Обучение грамоте в старшей группе
статья по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольного детства? Конечно нет! Если система воспитания и обучения дошкольников в детском саду должна быть подчинена конечной цели - подготовке к обучению в школе, то необходимо говорить также и о специфике обучения не только в подготовительной к школе, но и в старшей группе детского сада, или специфике умственного воспитания детей во второй половине дошкольного детства. Исследования, ведущиеся в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР под руководством Н. Н. Поддьякова, показали, что «наиболее существенные сдвиги в умственном развитии ребенка являются результатом усвоения не каких-либо отдельных знаний и умений, а определенной системы знаний, соответствующие возрастным возможностям детей. В своей работе по обучению грамоте детей в старшей группе мы определили основные этапы:
1.формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка;
2.обучение их звуковому анализу слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_v_starshey_gruppe.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте в старшей группе
Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольного детства? Конечно нет! Если система воспитания и обучения дошкольников в детском саду должна быть подчинена конечной цели - подготовке к обучению в школе, то необходимо говорить также и о специфике обучения не только в подготовительной к школе, но и в старшей группе детского сада, или специфике умственного воспитания детей во второй половине дошкольного детства. Л.С. Выготский указывал на то, что необходима «резкая дифференциация обучения во второй стадии дошкольного возраста по сравнению с первой стадией дошкольного возраста». Только такой подход может сделать действительно эффективным умственное воспитание дошкольников.
Исследования, ведущиеся в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР под руководством Н. Н. Поддьякова, показали, что «наиболее существенные сдвиги в умственном развитии ребенка являются результатом усвоения не каких-либо отдельных знаний и умений, а определенной системы знаний, соответствующие возрастным возможностям детей. Опираясь на данные советских психологов, свидетельствующие об особом «чутье» ребенка 4—5-летнего возраста к языку (Л.С. Выготский, Д.Н. Богоявленский), подготовку детей к школе целесообразно начинать не в подготовительной к школе, а в старшей группе детского сада. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, ребенок, как говорит Д. Н. Богоявленский, как бы теряет свои «лингвистические способности». Введение ребенка в языковую действительность в момент наиболее острого «языкового чутья» является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.
В своей работе по обучению грамоте детей в старшей группе мы определили основные этапы:
1.формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка;
2.обучение их звуковому анализу слова.
Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.
Обучение детей звуковому анализу слова следует начинать с определения последовательности звуков в нём. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова жук ребёнок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жуК.
Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово даёт возможность картина-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок – предмет, название которого ребёнок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.
Рисунок помогает ребёнку видеть предмет, название которого анализируется. Схема даёт возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребёнок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клеточки – и он увидит, что где-то ошибся. Модель слова, которая получается в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребёнок ведёт указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.
Таким образом, при обучении детей звуковому анализу слова мы должны дать им средства для его проведения и научить ими пользоваться: схема звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Логопед или воспитатель произносит слово с интонационным выделением первого звука, дети вслед за ним произносят слово так же, ведя указками по своим схемам и задерживая указки в первой клеточке. Затем логопед называет первый звук так, как он слышится в слове (если слово звучит как ммак, то «м», а если Кит, то «кь»), одновременно ставит в первую клеточку фишку. После этого, ведя указкой под схемой, логопед интонационно выделяет второй звук, задерживая теперь указку во второй клеточке (слово произносит каждый раз полностью), называет второй звук изолированно (маак – «а», киит - «и») и фиксирует его фишкой. Точно также выделяется и третий звук. Вначале любой выделенный звук обозначается фишками одного цвета – серыми.
Логопед проводит звуковой анализ слова только на первом занятии, когда знакомит детей со всеми средствами его проведении. В дальнейшем они сами делают с помощью логопеда. Для этого к доске можно вызвать одного ребёнка, который найдёт все звуки слова. Можно вызывать на каждый звук по очереди: один находит первый звук в слове, фиксирует его фишкой и садится на место, другой – находит второй звук и т.д. Также знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем». Самое большое внимание нужно в этот период сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с движением указки под схемой.
