Образовательная деятельность по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе "КВН"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Данная методическая разработка ООД по обучению детей грамоте предназначена для воспитателей ДОУ. В конспекте содержатся упражнения на закрепление у детей умения производить звуко-буквенный анализ, закрепление графического изображения букв, обогащение словарного запаса. ООД с использованием ИКТ технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn.docx | 32.07 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu_po_gramote_dlya_publik.ppt | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе «КВН»
Программное содержание:
Образовательная область «Речевое развитие».
Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Цели: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
Задачи:
Образовательные:
• совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа слов: определять гласные, согласные(мягкий, твердый, глухой, звонкий) ; место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;
• закреплять графические образы изученных букв;
• обогащать словарный запас детей;
Развивающие:
• развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;
• развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом;
Воспитательные:
• создать хорошее настроение;
• воспитывать чувство товарищества, доброжелательное отношение, взаимопомощь друг к другу и героям сказки, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;
• воспитывать, желание говорить красиво, правильно;
• поощрять активность;
• формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Словарная работа:
звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.
Материал:
Демонстрационный: компьютерная презентация со сказочными персонажами и заданиями; музыкальное сопровождение «Фиксики», фоновая музыка;
Раздаточный: названия команд; веревочки красного и синего цвета; схемы для определения места звука в слове, парные предметные картинки; пятизвуковые схемы слов и фишки зеленого, синего и красного цветов;
СЛАЙД 1 (на слайде изображена заставка с буквами-человечками для введения в тему)
Ход занятия:
- Организационный момент. Дети и воспитатель стоят в кругу на ковре .
«Придумано кем-то просто и мудро
при встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! солнцу и птицам.
- Доброе утро! улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера».
Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать. Вы многому научились в детском саду, скоро пойдёте в школу, и сейчас мы проверим ваши знания и умения. Садитесь, пожалуйста, за столы. (Дети садятся за столы.)
- Объявление темы.
Воспитатель: Перед вами находятся названия команд. Прочитайте их и выберите, то которое вам больше всего понравилось. (Знайки, Грамотей, Умники, Почемучки)
- Итак, рады приветствовать команду «Знаек», «Почемучек»
– Сегодня в наш детский сад пришли необычные письма.
СЛАЙД 2 (на слайде изображены прибывшие конверты с письмами)
Это электронные сообщения. А вы хотели бы узнать от кого они?
- Основная часть.
Воспитатель: Давайте посмотрим от кого пришло первое письмо.
СЛАЙД 3 (на слайде изображена Фея Звуков)
Воспитатель: - Кто это?
- Это Фея Звуков
Фея Звуков: (послание озвучивает воспитатель)
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я добрая Фея, пришла к вам из сказки.
Волшебная палочка есть у меня.
Я рада приветствовать всех в этом зале,
Задание всем приготовила я!
СЛАЙД 4 (на слайде изображена картинка домика, в постройке которого спрятались буквы)
Воспитатель: - Ребята, это дом, в котором живет Фея Звуков. В постройке дома и во дворе спрятались разные буквы. Только вспомните, пожалуйста, чем буква отличается от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)
Какие бывают звуки и буквы? (гласные и согласные)
Команда «» отыщите гласные, которые спрятались в доме Феи Звуков и выложите буквы из красных шнурочков
Команда «» отыщите согласные, которые спрятались в домике Феи Звуков и выложите буквы из синих шнурочков . Время на выполнение задания – 3 минуты (песочные часы)
Команды работают (звучит музыка)
Воспитатель: -Давайте проверим, какие буквы вы отыскали.
Дети: АИОЮЕУ НМТПГД
СЛАЙД 5 (на слайде изображены буквы, которые прятались в постройке дома и схема для анализа звуков)
АИОЮЕУ
НМТПГД
- Какие две группы у нас получились? (гласные и согласные) .
- Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении, образуют слог) .
- Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог).
- Как вы думаете, мы справились с заданием Феи?
СЛАЙД 6 (на слайде изображен смайлик «класс»)
Фея Звуков: - Молодцы! Вы удачно справились с заданием!
Воспитатель: - Посмотрим, кто еще прислал нам письмо.
СЛАЙД 7 (на слайде презентации появляется изображение Незнайки)
Дети: Это Незнайка
Незнайка:
- Привет, друзья!
Все зовут меня Незнайкой,
Будто впрямь я глуповат.
Коротышки на лужайке мне и верить не хотят.
- Ребята, а вы мне верите?
- Тогда помогите мне разобрать слово по звукам и буквам.
СЛАЙД 8 (на слайде изображены Незнайка, картинки с книгой и белкой)
Воспитатель: - Назовите, что изображено на картинах? (книга, белка)
- Каждая команда составит звуковую схему к слову
Команда «» - «книга»
Команда «» - «белка»
Дети работают группами, а один участник дает подробный анализ каждому звуку
Воспитатель: - Какой первый? (К– согласный тв., глухой)
- Какой второй звук в слове » (Н– согласный, мягкий, звонкий)
- Какой третий звук в слове ? (И - гласный)
- Какой четвёртый звук в слове? (Г - согласный, твердый,звонкий)
-Какой последний звук в слове? (А-гласный)
- Сколько согласных звуков в слове ? (3 согласных звука). Назовите их (звуки К и Нь, Г).
- Сколько гласных звуков в слове (2 гласных звука)
- Какие это звуки? (и, а).
- Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «Книга» (два).
- Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).
Вспомним правило - «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».
- На какой слог падает ударение? (Кни).
- Назовите безударный слог? (га)
Слово «Белка»
Воспитатель: Давайте посмотрим, как Незнайка составил схемы.
СЛАЙД 9 (на слайде изображены звуковые схемы слов)
Воспитатель: Вы согласны?
