Грамота. "Знакомство со звуко [у]"
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа) на тему

Голыбина Наталья Сергеевна

Знакоство со звуком [у ] и выделение звука в начале слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по грамоте

Для детей 4-5 лет на тему: «Знакомство со звуком  [у]"

Цель:

 «Знакомство с гласным звуком [у] и выделение звука в начале слова»

Задачи:

  - Познакомить со звуковичком [у], акустическими и артикуляционными особенностями звука;

-Развивать внимание;

-Развивать логическое мышление;

- Развивать диалогическую форму общения;

-Учить делать простейшие умозаключения;

-Учить выделять звук [у] в начале слова;

-учить различать звуки [а] [у] на основе зрительного восприятия артикуляции этих звуков;

-Продолжать знакомить с понятием звук.

 1.Орг.момент.         

Артикуляционная гимнастика. «Сытый хомячок» ,«Голодный хомячок» (стоя на ковре).

Воспитатель предлагает ребятам поиграть  в Сытого хомячка (надуть обе щеки).
Вначале педагог показывает детям картинку хомячка с надутыми щечками и картинку хомячка с втянутыми щечками и рассказывает, как выполняется арт.гимнастика, затем показывает на себе.

Воспитатель надувает щеки, как у хомячка, затем это задание выполняют все ребята.

 И поиграть в голодного хомячка( втянуть щеки) ,воспитатель показывает, как правильно втянуть щеки и это же задание выполняют дети и так арт. Гимнастика чередуется три раза, то щеки надувают и насчет пять( показывание загибание пальцев на руке) меняют положение щек с надутых на втянутые.

2.Речевое упражнение. «Что мы слышим»(сидя на стульчиках)

Педагог предлагает сесть детям на стульчики и внимательно послушать разные звуки. Воспитатель:

- Тихо, тихо посиди, посиди послушай.

- Что вы услышали?(шаги, стук двери и т.д.)

Воспитатель играет на металлофоне. Задавая детям вопросы:

- Что вы услышали?(звук)

- А какой это звук?(музыкальный)

-А звуки мы можем увидеть?(нет)

-А услышать?(да)

А еще есть звуки с помощью которых мы разговариваем друг с другом.

3. Речевое упражнение.

«Знакомство со звуковичком [у]»( сидя на стульчиках у доски).

Воспитатель предлагает ребятам встретить гостей. Приход гостей куклы - принцессы в красном платье- Принцесса Гласа. Воспитатель предлагает детям  вспомнить, какое любимое занятие у Гласы (Гласа любит петь песенки).

Воспитатель:

- Ребята, есть особые звуки в звуковом царстве - их можно слышать и произносить.

Сегодня к нам пришла Принцесса Гласа пришла она не одна. Принцесса Гласа привела с собой своего слугу – звуковичок [у]( показ картинки паж в красной одежде, у которого рот открыт с вытянутыми губами- трубочкой произношении звука [у]).

- Слуга Гласы умеет петь , -рот делает дудочкой.(показ звуковичка).

-Ребята, вы догадались , как он поет?.Он поет песенку [у-у-у-у]

(все вместе хором поем), ( Дети при произношении звука (у) подносят ладонь ко рту, этим самым дети проверяют , как выходит ветерок( воздух) свободно или с преградой).

-Как ветерочек выходит? Свободно или нет?(свободно).

-давайте подставим ладонь ко рту. Теплый ветерок выходит свободно, ему ничего не мешает во рту.

-Ребята, что делают мои губы, когда я говорю этот звук?

Дети:

-Губы дудочкой.

Воспитатель:

-Мы можем его долго тянуть?

Дети:- да

Воспитатель:

-Вот поэтому мы говорим, что слуги Принцессы Гласы "Поют песенку", давайте еще раз вместе споем песенку [у-у-у-у]. (дети вместе пропевают звук(у)).

4. Речевое упражнение"Узнай по описанию"(Сидя около доски)

Педагог предлагает детям поиграть в игру.

Педагог:

- Я  для вас загадаю загадки про слова.

-Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? - (показ утки)

-На узкой дорожке — 
Голова да рожки. 
Кто так медленно ползёт, 
На себе свой дом везёт?(показ улитки)

-Наклонилась над рекой — 
Уговор у них такой: 
Обменяет ей река 
Окунька на червяка.(показ удочки)

Каждое слово начинается со звука [у].

-Послушаем себя, правда ли, что слово начинается со звука [у]?

Вместе с детьми произнесем , интонируя звук у-у-у-утка

-Какой звук слышим в начале слова?( в начале слова слышим звук [у]).Слово, называющее предмет начинается с гласного звука [у].

Педагог хвалит детей.

5. Упражнение малой активности «Остановка-звук» (на ковре).

Воспитатель:

-Ребята, наш звуковичок [у] предлагает нам отправиться в путешествие на поезде. Становитесь в круг.

 Воспитатель с детьми отправляются в путешествие на поезде.

Воспитатель:

-Ребята, послушайте правила игры,вы. Как только – вагончики услышат слово, начинающееся со звука [у] – то вагончики останавливаются.

Если вагончики слышат слово, начинающееся со звука [а] – двигаются по кругу. Путешествие началось, воспитатель говорит слова: Улитка, арбуз, удочка, аист, автобус, автомобиль..

-Почему вы остановились?(Дети:услышали звук  [у]). И так путешествие продолжается пока не закончатся запланированные слова для задания.

Воспитатель вновь хвалит детей.

6.Итог

Подводим ребят к обобщениям. Оценка деятельности детей педагог осуществляет по ходу личностных проявлений детей в ходе выполнения упражнений.

Воспитатель:

-Ребята, вы сегодня молодцы!

-Ребята кто к вам сегодня приходил в гости? Принцесса Гласа и его слуга. Звуковичок [у].

Давайте вспомним, какое любимое занятие у Принцессы Гласы?

Воспитатель предлагает попрощаться с гостями, называя их по имени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе. Тема: 1.Обучение грамоте «Знакомство со звуком (ш) и буквой Ш». 2. Лепка «Лиса и кувшин»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе.Тема:  1.Обучение грамоте «Знакомство со звуком (ш) и буквой Ш»....

НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой И"

Тема: звук [и], буква и.Цели:-познакомить детей с гласным звуком  [и],-познакомить детей с буквой и,-познакомить детей с термином «предложение», с его графическим изображением,- развитие вн...

НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой И"

Тема: звук [и], буква и.Цели:-познакомить детей с гласным звуком  [и],-познакомить детей с буквой и,-познакомить детей с термином «предложение», с его графическим изображением,- развитие вн...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОСНОВАМ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ: ЗНАКОМСТВО С СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ [Й\'], БУКВОЙ Й. (СТАРШАЯ ГРУППА)

Знакомство с согласным звуком [й\'], буквой Й. Занятие интегрированное включает в себя материал по  разделам программы:  ознакомление с художественной литературой и развитие речи, развитие эк...

Обучение грамоте. Знакомство с согласным звуком [м][м’], буквой М

Обучение грамоте. Знакомство с согласным звуком [м][м’], буквой М...