БУКВА Б, ЗВУКИ [б], [б']
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Чухрай Мария Константиновна

 Познакомить со звуками (Б), (Б*) и буквой их обозначающей

  •  Учить выделять звук в слове и определять его место в нем
  •  Научить детей правильно произносить звуки Б, Бь, и давать акустико-артикуляционную характеристику.
  • Учить детей анализировать звуковой ряд.
  • Закрепить связь звука и буквы Б.
  • Развить фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений, память, внимание мышление, логику, фонематический слух
  • Сформировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно-вибрационный контроль.
  • Воспитывать усидчивость, дисциплинированность, отзывчивость, дружелюбие, чувство товарищества, уважение к товарищу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_b_zvuki_b_b.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Буква Б, звуки [Б] [Б’]

Цели:

  •  Познакомить со звуками (Б), (Б*) и буквой их обозначающей
  •  Учить выделять звук в слове и определять его место в нем
  •  Научить детей правильно произносить звуки Б, Бь, и давать акустико-артикуляционную характеристику.
  • Учить детей анализировать звуковой ряд.
  • Закрепить связь звука и буквы Б.
  • Развить фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений, память, внимание мышление, логику, фонематический слух
  • Сформировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно-вибрационный контроль.
  • Воспитывать усидчивость, дисциплинированность, отзывчивость, дружелюбие, чувство товарищества, уважение к товарищу.

Оборудование:

  • изображения буквы Б
  • предметные картинки и игрушки на звуки Б, Бь;
  • предметы со звуком Б,
  • музыкальные инструменты
  • материалы для художественного творчества,  аудиозапись.

ВАРИАНТ 1

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!

- Вы знаете,  буква Бэ попросила меня устроить День рождения! У меня уже все было готово, но вот незадача!  Посмотрите, что здесь произошло! Меня предупреждали, что в вашем детском саду много тайн, загадок и сюрпризов.   Но такого я не ожидала!

- Теперь мне все придется начинать сначала!

- А одной уже не справиться. Мне сказали, что сегодня мне будут помогать самые сильные, умные, смелые! Вы готовы к поиску следов и разгадыванию секретов?

- Ну, тогда смелей вперед! 

Задание № 1

- Нам нужно с чего-то начать. Как вы думаете, с чего нужно начать? Без чего не бывает дня рождения?  (без подарков)  - Подарки!  (на полу разные предметы, к предметам прикреплены кусочки карты плана)

(БУКЕТ, БРОШЬ, БАНТ, БУДИЛЬНИК, БУСЫ, БРАСЛЕТ).

-  Для начала, давайте соберем подарки, которые выпали из коробки.

- А это что (части картинки)?  Какая-то картина что ли?

-  Давайте соберем.

- На что это похоже? (Это похоже на карту, план).

- Правильно!  Наверно, это карта спасения нашей буквы. И если мы сумеем её правильно прочитать,  мы придем к …… А к чему мы придем в конце, мы узнаем позже.

- А где же начало этой карты? (стрелка нам показывает)

- Что же нам нужно сделать? Я вспомнила! Наша именинница любит предметы, в которых есть звук  Б.  Давайте переберем эту гору подарков, и сложим в коробку только те, в названии которых есть звук Б . Хорошо, подарки приготовили. Что у нас там дальше по плану?

Конверт, никто не видел никакого конверта?

Задание № 2

- В оставшихся подарках был конверт. Давайте посмотрим, что там.

- Вы знаете, здесь какое-то письмо.

- Стихотворение, только оно  не дописано.  А вы умеете писать стихи? Чтобы писать стихи нужно уметь рифмовать слова.  Подбирать так, чтобы они заканчивались одинаково: банка-склянка, пень-день. Давайте попробуем! Я буду читать начало предложения, а вы заканчивать его.

Ба, Ба, Ба, Ба,

У верблюда два горба!
Бе, бе, бе, бе,
Сидят кошки на трубе!
Бы, бы, бы, бы,

В лесу выросли дубы!
Бор, бор, бор, бор,

Галка села но забор!
Бы, бы, бы, бы,
Сушит белочка грибы!

Уги, уги, уги, уги

Все танцуют Буги-Вуги!

