Рабочая программа по дополнительному образованию "Пишичитай-ка" (обучение грамоте)
рабочая программа по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему
Дополнительная программа социально-педагогической направленности составлена мной на основе программы Е.В. Колесниковой "От слова к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты". Программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет в детских учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pishichitay-ka_programma_dopobrazovaniya.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа 2101 подразделение 8
Рабочая программа по дополнительному образованию
«Пишичитай-ка»
(обучение грамоте)
Преподаватель Чолпан В.В.
Дополнительная программа социально-педагогической направленности составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет в дошкольных учреждениях. В программе соблюдается переемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную программу детского сада.
Содержание программы делится на два этапа.
I этап имеет следующие задачи.
1. Развитие фонематического слуха,
2. Развитие графических навыеов с целью подготовки руки к письму,
3. Развитие основных движений( упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики( упражнения для пальцев и кистей рук).
II этап имеет следующие задачи:
1. Развитие звуко-буквенного анализа,
2. Развитие фонематического восприятия,
3. Формирование первоначальных навыков чтения,
4. Подготовка руки ребенка к письму.
Программа по обучению грамоте снабжена необходимыми материалами:
Технологией по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой,
Комплектом методических пособий к программе,
Рабочими тетрадями для детей 4-5 «От слова к звуку» и для детей 5-6 лет «От А до Я», Демонстрационным материалом по развитию звуко-буквенного анализа,
Сценариями учебно-игровых занятий.
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Пишичитай-ка» имеет способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребенка. Программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве». Программа опирается на федеральный закон «Об образовании» и соответствует ФГОС ДО.
В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный Комплексный подход требует взаимодействия разных наук
(психолингвистики, педагогики, языкознания).Теоретический подход
основывается на представлении о закономерностях речевого развития
дошкольников. При личностном подходе рассматривается пр
оцесс обучения
детей с учѐтом их психофизиологических особенностей. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Комплексный подход требует взаимодействия разных наук
(психолингвистики, педагогики, языкознания).Теоретический подход
основывается на представлении о закономерностях речевого развития
дошкольников. При личностном подходе рассматривается пр
оцесс обучения
детей с учѐтом их психофизиологических особенностей.
Актуальность программы.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в
школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения,а также способствуетразвитию мелкой моторики и
зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при еѐ реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Цель программы
Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и
подготовки ихк усвоению грамоты, слоговому чтению.
Правильная
подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо
единиц письма (слогов, слов, букв), точность, видение границ и аккуратность при письме.
Задачи программы
:
Образовательные:
-Формирование и развитие фонематического слуха
-Развитие произносительных умений
-Учить детей владеть звуковой стороной речи –
темпом, интонацией
-Знакомство со слоговой структурой слова
-Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
-Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
-Расширение словарного запаса детей
-Знакомить с графическим изображением буквы;
-Учить соотносить звук и букву;
-Формирование и развитие звуко -буквенного анализа
-Подготовка руки ребѐнка к письму
-Упражнять в аналитико-синтетической деятельности ;
-Формировать элементарные графические умения;
-Познакомить с изображением буквы;
-Упражнять печатать буквы, слоги ( по образцу);
Развивающие:
-Развитие слухового восприятия
-Развитие графических навыков
-Развитие мелкой моторики
-Развивать
мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;
-Развивать глазомер,четкой координации руки;
Воспитательные:
-Воспитание умения работать
-Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
-Воспитаниенравственных качеств, а именно терпимости,
доброжелательности по отношению к окружающим
-Прививать элементарные гигиенические правила письма;
-Воспитывать усидчивость;
-Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Включают в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным матерниалом, игровыц занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, физкульминутки. Длительность занятия 45 минут с учетом организационных моментов.
Программный материал по подготовке детей к обучению грамоте Развитие фотнематического слуха у детей4-5 лет»
Основной материал изучения первого этапа— звучащее слово, слоговая структура слова, графическое изображение слова, правильное произношение звуков в слове, интоннационное выделение звука в слове.
Программа первого этапа.
1. Развитие фонематического слуха.
- знакомство с терминами «слово» и «звук»,
-знакомить с тем, что слова звучат по-разному и похоже,
-уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С- СЬ», «З-ЗЬ», «Ц», «Ш», «Ж»,
«Ч», «Р-РЬ», «Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Б-БЬ», «К-КЬ», «Д-ДЬ», «Т-ТЬ» изолированно, в словах и во фразовой речи.
-познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги,
-познакомить с простейшим моделированием (слово можно обогзначить прямоугольником),
-формирование умения различать твердые и мягкие согласные.
