Конспект НОД по обучению грамоте. Путешествие в лес к колдунье «Лень» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кравцова Ирина Сергеевна

конспект нод по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл len.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №56»

ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

Конспект НОД по обучению грамоте.

Путешествие в лес к колдунье «Лень»  (подготовительная группа)

Подготовила : учитель-логопед

первой квалификационной категории

Кравцова И.С.

Саратов 2016

Конспект занятия по обучению грамоте. Путешествие в лес к колдунье "Лень"

Цели:

коррекционно-образовательные: 

  • закрепить произношение мягких согласных звуков;
  • закрепить знания о роли буквы мягкий знак в словах;
  • продолжать формировать навыки словоизменения;
  • закрепить умение сравнивать количество звуков и букв в словах;
  • закрепить умение различать твёрдые и мягкие согласные;
  • закрепить умение читать слова с мягким знаком;

коррекционно-развивающие:

  • упражнять в  звуко-буквенном анализе и синтезе;
  • развивать общую, мелкую моторику кистей и пальцев рук;
  • совершенствовать фонематический слух и восприятие;
  • способствовать развитию памяти, внимания, мыслительной деятельности;

коррекционно-воспитательная: 

  • воспитывать гуманное отношение к природе, чувство любви к ней.

Оборудование: 

  • Корзинки, зеленые и синие мячики, картинки, в названии которых есть мягкий знак в конце слова, картинки, в названии которых есть твёрдый согласный звук в конце слова, картинки с изображением диких животных - лось, олень, кабан, медведь, волк, лиса.
  • По количеству детей - карандаши, фишки, буквы , шнурочки, солнышко с лучиками, дерево яблоня -яблоки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети здороваются с гостями и под музыку идут на полянку.

Логопед: Поселилась в лесу злая колдунья " Лень".

Вредить стала. А на этой поляне лесная школа была.

Кого боится колдунья?

Как вы думаете?

Ответ детей: Внимательных и умных, дружных детей боится колдунья.

Логопед: Покажем, какие мы умные.

2. Скажите, какие согласные звуки в слове "лень" ?

Ответ детей: (звук ль, звук нь ).

Логопед: Наведём порядок в лесу. Соберём все в корзиночки.

Если в слове есть мягкий согласный звук - то поднимем зеленый мячик;

Если твердый согласный звук - то поднимем синий мячик.

(Огонь, камень, ел, день, сидел, пень, угол, король.)

Хорошо, справились с заданием.

3. Загляните под пенечки. Что там?

Ответ детей: Картинки.

Логопед: Они с секретом. Посмотрите внимательно.

Назвать слова - картинки, которые заканчиваются на твердый, согласный звук.

Назвать слова - картинки, которые заканчиваются на мягкий, согласный звук.

Диван, медведь, гусь, дверь, насос, подсолнух, дом, букварь.

Молодцы! И с этим заданием справились.

4. Перестали звери учится в лесной школе. Только один не боится, ходит и ходит. Угадайте, кто это?

Трав копытами касаясь,
Ходит, по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (ЛОСЬ )

Поможем ему?

Ответ детей: Да.

Сели дети на места.

Составим его название из фишек. (Один ребенок-у доски, остальные - на местах.)

Назвать первый, второй, третий звуки.

Под звуки выкладываем буквы.

Читаем - лос. Есть такое слово? Почему? Какая - то загадка?

- Есть такая буква - мягкий знак,

Он не произносится, но часто в слово просится.

- Если в конце слова согласный слышится мягко, то пишем в конце мягкий знак.

- Как произносится звук С в слове лось?

Дети: мягко

- Какую букву поставим последней?

Дети: мягкий знак

Вывод: В слове л о с ь букв больше, чем звуков.

- На что похож мягкий знак?

Ответы детей.

- Выложить из шнурочка мягкий знак.

- Если бы ничего не было под рукой, как показать на пальчиках?

Дети показывают.

5. Пойдемте к солнышку (на магнитном мольберте )

- есть секрет - в этих лучиках слова

= Прочитали слово?

= А теперь добавим в конце ь.

= Что случилось со словом?

= Что было?

= Что стало?

