ООД речевое развитие , дифференциация звуков С,З.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Подгрупповое занятие для детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_z-s_otkrytoe.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация З-С

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе

Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепление знаний о механизмах организации звуков [С] - [З], в слогах, в словах и в предложениях;
  • упражнение в употреблении слов со звуками [С] - [З]». в свободной речи.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики;
  • развитие звукового и слогового анализа и синтеза;
  • совершенствование фонематического восприятия и слуха;
  • обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] - [З];
  • развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • воспитание интереса к играм со звуками и словами;
  • развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Материалы: карточки с буквами С, З, звуковой домик,  предметные картинки на данные звуки; зеркала, мяч, наборы фишек для звукового анализа, индивидуальные карточки звоночком и наушниками.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему занятия.

3. Развитие фонематического восприятия.

4. Дифференциация в слогах.

5. Физкультминутка.

6. Дифференциация в словах.

7. Дифференциация в предложениях.

8. Итог занятия.

9. Оценка деятельности детей.

           Ход занятия:

1. Организационный момент.

Цель этапа: Создать положительный настрой и расположить детей к занятию.

– Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжать знакомится со звуками [C] и [З].

2. Введение в тему занятия.

– Дети, давайте вспомним песенки – звуки, которые вы хорошо знаете: С –С – С – песня холодного ветерка, З – З – З – песня комара.

Цель этапа: Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

Логопед читает текст, на звук «З» - звенит в колокольчик, на звук «С» издаётся глухой звук  погремушкой. Дети выполняют движения по тексту.

- Какое сейчас время года? Были вы ребятками, стали медвежатками.  (На начало стихотворения ребята на ковре изображают медвежат в берлоге).

           «Медведь»

Без нужды и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны,
И, наверно, видел
сны.
Вдруг про
снулся косолапый,   (садятся на ковре)
Слышит: каплет! -
Вот беда!
В темноте пошарил лапой     (движения руками)
И в
скочил -       кругом вода!                                (встают на ноги)
Заспешил медведь наружу:
Заливает — не до сна!             (показывают косолапую походку)
Выле
з он и видит:  лужи,
Тает
снег…  Пришла весна.  (поднимают руки вверх)
Автор: 
Ладонщиков Г.А..

3. Сообщение темы занятия.

Логопед: Сегодня на нашем занятии мы будем учиться различать на слух звуки [З] и [С]. Почему это важно для нас?  

Работа со словами-паронимами

Ребята, внимательно прочитайте слова: коса – коза. (написаны на доске)
– Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Чем  отличаются слова? 
(Слова отличаются только одной буквой, звуком [с]-[з], по смыслу).
– А чем они схожи? 
(Остальными буквами, звуками).
- Что будет, если вы букву З замените буквой С, и наоборот ?  
(Изменится смысл слова).

Попробуйте превратить глухой звук в звонкий:

Суп – зуб, роса – роза, лиса – Лиза.

Логопед: Значит надо уметь различать звуки на слух, чтобы хорошо понимать смысл услышанного и не допускать ошибки при письме.

4. Сравнение звуков по артикуляции

Проводится работа перед индивидуальными зеркалами (слайды 7-8).

– Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С]. 
[С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов –  принимает положение, как при звуке (И). При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочерёдно эти звуки).

5. Характеристика звуков. Игра «Цифровой ряд»

– Звук [С] – он какой? (Согласный, глухой, бывает мягким и твёрдым, на письме обозначается буквой С). 
– На что похожа буква С? 
(На половину овала, луну).

- Звук [З] – он какой? (Согласный, звонкий, бывает мягким и твердым, на письме обозначается буквой З)
– На что похожа буква З? 
(На змею, половину восьмёрки

– Чем они похожи? (Согласные,  могут  быть твёрдым или  мягким.)

– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)

Как доказать звонкость звука?  (два способа)

1.Чтобы почувствовать  звонкость согласного звука З, руку положим  на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

2. Ладошками закрыть ушки и произнести звук. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

4. Развитие фонематического восприятия.

Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].

а) Игра «Подвижные ладоши».

Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил

П, Т, К, С, Б, В, З, С, П, Х, Ф, С, Т, З, Г, П, С

6. Дифференциация в слогах.

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в слогах.

Игра «Назови лишний слог».

– Ребята, вы сейчас должны за мной чётко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

Са-са-са-са-за  (лишний слог ЗА)

Со-со-со-со-зо (лишний слог ЗО)

Су-су-су-су-зу  (лишний слог ЗУ)

Зы-зы-зы-зы-сы  (лишний слог СЫ)

Зи-зи-зи-зи-си  (лишний слог СИ)

Зу-зу-зу-зу-су  (лишний слог СУ)

7. Дифференциация в словах.