-учить определять и изолированно произносить перый звук в лове,
-учить способам интоннационного твыделения звука в слове,
2. Развитие графических навыков.
-рисовать вертикальные и горизонтальные линии,
-рисовать округлые линии,
заштриховывать различные предметы.
3. Развитие мелкой моторики(упражнения для пальцев и кистей рук).
-способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук.
Перспективное планирование I этап октябрь-январь.
Октябрь.
- Знакомство с многообразием слов, сравнение слов по звучанию, знакомствот с протяженностью слов (длинные и короткие), рисование иголок ежикам.
- Знакомство с протяженностью слов, их звучанием: звонко, громко, тихо, знакомство с ритмом слова (деление слов на слоги), рисование солнышка
- Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках.
- Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках, Игра «Пирамида».
- Знакомство с моделированием слова, деление на слоги, рисование прямых линий, знакомство с листом в клетку.
- Знакомство с многообразием слов, определение первого звука в слове, выделение голосом звука, рисование дорожек в тетради в клетку, заучивание стихотворения Я.Козловского.
- Звуки «С-СЬ» («песенка большого и маленького насоса»), знакомство с твердыви и мягкими согласными, подбор слов с элементарной рифмой, раскрашивание листиков у березы, заучивание стихотворения Г.Сапгира
- Моделирование слова, рисование прямоугольников, деление слов на слоги, игра «Повтори ритм»,
Ноябрь
- Звуки «З-ЗЬ» (песенка большого комара маленького комарика), знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б.Заходера, рисование ушей зайчикам..
- Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках.
- Звук «Ц», рисование огурцов, заучивание стихотворения Г.Сапгира. Игра «Пирамида», чтение небылиц, нахождение несоответствий.
- Звук «Ш» (песенка ветра), рисование шариков, заучивание потешки, рисование узоров в тетради в клетку.
- Звук «Ж» (песенка жука), моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко.
- Звуки «Ш-Ж», моделирование, рисование щеток, заучивание стихотворения С. Михалкова.
- Звук «Ч», молелирование, нахождение различий в двух похожих картинках, заучивание потешки, рисование узоров в тетради.
- Звуки «Ч-Щ», можелирование, нахождение различий в похожих рисунках, заучивание потешки.
Декабрь
- Звуки «Р-РЬ», закрашивание предметов, заучивание стихотворения О.Высотской.
- Звуки «Л-ЛЬ», моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е.Александровой.
- Звуки «М-МЬ», рисование мишки, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной
- Звуки «Б-БЬ», моделирование, заучивание стихотворения Г.Сапгира, рисование бус
- Звуки «К_КЬ», закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д.Хармса.
- Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, рисование чередующихся узоров в тетради в клетку.
- Звуки «Г-К», моделирование, закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной.
- Звуки «Д-ДЬ», моделирование, рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В. Берестова.
Январь
- Закрепление звуков «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ», повторение стихотворений, моделирование, раскрашивание предметов.
- Закрепление. Звуки «Р-РЬ», «Ш», моделирование, рисование узоров в тетради в клетку.
- Закрепление. Звуки»Л-ЛЬ», «Б-БЬ», моделирование, рисование березки, повторение стихотворений.
Показатели развития.
Ребенок
-произносит звуки изолированно,
-различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие слова,
-делит слова на слоги,
-дифференцирует твердые и мягкие согласные, назвает их изолированно,
-определяет первый звук в слове (без призвукка гласного)
-произвольно регулирует силу, темп, речевое дыхание,
-рисует вертикальные, горизонтальные и округлые линии, видит линию на листе в клетку,
-выполняет упражнения для рук и кистей.
Программый материал по подготовке детей к обучению грамоте «Развитие звуко-буквенногог анализа у детей 5-6 лет»
Основной материал изучения второго этапа — звуки, буквы, слова, предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами, предложениями.
Программа второго этапа.
-развития фонематического слуха,
-обогащение словарного запаса дошкольников,
-развитие грамотности
-умение обобщать, анализировать, мыслить, рассуждать.
-развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
Перспективное планирование второго этапа.
Февраль.
- Знакомство с гласным звуком А. Схематическоеизображение в слове (красный квадрат в прямоугольнике) и буква «А». Графическое изовражение звука в слове. Различение звука и буквы. Рисавание матрешек. Место звука в слове.
- Звук и буква «О». Графическое изображениезвука «О». рисование мячкй, написание буквы в клетке. Игра «Сема-слово»
- Звук и буква «У». Графическое изображениезвука. Рисование крючков, написание буквы «У». Игра «Соедини правильно».
