детям, поощрение. Сюрпризный момент (коробка) | Активизировать и пополнить словарь; продолжать учить детей образовывать слова путем прибавления приставки и из двух слов; формировать связную речь; совершенствовать грамматический строй речи; развивать фонематический слух, умение вслушиваться в слова, понимать их значение; развивать внимание, речь, логическое мышление, умение анализировать; развивать двигательную активность, создавая положительный эмоциональный настрой; воспитывать навыки сотрудничества в совместной деятельности. | Дети эмоционально вовлекаются в действия с предметами. Любознательны, задают вопросы. Строят речевое высказывание. Воспринимают здоровый образ жизни как ценность; укрепляют здоровье. |
Содержание НОД:
Воспитатель: Мы отправляемся в плавание. А чтобы яхта двигалась быстрее, нужно надуть паруса. (Проводится дыхательная гимнастика с флажками). Яхта плывет быстрее, и что-то появляется на горизонте (на мольберт прикрепляется картинка – остров). Ребята, что вы видите на картинке (остров).
Ребята, остров окружен водой со всех сторон. Как же нам к нему добраться? (доплыть).
Воспитатель прикрепляет на мольберт карточку, на которой показано действие – плыть и написано то же – плыть. А для того, чтобы нам попасть на остров, мы позовем на помощь волшебные приставки. Что такое приставка? (часть слова) Для чего нужна приставка? (для того, чтобы создать новое слово)
Воспитатель показывает карточку с написанной приставкой: читайте.
Дети: «по». Воспитатель: Что нужно сделать? Дети: поплыть
(дети используют приставки: «до», «пере», «про», «под», «при»). У них получаются слова: переплыть, проплыть, подплыть, приплыть. (Аналогично: лететь, бежать).
Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали все действия. Прыгаем в воду и плывем (дети имитируют плавание).
Ну, вот мы и приплыли. Ребята! Посмотрите, как здесь красиво! Куда же мы попали? Воспитатель показывает надпись, дети читают: «Остров Сокровищ». Итак, мы на острове сокровищ. Посмотрите, я вижу пещеру, наверно, там спрятаны сокровища. Видимо, туда можно попасть через этот волшебный туннель. Только он завален камнями. Чтобы освободить проход, нужно угадать, что нарисовано на картинках. Я буду называть вам два слова, а вы из них будете образовывать одно слово (дидактическое упражнение «Что спрятано на картинке?»)
Воспитатель: вода падает, что это? (водопад) Откроем картинку и проверим. Правильно, водопад. Пыль сосет (пылесос), лед колет (ледокол), в воде лазает (водолаз), сам катится (самокат), сок выжимает (соковыжималка), мясо рубит (мясорубка), по скалам лазает (скалолаз), хором водить (хоровод). Воспитатель: молодцы, вы правильно составили слова и можете пробираться в пещеру через этот подземный ход. Дети пролезают в туннель.
Воспитатель ставит на мольберт картинку с изображением пещеры. Мы попали в пещеру, и сокровищ здесь нет. Это пещера злого волшебника. И он нас превратил в необычных существ. Ой! Какие мы смешные. У меня большие глаза, значит, я стала…большеглазая. У тебя - рыжий хвост, значит ты теперь какая? (рыжехвостая). А у тебя длинные уши, значит ты…дети образовывают слова: длинноухий, длиннохвостый, длинношеий, длинноногий, саблезубый, длинношерстный.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Ни разу не ошиблись. А если дети ни разу не ошибаются, то на Острове Сокровищ появляется волшебный ветерок, который прекращает волшебство злого волшебника. Подул ветерок: с-с-с (дыхательная гимнастика) и все исправил. У тебя теперь красные щеки, значит ты… дети используют слова: краснощекий, белозубый, белокожий, темнобровый, быстроногий, добросердечный, темноволосый, голубоглазый.
Воспитатель: молодцы, вы правильно собирали из двух слов одно. Отправляемся дальше!
Воспитатель: Ой, ребята, это река! А что там плывет вдали? (проводится логоритмика «Кораблик») Кораблика у нас нет, а переправляться на другой берег нужно, садитесь на берегу, будем думать. Как можно перебраться на другой берег? На чем будем переправляться? Мы будем строить плот. Плот будем строить из волшебных слов - дощечек. Я раздам вам по одной дощечке – слову. А вы подберете к ним пару. Пару подбирайте так, чтобы звучала рифма. Например: елочка - иголочка, трава - дрова, опушка - избушка, лисичка - сестричка, мальчик - пальчик, мишка - книжка, елка - пчелка, ложка - кошка, лук - жук, ракета - конфета, коза - стрекоза, лягушка - подушка.
Воспитатель: молодцы, вы хорошо отвечали, и наш плот готов. Держитесь друг за друга, сейчас поплывем. Дети имитируют плавание на плоту.
Воспитатель: все, ребята, мы на волшебной поляне. А вот и сокровища! Но как их достать? Здесь что-то написано. Эту ленточку надо раз…(развязать), эту бумагу разо…(разорвать), эту крышку от…(открыть). Воспитатель открывает коробку. Воспитатель: Что же за сокровища мы нашли на этом острове? (дети читают «Знания»). Ой, кажется, надвигается ураган, и нам быстрее нужно возвращаться домой. Как переправимся через реку (переправимся), через туннель (пролезем), к яхте (доплывем). Забираем свои знания, и в путь.
Заключительная часть (рефлексивный этап):
Методы и приемы | Формы работы | Задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Коммуникативный | Беседа Дыхательная гимнастика | Формировать грамматический строй речи при составлении полных ответов на вопрос. | Дети эмоционально вовлекаются в действия. Взаимодействуют с взрослым и сверстниками. |
Содержание НОД:
Мы на яхте, достаем наши паруса (дыхательная гимнастика). Мы вернулись в детский сад. Где мы сегодня побывали? (На Острове Сокровищ). Какое сокровище мы нашли? (Знания) Может быть, именно об этом нас просил Буратино в своем письме? А как вы думаете, вам знания в школе пригодятся? А что именно вы сегодня узнали? (Как можно изменить слово с помощью приставки или соединения двух слов в одно). Молодцы. Давайте отправимся в группу и напишем Буратино письмо, в котором расскажем о нашем путешествии с помощью рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегративная НОД по развитию речи в подготовительной группе детей с ФФНР." Развитие связной речи в разных видах деятельности. Экспериментирование с водой"..
конспект НОДРазвитие связной речи в разных видах деятельности в подготовительной группе. Экспериментирование с водой. используемые технологии:...
НОД по развитию речи в подготовительной группе по развитию речи "В гости к нам зима пришла"
Цель:расширение и обобщение знаний детей о зиме.Программные задачи:- расширять и активизировать словарь по теме «Зима»;- развивать умение поддерживать беседу, подбирать слова, пр...
Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе с ОНР по физическому развитию и развитию речи в подготовительной группе. «12 апреля – День Космонавтики. Покорение космоса».
Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе с ОНР по физическому развитию и развитию речи в подготовительной группе.«12 апреля – День Космонавтики.Покорение космоса&r...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, пед...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития худ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа) Конспект по развитию речи Тема: «Моя мама» (подготовительная группа) Цель: Создать услов...