Картотека игр по грамоте 1
картотека по обучению грамоте на тему
Предварительный просмотр:
- ИГРА «НАЗОВИ СЛОВО»
В окружающей обстановке дети находят предметы, в названия которых есть заданный звук.
- «ТЕЛЕГРАФ»
Дидактическая игра
Воспитатель произносит одно-, двухсложные слова, например: дом, сад, лёд, мама, рама и т.д., а вызванный ребенок отхлопывает в ладоши количество слогов в слове – « передает дальше слово по телеграфу » (и т.д. цепочкой).
- ИГРА «УГАДАЙ ЗВУК»
Все дети становятся в круг. Воспитатель в кругу с мячом или любой другой мягкой игрушкой. Он произносит слова с заданным звуком, и без него. Если в слове есть заданный звук – мяч или игрушку следует поймать. (Интонационно это звук выделяется.)
- «КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ»
Фонетическая игра
Дидактическая задача. Развивать фонематический слух детей; формировать умение слышать в словах звук О.
Оборудование. Фишки.
Содержание. Дети, прослушав скороговорку:
На то Хавронье и дано рыло, чтобы она землю рыла, - подсчитывают и называют слова со звуком О. Побеждает тот, кто назовет больше слов.
- ИГРА «МАМИНА СУМКА»
Воспитатель спрашивает, какие продукты принесла мама из магазина, если покупала только такие, в названиях которых слышится звук М?
Масло, молоко, мороженое, макароны, маргарин, мясо, манка.
Также со звуком К.
Картофель, макароны, укроп, конфеты, колбаса, пирожки.
- «КТО, ЧТО УСЛЫШАЛ»
Фонетическая игра.
Дид. задача. Дать представление о звуках окружающего мира.
Оборудование. Ширма, колокольчик, барабан, стакан, кастрюлька, деревянная ложка, чайная ложечка.
Содержание. Один из детей за ширмой звонит в колокольчик, стучит ложечкой по стеклянному, металлическому или деревянному предмету, барабанит и т.д. Дети говорят, что они слышат, по звуку определяют предмет.
- «КТО ЗАПОМНИТ БОЛЬШЕ СЛОВ СО ЗВУКОМ С»
Фонетическая игра.
Читать 2 раза. Первый раз – для осмысления текста; второй – для запоминания слов с заданным звуком.
Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усталый сам, спят и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пес.
Смолкли скрипы, песни, смех.
Сон в страну свою унес всех.
- ИГРА «НАОБОРОТ»
Дид. задача. Обогащать лексику словами – антонимами.
Содержание. Воспитатель произносит определенные слова, дети должны назвать слово с противоположным значением. Например: высоко – низко, узкий, вперед, добрый, вежливый, аккуратный, ленивый, начало и т.д.
- ИГРА «С КОЧКИ НА КОЧКУ»
Оборудование. «Болото» - зеленый лист бумаги большого формата. На нем находятся буквы – «кочки».
Воспитатель: Кукла Мальвина пошла в лес собирать клюкву. Там было большое болото. Ведь клюква на болоте растет.
На болоте нет дорог,
Я по кочкам – скок да скок!
Мальвина «прыгает» с кочки на кочку, т.е. с буквы на букву, а дети составляют слова с этими буквами.
- ИГРА «ЖИВЫЕ СЛОГИ»
Дид. задача. Развивать у детей навык чтения слогов, воспитывать сосредоточенность.
Сод – е. 6 человек строятся в две шеренги – по 3 в каждой. Детям, находящимся слева дают согласные буквы, а находящимся справа – гласные.
По сигналу дети сходятся парами, поворачиваются лицом к остальным детям, и те читают образовавшиеся слоги и договаривают их до целого слова.
- «ДОБАВЬ СЛОГ»
Фонетическая игра.
Дид. задача. Формировать механизм деления слов на слоги.
Сод – е. Дети играют парами: один ребенок называет слог, другой составляет с этим слогом слова.
Право начинать игру предоставляется по очереди. Выигрывает тот, кто придумал больше слов с этим слогом.
- ИГРА «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА»
Придумать какое-нибудь слово.
Сколько мы слышим звуков?
Сколько видим букв, обозначающих эти звуки?
Сколько слогов? Прохлопайте слоги.
Какой первый слог? Второй?
Какой слог ударный?
- «ПОЛУБУКОВКА»
Графическая игра.
Дид. задача. Распознавать и запоминать форму букв.
Обор – е. ширмочка, буквы большого формата, кусок картона.
Сод – е. воспитатель медленно выдвигает из-за ширмочки часть буквы. Дети должны мысленно дорисовать контур буквы по памяти и назвать ее. После того как буква будет названа, воспитатель показывает ее полностью.
- «КТО, КТО В ТЕРЕМОЧКЕ ЖИВЕТ?»
Фронтальная работа по слоговой таблице
Дид. задача. Учить детей составлять и читать слова, состоящие из прямых слогов.
Обор – е. Слоговая таблица, картонный теремок с окошечком.
Сод – е. Воспитатель прикладывает теремок к слоговой таблице. Дети видят в окошечке прямой слог и читают его. Воспитатель быстро передвигает теремок к следующему слогу, который также прочитывается. Выясняется, какое слово прочитано.
- «СБЕРИ РАЗНЫЕ СЛОВА»
Дид. задача. Упражнять детей в составлении и чтении разной слоговой структуры; развивать сообразительность.
Обор – е. Касса слогов, наборное полотно, индивидуальные кассы слогов.
Сод – е. Детям даётся задание: составить как можно больше слов разной структуры из имеющихся букв. Один из детей составляет слова на фланелеграфе из букв большого формата, остальные работают со своими кассами.
- ИГРА «КАПИТАНЫ»
Дид. задача. Упражнять детей в составлении и чтении слогов.
Обор – е. Рисунок, изображающий берег моря, два кораблика, буквы большого формата.
Сод – е. На «берегу моря» устанавливаются гласные буквы – порты. Дети – капитаны, держа в руках кораблики с прикрепленными согласными буквами, подводят кораблики, каждый к своему порту – гласной букве, и читают при этом получившийся прямой слог.
- «КОМУ ЭТО НУЖНО?»
Лексическая игра
Дид. задача. Учить детей употреблять в своей речи слова, обозначающие профессии и необходимые для этой профессии предметы.
Сод – е. Воспитатель бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что нужно врачу?» Возвращает мяч, играющий называет нужные предметы.
- «НАЙДИ ПОДХОДЯЩЕЕ СЛОВО»
Лексическая игра
Дид. задача. Вводить в активный словарь детей слова, относящиеся к одной части речи (сущ., прил.).
Сод – е. Воспитатель произносит часть предл – я, а дети должны закончить его. Например, Маме купили платье…; На клумбе растут красные, …, …, и т.д. цветы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте
Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».
АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок поп...
занятие по обучению грамоте "Посылка от феи Грамоты"
Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте...
Почетные грамоты ,грамоты ,благодарственные письма
Мое потфолие Собранное за 11 лет...
Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»
Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме. Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».
-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...