Угол - уголь,

мол - моль,

мел - мель,

ел - ель

Пыл - пыль,

брат – брать,

вес – весь,

ясен – ясень,

кон – конь,

шест – шесть

сел – сель

плакат –плакать

кров – кровь,

стал - сталь

Очень хорошо! Умнички!

6. Физминутка на полянке. (Ой,кажется дождь начинается)

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Шлепаем по лужам.
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Зонтик нам не нужен.
Нам не страшен сильный дождь!
Лето наступило!
Ну, промокли мы. И что ж?
Будем мыться с мылом!

Дети идут по кругу друг за другом, шлепая ногами.

Останавливаются лицом в круг, смыкают руки над головой.

Выполняют прыжки на носочках, руки на поясе.
Тянутся вверх, раскинув руки.
Пожимают плечами.
Улыбаются. Показывают, как намыли вают руки.

7. Пока мы отдыхали, буква ь совсем замерзла от дождя. Давайте спрячем букву ь в середину слов.

“Спрячь мягкий знак в середину слова”

Давайте поиграем со словами и с буквой мягкий знак. Спрячьте мягкий знак в середину слова. (На доске карточка с напечатанными словами)

день

пень

окунь

зверь

огонь

уголь

конь

тополь

Измените, слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

Назовите предметы ласково во мн. числе.

(Задание выполняется устно. Получаются слова: деньки, пеньки, окуньки, зверьки, огоньки, угольки…)

Какой слог мы добавляли ко всем словам? (Слог ки.)

(На доске появляется карточка со слогом КИ.)

Давайте еще раз прочитаем слова.

день

пень

окунь

зверь                                   КИ

огонь

уголь

тополь

конь

8. Чтобы расколдовать лесную школу, нужно изменить первое слово, так чтобы в нем появился мягкий знак, для этого надо назвать его ласково: (игра с мячом)

1.Теплый дождь - тепленький дождь

2.Рогатый лось – рогатенький лось

3.Желтый тюльпан – желтенький тюльпан

4.Белый гусь – беленький гусь

5.Новый альбом – новенький альбом

6.Колючая ель – колюченькая ель

7.Острый камень – остренький камень

8.Горячий огонь – горяченький огонь

9.Светлый день – светленький день

10.Низкий пень –низенький пень

11.Толстый медведь – толстенький медведь

12.Черный уголь - черненький уголь

13.Малый окунь – маленький окунь

Справились, молодцы!

9. Давайте, ребята, "лень" заколдуем. Превратим это слово в кусочек слова, в слог.

Дети - олень, Оленька, Поленька,Коленька тюлень, Валенька, и т.д.

Злые чары распались - птички запели в лесу. Выросло дерево, в названии которого есть мягкий знак – яблонька. Мы помогли лесу.

10. Итог занятия. Что делали сегодня? Кому помогали? Какие задания выполняли?  Хорошо поработали. Молодцы.

Дети украшают яблоньку яблоками.

  • Если занятие понравилось - яблоки красного цвета,
  • Если не очень - зеленые,
  • Если совсем не понравилось - желтые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну О» в подготовительной группе.

Цель:- совершенствовать речевое общение детей в творческих и игровых ситуациях;- развивать правильное звукопроизношение....

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы.

Конспект занятия для автоматизации правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж....

Конспект НОД по обучению грамоте «Путешествие в мир звуков» в подготовительной к школе группе

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе, обучение выделению ударного слога,  проведение звукового анализа слов....

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в мир знаний" для детей подготовительной к школе группы

Конспект НОД по обучению грамоте для детей   подготовительной группы. Тема: «Путешествие в мир знаний»...

Конспект НОД по обучению грамоте "Путешествие в страну знаний" в подготовительной группе

Программное содержание:Закрепить умение определять местоположения звука в слове;Упражнять в звуковом анализе слов;Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;Закрепить понятие у детей дават...

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы.

Конспект занятия для автоматизации правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте " Путешествие в страну букв : буква К " в средней группе

Занятие посвящено знакомству с буквой К и звуком К, закреплению правильного произношения звуков К твердого и К мягкого, понятия "согласный" и " гласный" звук, определению места зву...