Конспект НОД по обучению грамоте «Путешествие в мир звуков» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе, обучение выделению ударного слога, проведение звукового анализа слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_puteshestvie_v_mir_zvukov.docx | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
«Путешествие в мир звуков»
Программное содержание: Учить вычленять в слове ударный слог, словесное ударение и определять его место в слове. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные звуки. Закреплять умение называть слова с заданным звуком.
Развивать у детей фонематическое восприятие.
Воспитывать интерес к звуковому строю речи.
Демонстрационный материал: картина-схема «рыба», красные и синие фишки, указка., игровой персонаж Звуковичок.
Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками, красные и синие фишки, счетные палочки.
Ход занятия:
Воспитатель обращается к детям: Дети встаньте в круг, это наша «волшебная летающая тарелка», на ней мы отправимся в путешествие по миру звуков, закрываем глаза и полетели. (звучит космическая музыка)
- Открываем глаза, мы с вами прибыли в мир звуков, они вокруг нас, здесь нас встречает Звуковичок, который будет путешествовать с нами.
-Дети, Звуковичок предлагает нам поиграть с ним в игру «Расскажи о звуке».
-Что вы знаете о звуках7 (Звуки ы слышим, но не видим).
-Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).
-Что вы знаете о гласных звуках? (Гласный звук можно пропеть, протянуть, прокричать, сказать громко и тихо, голос идет свободно, нам во рту ничего не мешает).
-Что вы знаете о согласных звуках? (Согласный звук мы не можем пропеть, протянуть, прокричать, сказать громко и тихо, при произнесении которого нам мешают губы, зубы и язык).
- Какой фишкой обозначают гласные звуки? (Гласный звук обозначаем красной фишкой).
- Какой фишкой обозначают согласные звуки? (Согласные твердые звуки обозначаем синей фишкой, а согласные мягкие звуки обозначаем зеленой фишкой).
- А теперь Звуковичок предлагает поиграть с ним в игру «Кто внимательный?»
(Воспитатель называет гласные и согласные звуки, а дети поднимают на каждый названный звук соответствующую фишку). Воспитатель хвалит детей от имени Звуковичка.
- Дети, вы к нам долго летели, предлагаю вам сесть за столы, отдохнуть, а заодно отгадать загадку:
Блещет в речке чистой,
Спинкой серебристой.
- Кто это? (Это рыба)
- Вот она на картине, а картина не простая, в ней спрятались звуки, помогите узнать какие это звуки?
- Дети наши умеют «читать», они тебе обязательно помогут.
- Что за клеточки под картинкой? (Это звуковые домики)
-Сколько клеточек под картинкой? (Под картинкой четыре звука).
- Значит в слове «рыба» четыре звука.
- «Прочитайте» слово «рыба» и выделите первый звук? (Р-р-рыба)
- Какой первый звук в слове «рыба» (Первый звук в слове «рыба» (р)
- Что ты знаешь о звуке (р)? (Это согласный звук, мы не можем его пропеть, протянуть, прокричать, сказать громко и тихо, когда мы его произносим нам мешает язык).
- Какой фишкой ты его обозначишь? (Я его обозначу синей фишкой, потому что это согласный звук).
- В какой домик поставишь фишку? (Я поставлю фишку в первый домик, потому что это первый звук в слове)
- «Прочитайте» слово «рыба» и выделите второй звук? (Р-ы-ы-ыба)
- Какой второй звук в слове «рыба» (Второй звук в слове «рыба» (ы)
- Что ты знаешь о звуке (ы)? (Это гласный звук, мы его можем пропеть, протянуть, прокричать, сказать громко и тихо, голос идет свободно и нам во рту ничего не мешает)
- Какой фишкой ты его обозначишь? (Я его обозначу красной фишкой, потому что это гласный звук).
- В какой домик поставишь фишку? (Я поставлю фишку во второй домик, потому что это второй звук в слове).
- «Прочитайте» слово «рыба» и выделите третий звук? (Ры-б-б-ба)
- Какой третий звук в слове «рыба» (Третий звук в слове «рыба» (б)
- Что ты знаешь о звуке (б)? (Это согласный звук, мы его не можем пропеть, протянуть, прокричать, сказать громко и тихо, когда мы его произносим нам мешают губы).
- Какой фишкой ты его обозначишь? (Я его обозначу синей фишкой, потому что это согласный звук).
- В какой домик поставишь фишку? (Я поставлю фишку в третий домик, потому что это третий звук в слове).
- «Прочитайте» слово «рыба» и выделите четвертый звук? (Рыб-а-а-а).