Задание № 4

- Вы знаете, как танцевать  «Буги-Вуги»? Тогда я вас научу. Слушайте внимательно музыку и выполняйте движения.

После Буги-Вуги послание.

Вы ребята, молодцы!

В большой  коробке бубенцы,

Ноты, бубны, барабан,

Что гремит как ураган,

Ноты открывайте,

Петушка сыграйте!

Задание № 4

- Ну что, открываем  коробку!

- Вот, и ноты здесь тоже есть. Чтобы сыграть мелодию,  нужны ноты. Ноты бывают короткие и длинные. Каждая имеет свое название.

- Давайте назовем короткую ноту «ТИ», а длинную «ТА». Посмотрите, вот ритмический рисунок.

- Давайте его проговорим: ТИ-ТИ-ТА-А-А. ТИ-ТИ-ТА-А-А. А теперь давайте попробуем его прохлопать.  

- А теперь послушайте со словами: Петушок, Петушок, золотой гребешок. Давайте теперь прохлопаем и пропоем. Ну что,  возьмите музыкальные инструменты. Давайте попробуем проиграть и пропеть.

- Ребята, а здесь очередное послание.

Задание № 5

Чешуей своей играя,
В пруду резвится рыбок стая,

В аквариумы рыбок запускайте!

Только Где спрятался звук Б, определяйте!

- Ребята, что нам нужно сделать?

- А где искать пруд с рыбками?

- А где может спрятаться звук Б (в начале или в середине слова)

- В какой аквариум запустим рыб, если Б в начале слова?  А в какой, если в середине?

- Итак, наполним аквариумы  разными рыбками.  На рыбках картинки. Нам нужно определить, где находится звук Б в словах, и запустить рыбок в аквариум. (ПОСЛЕДНЯЯ РЫБКА С ОЧЕРЕДНЫМ ПОСЛАНИЕМ)

 ИЛИ

- Вы поняли, что нужно сделать?

Задание № 5

- Так, а вот эту рыбку нам  в аквариум не поместить! Я открою вам секрет! Этот рисунок живой! Я конечно не волшебница, но попробую сегодня оживить эту  рыбку!

- Только сначала,  давайте раскрасим ее!

- Сейчас мы с вами оживим всех ваших рыбок.

(Оживляем рыб) На полу стрелка, указывающая направление за ширму.

Задание № 5

Близко к цели вы подошли,

Все успели, все смогли!

Вспомнить нужно все опять.

И банты на коробке большой развязать.

Смело вы вперед шагайте

Букву Б освобождайте!

Все ребята вы успели

Подошли вы близко к цели!

Смело вы вперед шагайте,

С каждым шагом  этапы вспоминайте

Букву Б освобождайте!

- Какой бант, вы не знаете, какие  банты нужно развязать? Мне сегодня утром привезли только вот эту коробку с сюрпризом. Правда не сказали для кого.

- Давайте вспомним, что мы сегодня делали с вами. Будем развязывать банты и вспоминать,  что мы сегодня с вами делали.

- Собирали подарки – которые начинаются на звук Б

- Играли на музыкальных инструментах, которые тоже начинаются на звук Б

- Танцевали Буги вуги, определяли место звука Б в словах.

- Скажите, а как увидеть звук Б?

- Звук увидеть нельзя, но его можно обозначить буквой.  Как вы думаете, какой? Буквой Б.

- А вот и сюрприз – это шары с буквой Б.

ВАРИАНТ 2

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня меня попросили распутать одно важное дело.  Сказали, что будет много тайн, загадок и сюрпризов, и что мне будут помогать самые сильные, умные, смелые! Вы готовы к поиску следов и разгадыванию секретов?

- Ну, тогда смелей вперед! 

Задание № 1

- Как вы думаете, с чего нам начать? (на полу стрелка со словом старт)

- Может быть ото спрятано в этих коробках? Давайте посмотрим.

- БАНТ, БУСЫ, БРАСЛЕТ, БУДИЛЬНИК,  БУЛАВКА,  БРОШКА, БАБОЧКА, БАХРОМА.

- Ну и что это, вам это о чем-то говорит? Что объединяет все эти слова. Что общего во всех этих словах? (Они начинаются со звука Б).