а) Упражнение «Звуковой домик»

– Перед вами лист с заданием. По выбору ребёнок называет  слово, определяем какой звук слышится («З» или «С») – показываем «секретик» - индивидуальные карточки с наушником и колокольчиком, таким образом  характеризуя  его (звонкий или глухой) и называет место выбранного звука в слове (в начале, середине или в конце). Соответствующим образом логопед  располагает предметную картинку в звуковом домике.

Дети выполняют задание. На слово со звуком С – называют картинки: сова, бусы, самолёт, собака, сом, солнце, сито, автобус, слон . На слово со звуком З – называют картинки: роза, замок, забор, зонт, корзина, зебра.

Если ребёнок выбирает картинки «зонт» и «сито», тогда делаем на схеме звуковой  анализ слова, делим на слоги, ставим ударение. (звуковую схему логопед выкладывает на доске с помощью цветных символов.)

Чтобы определить, сколько частей (слогов)  в слове – его надо отхлопать.

8. Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика:

На двери висит замок ( руки в замок, движения пальц.)

Кто его открыть бы смог.

Мы сначала постучали, (стучим ладошками),

Повертели, потянули, (вертим, тянем)

И теперь его открыли. (разжимаем пальчики)

9.  Упражнение «Найди лишнее слово».  (Проверяем  навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах).

– Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.

– санки, забор, сова, сок;

– роза, коза, ваза, нос;

– самолёт, сумка, стрекоза, суп.

– В каком слове встречаются оба звука?

Логопед выставляет картинки на наборное полотно.

9. Дифференциация в предложениях.

Цель этапа: Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков [С], [З] в предложениях.

а) Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями).

Сахар кусает Соню. Стол постелили на скатерть. Сапоги надели Саню. Бусы носят Соню.

Глаза закрыли Лизу. У зубов заболела Зоя. Гнездо залетело в фазана. Ваза завяла в хризантеме.

в) Последнее задание – это повторение за мной скороговорок.  При этом необходимо следить за произношением звуков [С] и [З].

– Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.

- Зое снится страшный сон – с Зоей рядом серый слон.

  • Вот и научились слышать звук в словах, предложениях, чистоговорках.

10. Итог занятия.

– Ребята, вам понравилось занятие?

– Какие звуки мы сегодня сравнивали?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

Логопед: Значит надо уметь различать звуки  на слух, чтобы хорошо понимать смысл услышанного и не допускать ошибки при письме.

- Что было самым трудным?

11. Оценка деятельности детей. Логопед оценивает работу детей и дарит всем звёздочки за хорошую работу.

12. Домашнее задание. Логопед предлагает детям контролировать произношение звуков [С] и [З]. (прятать язычок за нижние зубки) в слогах, словах и предложениях.

Список используемой литературы:

1  Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З], [З'], [Ц]. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, – 2003. – 64 с.

2 Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, – 1991. – 204 с.

3 Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевое развитие: дифференциация звуков и букв С-З

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области "Коррекционная работа" в подготовительной к школе группе на тему "Познавательно-речевое развитие: дифференциация звуков и...

Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Тема: Звуки «В - ВЬ».

Коррекционно-образовательные задачи.    Продолжать учить внимательно вслушиваться и различать звуки. Закрепление навыков:  чёткого произношения звуков «В - ВЬ» и  диффер...

Речевой материал «Дифференциация звуков [р ]- [рь ]- [л ]- [ль ] в словосочетаниях и коротких фразах»

Речевой материал "Дифференциация звуков [р] - [рь] - [л] - [ль] в словосочетаниях и коротких фразах"...

Презентация по речевому развитию Гласный звук У

Презентация по речевому развитию Гласный звук У...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением - ОНР, 3 уровень речевого развития. Дифференциация звуков Р, Р` в словах. Лексическая тема : "Путешествие в деревню Простоквашено"

Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р`] в словах.Задачи: Коррекционно-образовательные: Определение позиции звука в словах, обогащение словаря по лексической теме, закрепление произношения звуков [Р], [Р...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию "Дифференциация звуков р-л"

1. Вырабатывать умение различать звуки [р]-[л], опираясь на артикуляцию;2. Развивать умения в построении самостоятельных высказываний; 3. Расширять и обогащать лексический запас слов....

Конспект речевой пятиминутки "Дифференциация звуков -ш- и -ж-".

Данный конспект поможет воспитателю в игровой форме провести интересную пятиминутку на дифференциацию звуков -ш- и -ж-. проработать артикуляционный аппарат, закрепить произношение данных звуков, разви...