- Значит, Незнайку зря называют глупым мальчишкой.
СЛАЙД 10 (с изображением смайлика «класс»)
Незнайка: - Молодцы, ребята, справились с заданием.
Воспитатель: - Посмотрим, кто нам пишет?
СЛАЙД 11 (на слайде презентации появляется Фиксик Нолик)
Воспитатель: Вечно маленький я самый
Хоть подрос чуть-чуть с утра
Но, похоже, не дорос,
Чтобы приняли всерьез.
Дома, средь друзей и в школе
Фиксиков всех младше – Нолик.
Предлагает сыграть в игру «Найди пару». Каждому участнику игры эмблема фиксиков, на обратной стороне – картинка. Внимательно посмотрите на картинку, произнесите это слово и определите с какого звука начинается это слово. Пока звучит музыка все игроки двигаются под музыку, но как музыка закончится, вы должны найти себе пару у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас. Звучит музыка, дети находят пару.
Арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи – облако, барабан – бубен, ворона-волк, енот-Емеля, якорь-яблоко, мыло-мышь, корова-кот, пила- пенал.
Воспитатель: - Какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)
Дети:
СЛАЙД 12 (Дети получают от Нолика похвалу в виде смайлика «класс»)
Воспитатель: - Кто же шлет нам следующее письмо?
СЛАЙД 13 (появляется слайд с изображением Буратино)
Дети: Это Буратино.
Воспитатель: Я - мальчишка деревянный
В полосатом колпачке.
Создан я на радость людям,
Счастья ключ в моей руке.
- А сейчас вас ждет следующее задание, слушайте внимательно.
СЛАЙД 14 (на слайде изображен Буратино и скороговорка)
Воспитатель: читает скороговорку
- Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке?
Дети: звук «Р»
Воспитатель: - Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова, и показываем место звука карточкой, где находится данный звук.
река, барабан, комар, радуга, сыр, арбуз размер
Буратино: - Молодцы, ребята, справились с заданием!
СЛАЙД 15 (на слайде смайлик «класс»)
Воспитатель: А сейчас мы сможем узнать, кто нам прислал последнее письмо.
СЛАЙД 16 (на слайде изображена Фрекен Бок)
Я была домоуправительницей
И вела дела всерьёз.
А теперь я домомучительница,
Водят все меня за нос.
Ребята, а вы узнали героиню эту?
Дети: Это Фрекен Бок.
СЛАЙД 17 (на слайде изображена Фрекен Бок и звуковая схема из трех звуков)
Воспитатель: Она предлагает вам поиграть в игру «Подбери слово». Посмотрите на схему, какие звуки должны быть в слове?
Каждая команда придумывает и по очереди называют слова к схеме : твердый согласный, гласный, твердый согласный.
СЛАЙД 18 (на слайде изображен звездный дождь)
Фрекен Бок: Молодцы! Вы порадовали меня!
СЛАЙД 19 (на слайде изображены конверты)
Воспитатель: - Ребята, мы прочитали все письма, я рада за вас, вы успешно выполнили все задания, которые приготовили вам сказочные герои.
- Рефлексия.
СЛАЙД 20 (на сладе изображена заставка буквы-человечки)
Воспитатель: - Какое задание понравилось больше всего?
- Какое задание показалось трудным?
Дети:
5. Подведем итог.
Воспитатель: Как хорошо быть грамотным на свете,
Всё знать и много так читать.
Ведь грамота - ступенька к свету,
Которую не нужно пропускать.
Спасибо вам за работу!
Использованная литература:
- Гербова В.В. «ФГОС Развитие речи в детском саду». М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
- Лободина Н.В. «ФГОС Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Подготовительная группа». Волгоград: Учитель, 2015
Интернет – ресурсы:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здравствуйте, дорогие ребята! Я добрая Фея, пришла к вам из сказки. Волшебная палочка есть у меня. Я рада приветствовать всех в этом зале, Задание всем приготовила я!
А И Ю О Е У Н М Т П Г Д
Привет, друзья! Все зовут меня Незнайкой, Будто впрямь я глуповат. Коротышки на лужайке мне и верить не хотят.
Б Е Л К А К Н И Г А
Вечно маленький я самый Хоть подрос чуть-чуть с утра Но, похоже, не дорос, Чтобы приняли всерьез. Дома, средь друзей и в школе Фиксиков всех младше – Нолик.
Я - мальчишка деревянный В полосатом колпачке. Создан я на радость людям, Счастья ключ в моей руке.
Я была домоуправительницей И вела дела всерьёз. А теперь я домомучительница, Водят все меня за нос.
С О К
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе «Аленушка» Тема: Приключения в Школе Волшебников
Программное содержание:-закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.- закрепить умение делить слова на слоги, определять количеств...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе Тема: «Ларец для Ивана-Царевича»
Целью данной деятельности является создание условий для закрепления знаний, умений и навыков по разделу: "Обучение грамоте"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе.
ТЕМА:Звуки [c ], [c’] и буква «С»...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе группе по "Сказке о матрёшках"
Образовательная область «Речевое развитие»; направление: 1) развитие словаря; 2) развитие связной речи; 3) формирование грамматического строя речи; 4) воспитание любви и интереса к художественному сло...
Конспект образовательной деятельности по обучению детей грамоте для подготовительной к школе группы "Волшебный цветок"
Конспект образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. Данная образовательная деятельность является итоговым мероприяием , на котором дети демонстрируют име...
Непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе с использованием личностно-ориентированной, игровой и здоровьесберегающей технологии по теме « Путешествие в страну знаний»
НОД по грамоте для детей подготовительной группы детского сада....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Ловушка Буквоеда» (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе....