БУКВА Б, ЗВУКИ [б], [б']
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Познакомить со звуками (Б), (Б*) и буквой их обозначающей
- Учить выделять звук в слове и определять его место в нем
- Научить детей правильно произносить звуки Б, Бь, и давать акустико-артикуляционную характеристику.
- Учить детей анализировать звуковой ряд.
- Закрепить связь звука и буквы Б.
- Развить фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений, память, внимание мышление, логику, фонематический слух
- Сформировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно-вибрационный контроль.
- Воспитывать усидчивость, дисциплинированность, отзывчивость, дружелюбие, чувство товарищества, уважение к товарищу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_b_zvuki_b_b.docx | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Буква Б, звуки [Б] [Б’]
Цели:
- Познакомить со звуками (Б), (Б*) и буквой их обозначающей
- Учить выделять звук в слове и определять его место в нем
- Научить детей правильно произносить звуки Б, Бь, и давать акустико-артикуляционную характеристику.
- Учить детей анализировать звуковой ряд.
- Закрепить связь звука и буквы Б.
- Развить фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений, память, внимание мышление, логику, фонематический слух
- Сформировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно-вибрационный контроль.
- Воспитывать усидчивость, дисциплинированность, отзывчивость, дружелюбие, чувство товарищества, уважение к товарищу.
Оборудование:
- изображения буквы Б
- предметные картинки и игрушки на звуки Б, Бь;
- предметы со звуком Б,
- музыкальные инструменты
- материалы для художественного творчества, аудиозапись.
ВАРИАНТ 1
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!
- Вы знаете, буква Бэ попросила меня устроить День рождения! У меня уже все было готово, но вот незадача! Посмотрите, что здесь произошло! Меня предупреждали, что в вашем детском саду много тайн, загадок и сюрпризов. Но такого я не ожидала!
- Теперь мне все придется начинать сначала!
- А одной уже не справиться. Мне сказали, что сегодня мне будут помогать самые сильные, умные, смелые! Вы готовы к поиску следов и разгадыванию секретов?
- Ну, тогда смелей вперед!
Задание № 1
- Нам нужно с чего-то начать. Как вы думаете, с чего нужно начать? Без чего не бывает дня рождения? (без подарков) - Подарки! (на полу разные предметы, к предметам прикреплены кусочки карты плана)
(БУКЕТ, БРОШЬ, БАНТ, БУДИЛЬНИК, БУСЫ, БРАСЛЕТ).
- Для начала, давайте соберем подарки, которые выпали из коробки.
- А это что (части картинки)? Какая-то картина что ли?
- Давайте соберем.
- На что это похоже? (Это похоже на карту, план).
- Правильно! Наверно, это карта спасения нашей буквы. И если мы сумеем её правильно прочитать, мы придем к …… А к чему мы придем в конце, мы узнаем позже.
- А где же начало этой карты? (стрелка нам показывает)
- Что же нам нужно сделать? Я вспомнила! Наша именинница любит предметы, в которых есть звук Б. Давайте переберем эту гору подарков, и сложим в коробку только те, в названии которых есть звук Б . Хорошо, подарки приготовили. Что у нас там дальше по плану?
Конверт, никто не видел никакого конверта?
Задание № 2
- В оставшихся подарках был конверт. Давайте посмотрим, что там.
- Вы знаете, здесь какое-то письмо.
- Стихотворение, только оно не дописано. А вы умеете писать стихи? Чтобы писать стихи нужно уметь рифмовать слова. Подбирать так, чтобы они заканчивались одинаково: банка-склянка, пень-день. Давайте попробуем! Я буду читать начало предложения, а вы заканчивать его.
Ба, Ба, Ба, Ба,
У верблюда два горба!
Бе, бе, бе, бе,
Сидят кошки на трубе!
Бы, бы, бы, бы,
В лесу выросли дубы!
Бор, бор, бор, бор,
Галка села но забор!
Бы, бы, бы, бы,
Сушит белочка грибы!
Уги, уги, уги, уги
Все танцуют Буги-Вуги!
Задание № 4
- Вы знаете, как танцевать «Буги-Вуги»? Тогда я вас научу. Слушайте внимательно музыку и выполняйте движения.
После Буги-Вуги послание.
Вы ребята, молодцы!
В большой коробке бубенцы,
Ноты, бубны, барабан,
Что гремит как ураган,
Ноты открывайте,
Петушка сыграйте!
Задание № 4
- Ну что, открываем коробку!
- Вот, и ноты здесь тоже есть. Чтобы сыграть мелодию, нужны ноты. Ноты бывают короткие и длинные. Каждая имеет свое название.
- Давайте назовем короткую ноту «ТИ», а длинную «ТА». Посмотрите, вот ритмический рисунок.
- Давайте его проговорим: ТИ-ТИ-ТА-А-А. ТИ-ТИ-ТА-А-А. А теперь давайте попробуем его прохлопать.
- А теперь послушайте со словами: Петушок, Петушок, золотой гребешок. Давайте теперь прохлопаем и пропоем. Ну что, возьмите музыкальные инструменты. Давайте попробуем проиграть и пропеть.
- Ребята, а здесь очередное послание.
Задание № 5
Чешуей своей играя,
В пруду резвится рыбок стая,
В аквариумы рыбок запускайте!
Только Где спрятался звук Б, определяйте!
- Ребята, что нам нужно сделать?
- А где искать пруд с рыбками?
- А где может спрятаться звук Б (в начале или в середине слова)
- В какой аквариум запустим рыб, если Б в начале слова? А в какой, если в середине?
- Итак, наполним аквариумы разными рыбками. На рыбках картинки. Нам нужно определить, где находится звук Б в словах, и запустить рыбок в аквариум. (ПОСЛЕДНЯЯ РЫБКА С ОЧЕРЕДНЫМ ПОСЛАНИЕМ)
ИЛИ
- Вы поняли, что нужно сделать?
Задание № 5
- Так, а вот эту рыбку нам в аквариум не поместить! Я открою вам секрет! Этот рисунок живой! Я конечно не волшебница, но попробую сегодня оживить эту рыбку!
- Только сначала, давайте раскрасим ее!
- Сейчас мы с вами оживим всех ваших рыбок.
(Оживляем рыб) На полу стрелка, указывающая направление за ширму.
Задание № 5
Близко к цели вы подошли,
Все успели, все смогли!
Вспомнить нужно все опять.
И банты на коробке большой развязать.
Смело вы вперед шагайте
Букву Б освобождайте!
Все ребята вы успели
Подошли вы близко к цели!
Смело вы вперед шагайте,
С каждым шагом этапы вспоминайте
Букву Б освобождайте!
- Какой бант, вы не знаете, какие банты нужно развязать? Мне сегодня утром привезли только вот эту коробку с сюрпризом. Правда не сказали для кого.
- Давайте вспомним, что мы сегодня делали с вами. Будем развязывать банты и вспоминать, что мы сегодня с вами делали.
- Собирали подарки – которые начинаются на звук Б
- Играли на музыкальных инструментах, которые тоже начинаются на звук Б
- Танцевали Буги вуги, определяли место звука Б в словах.
- Скажите, а как увидеть звук Б?
- Звук увидеть нельзя, но его можно обозначить буквой. Как вы думаете, какой? Буквой Б.
- А вот и сюрприз – это шары с буквой Б.
ВАРИАНТ 2
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня меня попросили распутать одно важное дело. Сказали, что будет много тайн, загадок и сюрпризов, и что мне будут помогать самые сильные, умные, смелые! Вы готовы к поиску следов и разгадыванию секретов?
- Ну, тогда смелей вперед!
Задание № 1
- Как вы думаете, с чего нам начать? (на полу стрелка со словом старт)
- Может быть ото спрятано в этих коробках? Давайте посмотрим.
- БАНТ, БУСЫ, БРАСЛЕТ, БУДИЛЬНИК, БУЛАВКА, БРОШКА, БАБОЧКА, БАХРОМА.
- Ну и что это, вам это о чем-то говорит? Что объединяет все эти слова. Что общего во всех этих словах? (Они начинаются со звука Б).
- А это что (части картинки)? Какая-то картина что ли?
- Давайте соберем.
- На что это похоже? (Это похоже на карту, план).
- Наверно, это карта. И если мы сумеем её правильно прочитать, мы придем к..
- А где же начало этой карты? (стрелка нам показывает)
- Что же нам нужно сделать? Конверт, никто не видел никакого конверта?
Задание № 2
- Среди предметов был конверт. Давайте посмотрим, что там.
- Вы знаете, здесь какое-то письмо.
- Стихотворение, только оно не дописано. А вы умеете писать стихи? Чтобы писать стихи нужно уметь рифмовать слова. Подбирать так, чтобы они заканчивались одинаково: банка-склянка, пень-день. Давайте попробуем! Я буду читать начало предложения, а вы заканчивать его.
Ба, Ба, Ба, Ба,
У верблюда два горба!
Бе, бе, бе, бе,
Сидят кошки на трубе!
Бы, бы, бы, бы,
В лесу выросли дубы!
Бор, бор, бор, бор,
Галка села но забор!
Бы, бы, бы, бы,
Сушит белочка грибы!
Уги, уги, уги, уги
Все танцуют Буги-Вуги!
Задание № 4
- Вы знаете, как танцевать «Буги-Вуги»? Тогда я вас научу. Слушайте внимательно музыку и выполняйте движения.
После Буги-Вуги послание.
Вы ребята, молодцы!
В большой коробке бубенцы,
Бубны, ноты барабан,
Что гремит как ураган,
Ноты открывайте,
Петушка сыграйте!
Задание № 4
- Ну что, открываем коробку!
- Вот, и ноты здесь тоже есть. Чтобы сыграть мелодию, нужны ноты. Ноты бывают короткие и длинные. Каждая имеет свое название.
- Давайте назовем короткую ноту «ТИ», а длинную «ТА». Посмотрите, вот ритмический рисунок.
- Давайте его проговорим: ТИ-ТИ-ТА-А-А. ТИ-ТИ-ТА-А-А. А теперь давайте попробуем его прохлопать.
- А теперь послушайте со словами: Петушок, Петушок, золотой гребешок. Давайте теперь прохлопаем и пропоем. Ну что, возьмите музыкальные инструменты. Давайте попробуем проиграть и пропеть.
- Ребята, а здесь написано очередное послание.
Задание № 5
Чешуей своей играя,
В пруду зеркальных карпов стая,
В аквариумы рыбок вы запустите!
Где спрятался звук Б, определите!
- А где может прятаться Б? Посмотрите, на аквариумах схемы. На рыбках картинки. Нам нужно определить, где находится звук Б в словах, и запустить рыбок в аквариум.
Задание № 5
- Так, а вот эту рыбку нам в аквариум не поместить! Я открою вам секрет! Этот рисунок живой! Я конечно не волшебница, но попробую сегодня оживить эту рыбку!
- Только сначала, давайте раскрасим ее!
- Сейчас мы с вами оживим всех ваших рыбок.
(Оживляем рыб)
Задание № 5
В стаканчике свиток с запиской. ТИПА ЧИТАЮ НА ПЛАНШЕТЕ
Близко к цели вы подошли,
Все успели, все смогли!
Вспомнить нужно все опять.
К синей коробке смело шагать.
Что вам понравилось рассказать!
Ну, смелее, не тяните!
Букву Б освободите!
- Давайте вспомним, что мы сегодня делали с вами. Будем развязывать банты и вспоминать, что мы сегодня с вами делали.
- Собирали подарки – которые начинаются на звук Б
- Играли на музыкальных инструментах, которые тоже начинаются на звук Б
- Танцевали Буги вуги, определяли место звука Б в словах.
- Скажите, а как увидеть звук Б?
- Звук увидеть нельзя, но его можно обозначить буквой. Как вы думаете, какой? Буквой Б.
- Ну что, освободим букву Б.
- Вот и буква Б. Посмотрите она какая. Выберите себе любую букву.
Какая у вас буква, какая она на ощупь? Она блестит, значит она какая? А это из бархата, какая она – бархатная. А эта отличается от всех – она большая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"
Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...
- Мне нравится (1)