Основой будущего грамотного письма без пропусков служит хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребёнок последовательно движется от первого звука к последнему. Необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове могли изолированно назвать его так, как он звучит в слове, а не с призвуком гласного звука (ма, рэ и т.д.). Это мешает различать твёрдые согласные от мягких.
Когда дети овладеют навыками проведения звукового анализа простых слов, значит пора знакомить их с гласными звуками. Логопед должен объяснить, что при произнесении этих звуков воздушная струя проходит свободно, не встречая препятствий, «не мешают» - ни зубы, ни губы, ни язык. Дети должны найти гласные звуки в уже ранее проанализированных трёхзвуковых словах (дом – «о», кит – «и», пар – «а»). Логопед говорит, что эти «необыкновенные» звуки, которые мы произносим громко, полным голосом, называются гласными и, разбирая слова, их нужно обозначать красной фишкой.
На следующих занятиях надо знакомить детей с согласными звуками, объяснить, что произнесению этих звуков всегда что-то «мешает» - губы, зубы или язык. Например, при произнесении звуков «м», «мь» - мешают губы; «с», «сь» и «з», «зь»- мешают зубы и т.д. Следует сказать детям, что некоторые согласные звуки можно протянуть, спеть (ммм) или громко крикнуть (ррр), и этим они похожи с гласными, но обязательно при их произнесении во рту встречаются преграды. И это главная отличительная особенность согласных звуков.
Теперь следующий этап – логопед вводит названия твёрдых и мягких согласных звуков. Он говорит детям, что большим братцем мы будем называть твёрдый согласный звук и будем обозначать его синей фишкой, а маленьким – мягкий согласный звук, его будем обозначать зелёной фишкой. В процессе овладения звуковым анализом слова дети убеждаются в том, что звуки «ж» и «ш» не имеют мягкой пары (маленького братца), а у звуков «й» и «ч» нет твёрдой пары (большого братца).
И только теперь, когда дети знакомятся с гласными, твёрдыми и мягкими согласными звуками следует переходить к анализу четырёхзвуковых слов разного состава: роза, слон, аист, лист, паук. Более уверенно ориентироваться в звуковой системе языка детям поможет сравнение состава слова с предыдущим, их сходства и различия. Картинки-схемы на столах можно заменить схемами звукового состава слова или полосками бумаги без рисунков.
Когда дети научатся различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением на первом слоге (каша, мишка), затем – на втором слоге (коза, лиса). При выделении ударного слога педагог должен произносить слово целиком, а не по слогам (иначе получится столько ударений, сколько в слове слогов). Также можно предложить ребятам произносить слово быстро и тихо, или шёпотом. В этом случае ударный слог станет более различимым.
Вслед за ударным слогом следует знакомить детей с ударным гласным звуком и учить выделять его в слове. Определяя ударный гласный звук, ребёнок наглядно ориентируется на звуковую структуру слова и может точно обозначить место ударения. Гласный ударный звук можно обозначать фишкой чёрного цвета. Следует обратить внимание, чтобы дети правильно ставили ударение, так как перенос ударения с одного звука на другой делает слово бессмысленным или меняет его (за́мок – замо́к).
Также в процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением, учатся составлять предложения из 2 – 4 слов. Дети должны научиться делить предложения на слова, называть их по порядку, добавлять или заменять слова в предложении.
В результате дети заканчивают программу старшей группы, обладая следующими знаниями и умениями:
1. Умеют провести звуковой анализ практически любого предложенного слова.
2. Различают гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
3. Свободно ориентируются в звуковой структуре слова, подбирают слова по предложенным моделям.
4. Знают все гласные буквы и умеют объяснить правила написания гласных после мягких согласных звуков.
Список литературы:
- Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте», «Школьная Пресса», М., 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» (обучение грамоте) в старшей группе на тему: «Веселая грамота»
конспект НОД...
Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"
Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с ...
Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»
Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"
Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....