- Звук и буква «Ы». Графическое изображение звука «Ы». Игры «Слово, схема», «Ну-ка, буква, отзовись».
- Звук и буква «Э». Написание буквы «Э» в клетке. Игры «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше».
- Закрепление пройденного материала, написание и чтение слогов АУ, УА. Игры «Кто в каком домике живет», «Закрась правильно», «Звуки и буквы».
- Звук и буква «М», написание буквы «М», чтение слогов. Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые домики». Чтение слов «мама» и «мыло». Знакомство с ударением.
- Звук и буква «Л». Написание буквы «Л», чте5ние слогов. Игры «Схема-слово», «Раздели правильно». Графическое изображениезвука «Л».
Март
- Звук и буква «Н», написание буквы «Н», чтение слогов. Игры «Соедини правильно», «Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет»,
- Звук и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. Игры «Подсажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги»,
- Закрепление пройденного мактериала. Игры «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно», «Звук и буква».
- Буква «Я», написание буквы»Я», чтение слогов, знакомство с твердыми и мягкими согласными. Игры «Загадки и отгадки», « Как зовут девочку». Чтение предложения и его графическая запись.
- Буква «Ю», написание буквы «Ю». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Чтение слогов и их графическая запись.
- Буква «Е», написание буквы «Е», чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко».
- Буква «Ё», написание буквы «Ё». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко».
- Изук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры « Загадки и отгадки», «Определи тместо звука в слове», «Предмет, схема, слово».
Апрель
- Закрепление пройденного материала. Твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Кто больше», Чтение предложения.
- Звуки «К-КЬ», «Г-ГЬ». Буквы «Г-К». написание букв «Г-К». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Слово-схема». Составление предложения и его графическая запись.
- Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Буквы «Д-Т». Написание букв, чтение слогов, предложений. Игры «Загадки-отгадки», «Узнай, какой звук потерялся».
- Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы В-Ф. Написание букв, чтение слогов. Игры «Подсажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов знаками, фонетическийй разбор слова.
- Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы З-С. Написание букв, чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай». Фонетический разбор слова.
- Звуки «Х-ХЬ», буква «Х». написание буквы, чтение слогов, слов, предложений. Игры «подсажи словечко», «Закончи предложение».
- Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б-П», написание букв, чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение предложений.
- Звуки «Ж-Ш». Написание букв. Чтение слогов. Игры «Подсажи словечко», «Предмет, слово, схема», запись и чтение слогов.
Май.
- Звуки и буквы «Ч-Щ». Написание букв, чтение слогов, стихотворение. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонетический разбор слов.
- Звук и буква «Ц». Написание ьуквы. Чтение логов, стихотворения. Игры «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались».
- Звук и буква «Й». Написание буквы. Чтение слов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Предмет. Слово, схема».
- Буква «Ь». Написание буквы. Чтение слов, стихотворения, фонетический разбор слов. Игры «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово».
- Буква «Ъ». Написание буквы.. Чтение слов, стихотворения. Игры «Слово, схема», Звук, буква, слово», «Найди букву».
- Закрепление пройденного материала. Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки».
- Закрепление пройденного материала. Игровые упражнения. «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и напиши предложение», Игра «Подскажи словечко».
- Закрепление пройденного материала. Чтение стихотворения. Знакомство с алфавитом.
Показатели развития.
К концу года ребенок может:
-знать буквы русского алфавита,
-писать буквы русского алфавитав клетке,
-понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»,
-определять место звука в слове,
-различать гласные, твердые и мягкие слогласные,
- пользоваться графическим обозначением звуков ( гласные — красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат)
-соотносить звук и букву,
-проводить звуковой анализ слов,
-читать слоги, слова, небольшие тексты,
-правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение».
-составлять предложение из двух, трех слов.
Список литературы.
1. Е.В. Колесникова. «Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Изд. «Ювента», М., 2007г.
2. М.Д.Маханева «Подготовка к обучению грамоте днтнй 4-5 лет» Творческий центр «Сфера», М. 2007
3. М.А. Полякова «Как научить ребенка читать и писать» Изд. «Айрис-пресс»,М. 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»
Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Рабочая программа по подготовке к обучению дошкольников грамоте «УМНЫЕ ЗВУКИ» подготовительной группы «Капельки», как приложение к основной рабочей Программе.
Эта рабочая Программа, разработана как приложение к основной рабочей Программе подготовительной группы нашего ДОУ и содержит календарно - тематический план, и план образовательной деятельности по подг...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...
- Мне нравится (2)