- Какой четвертый звук в слове «рыба» (Второй звук в слове «рыба» (а).
- Что ты знаешь о звуке (а)? (Это гласный звук, мы его можем пропеть, протянуть, прокричать, сказать громко и тихо, голос идет свободно и нам во рту ничего не мешает)
- Какой фишкой ты его обозначишь? (Я его обозначу красной фишкой, потому что это гласный звук).
- В какой домик поставишь фишку? (Я поставлю фишку в четвертый домик, потому что это четвертый звук в слове).
-Молодцы дети, помогли Звуковичку найти спрятавшиеся звуки. И в благодарность за это он хочет с вами поиграть.
Тематическая физкультминутка «Рыбки».
Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке. Движения руками выполнять соответственно тексту.
Игра со словом «рыба».
– Сколько гласных звуков в слове «рыба»? (В слове два гласных звука).
– Какой первый гласный звук? (ы)
– Какой второй гласный звук? (а)
– Сколько слогов в слове «рыба»? Вспоминаем правило – В слове столько слогов, сколько – гласных звуков); (В слове «рыба» два гласных звука, значит, два слога).
– Сколько согласных звуков в слове «рыба»? (В слове два согласных звука «р» и «б»).
– Что можно сказать об этих звуках, какие они? (Это твердые согласные).
– Какой первый слог? (ры-)
– Какой второй слог? (ба-)
– Одинаково ли оно произносятся? (Нет слоги произносятся не одинаково)
– Какой слог произносится протяжнее? (Первый слог ры- произносится протяжнее).
– Послушайте я протяжнее произнесу второй слог рыб-а-а-а). Правильно ли я сказала слово «рыба»? Нет вы сказали неправильно).
– Запомните дети правило «Слог, который произносится чуть протяжнее, который заметнее в слове, называется ударным, мы как бы ударяем голосом, незаметно молоточком».
– Повторите правило.
– Какой ударный слог в слове «рыба»? (В слове «рыба» ударный слог ры-)
– Какой ударный гласный звук в этом слове? (В этом слоге ударный гласный звук -а).
– А теперь Звуковичок хочет превратить вас в звуки и поиграть с вами.
– Ко мне подойдут (4 детей…)
– Ты будешь звуком «ы», «а», «р», «б».
Подозвать 1-й гласный, 2-й гласный, 1-й согласный,2-й согласный.
Задания играющим дают дети. (Звук «ы» похлопай в ладоши, звук «а» попрыгай и т.д.)
– Встаньте так, чтобы мы могли прочитать слово. (Выполнив их, они ставят фишки на схему. Воспитатель хвалит детей от имени Звуковичка).
-А теперь, подойдите все ко мне, вы помогли Звуковичку найти спрятавшиеся звуки, а теперь мы поможем маме сделать покупки в магазине, но покупать можно только продукты в названии которых есть звук «р».
Проводится игра «Мамина сумка». (Я хочу купить: рыбу, рис, творог, сыр, курицу и т.д.)
– Ну вот и подошло к концу наше путешествие по миру звуков, давайте попрощаемся с Звуковичком. До свидания, до будущих встреч в мире звуков.
– Ребята, давайте встанем в круг, это наша «волшебная летающая тарелка», мы возвращаемся с вами из путешествия по миру звуков, закрываем глаза и возвращаемся в группу (звучит волшебная музыка).
– Дети, какие вы молодцы. Вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось? Какое задание было для вас сложным? Какое занятие было самым интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа
Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа...
Конспект занятия по обучению грамоте «Наш гость - Инопланетянин» в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по обучению грамоте«Наш гость - Инопланетянин»в подготовительной к школе группе ...
Конспект НОД по обучению грамоте. Путешествие в лес к колдунье «Лень» (подготовительная группа)
конспект нод по обучению грамоте...
Конспект ООД по обучению грамоте с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе
Конспект ООД по обучению грамоте с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе Цель: выявление степени усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях.Задачи:Коррекцио...
"Дифференциация С - З" конспект КОД по обучению грамоте для воспитанников с ТНР подготовительной к школе группы во 2 периоде
Конспект подгрупповой коррекционной образовательной деятельности по обучению грамоте воспитанников подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи во 2 периоде. Тема &l...
Конспект НОД по обучению грамоте: «Путешествие в страну знаний» для детей подготовительной группы
НОД по обучению грамоте: «Путешествие в страну знаний» для детей подготовительной группы...
Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране букв и звуков»
Учебно-методическое пособиепо обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране букв и звуков»...