- А это что (части картинки)?  Какая-то картина что ли?

-  Давайте соберем.

- На что это похоже? (Это похоже на карту, план).

- Наверно, это карта. И если мы сумеем её правильно прочитать,  мы придем к..

- А где же начало этой карты? (стрелка нам показывает)

- Что же нам нужно сделать? Конверт, никто не видел никакого конверта?

Задание № 2

- Среди предметов был конверт. Давайте посмотрим, что там.

- Вы знаете, здесь какое-то письмо.

- Стихотворение, только оно  не дописано.  А вы умеете писать стихи? Чтобы писать стихи нужно уметь рифмовать слова.  Подбирать так, чтобы они заканчивались одинаково: банка-склянка, пень-день. Давайте попробуем! Я буду читать начало предложения, а вы заканчивать его.

Ба, Ба, Ба, Ба,

У верблюда два горба!
Бе, бе, бе, бе,
Сидят кошки на трубе!
Бы, бы, бы, бы,

В лесу выросли дубы!
Бор, бор, бор, бор,

Галка села но забор!
Бы, бы, бы, бы,
Сушит белочка грибы!

Уги, уги, уги, уги

Все танцуют Буги-Вуги!

Задание № 4

- Вы знаете, как танцевать  «Буги-Вуги»? Тогда я вас научу. Слушайте внимательно музыку и выполняйте движения.

После Буги-Вуги послание.

Вы ребята, молодцы!

В большой коробке бубенцы,

Бубны, ноты барабан,

Что гремит как ураган,

Ноты открывайте,

Петушка сыграйте!

Задание № 4

- Ну что, открываем  коробку!

- Вот, и ноты здесь тоже есть. Чтобы сыграть мелодию,  нужны ноты. Ноты бывают короткие и длинные. Каждая имеет свое название.

- Давайте назовем короткую ноту «ТИ», а длинную «ТА». Посмотрите, вот ритмический рисунок.

- Давайте его проговорим: ТИ-ТИ-ТА-А-А. ТИ-ТИ-ТА-А-А. А теперь давайте попробуем его прохлопать.  

- А теперь послушайте со словами: Петушок, Петушок, золотой гребешок. Давайте теперь прохлопаем и пропоем. Ну что,  возьмите музыкальные инструменты. Давайте попробуем проиграть и пропеть.

- Ребята, а здесь написано  очередное послание.

Задание № 5

Чешуей своей играя,
В пруду зеркальных карпов  стая,

В аквариумы рыбок вы запустите!

Где спрятался звук Б, определите!

- А где может прятаться Б? Посмотрите, на аквариумах схемы. На рыбках картинки. Нам нужно определить, где находится звук Б в словах, и запустить рыбок в аквариум.

Задание № 5

- Так, а вот эту рыбку нам  в аквариум не поместить! Я открою вам секрет! Этот рисунок живой! Я конечно не волшебница, но попробую сегодня оживить эту  рыбку!

- Только сначала,  давайте раскрасим ее!

- Сейчас мы с вами оживим всех ваших рыбок.

(Оживляем рыб)

Задание № 5

В стаканчике свиток с запиской. ТИПА ЧИТАЮ НА ПЛАНШЕТЕ

Близко к цели вы подошли,

Все успели, все смогли!

Вспомнить нужно все опять.

К синей коробке смело шагать.

Что вам понравилось рассказать!

Ну, смелее, не тяните!

Букву Б освободите!

- Давайте вспомним, что мы сегодня делали с вами. Будем развязывать банты и вспоминать,  что мы сегодня с вами делали.

- Собирали подарки – которые начинаются на звук Б

- Играли на музыкальных инструментах, которые тоже начинаются на звук Б

- Танцевали Буги вуги, определяли место звука Б в словах.

- Скажите, а как увидеть звук Б?

- Звук увидеть нельзя, но его можно обозначить буквой.  Как вы думаете, какой? Буквой Б.

- Ну что, освободим букву Б.

- Вот и буква Б. Посмотрите она какая. Выберите себе любую букву.

Какая у вас буква, какая она на ощупь? Она блестит, значит она какая? А это из бархата, какая она – бархатная. А эта отличается от всех – она большая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...