«Слушаем, слышим, говорим правильно»
рабочая программа по обучению грамоте (средняя группа) на тему

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки, расширение словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие речевого аппарата.

Именно  данная программа позволяет  затем ребенку легко,  научится читать и писать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

                                                               

«Слушаем, слышим, говорим правильно»

Знакомство со звуками, введение элементов звукового анализа.

Возраст детей: 3-4 года

Срок реализации:   2 года

Автор-составитель: Лаврухина Юлия Владимировна

Санкт-Петербург

2017г

Пояснительная записка:

В 3 года ребенок еще экспериментирует со словами, интуитивное чувство языка еще не заглушено обиходом болтовни, поток  детских вопросов еще не иссяк.  Именно в  это время у ребенка воспитывается особая чуткость к звучанию слов, что очень поможет  ему в дальнейшем в процессе обучения грамоте.  Прежде чем познакомить  детей с буквами должен быть добуквенный, чисто  звуковой период обучения. Буква -  это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком.  Дети приобретают представления о звуках, способе и месте их образования,  начиная узнавать эти звуки в звуковом ряду, в отдельных  словах. Начиная с трех лет у детей  закладываются  основы фонетико – фонематического аспекта речи.

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки, расширение словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие речевого аппарата.

Именно  данная программа позволяет  затем ребенку легко,  научится читать и писать.

Во время занятий  дети с удовольствием принимают участие в составлении рассказа по картинке, раскрашивают и дорисовывают отдельные  фрагменты.  Устанавливают простейшие причинно – следственные связи.

Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется контроль, за собственной речью. Детей младшего дошкольного возраста необходимо побуждать использовать в своей речи  глаголы, наречия, имена прилагательные, числительные и предлоги.   Поддерживая у детей, желание говорить, взрослый на занятии  задает наводящие вопросы, просит повторить фрагменты повествования.

Особое внимание следует уделять развитию артикуляции. Артикуляционный аппарат  у детей этого  возраста, не приобрел гибкость и подвижность, необходимые для правильного произношения звуков.  Артикуляционная гимнастика подготовит речевой аппарат ребенка к правильному звукопроизношению.

Так как формирование речи ребенка начинается, когда движения пальцев достигает достаточной точности. Пальчиковые игры используются постоянно, они дают возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, познать возможности своего тела.   Игры с пальчиками способствует не только развитию мелкой моторики, но и развитию речи.

Самый благоприятный период развития интеллектуальных  способностей человека от 3  до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно  не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо  развивать память, восприятие, мышления, внимания. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может, сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в  дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.

Цель программы:

Развитие у детей познавательной речевой активности и формирование культуры речевого общения.

Задачи программы:

-активизация смысловой стороны речи, понимание речи.

- расширение словаря.

-развитие связной речи.

-знакомство с понятием звук и развитие умения простого звукового анализа.

-подготовка мышц артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, дыхательной системы.

-развитие тонкой моторики рук и тактильной чувствительности.

-развитие творческих и интеллектуальных способностей.

Программа рассчитана на два года обучения.

Принципы построения программы:

-Учет особенностей каждого ребенка.

- Игровая форма проведения занятий.

-Создание доброжелательной  атмосферы во время занятий.

-Частая смена деятельности (с учетом возраста)

Ведущая деятельность - игровая, продуктивная.

Методическое обеспечение программы:

В процессе обучения младших дошкольников используются следующие методы:

-словесные  (объяснение, рассказ, беседа, чтение)

-наглядные (наблюдение, демонстрация)

-практические (игры, упражнения)

Во время взаимодействия, не только педагог, но и ребенок активно участвует в процессе обучения.  Чем старше дети, тем чаще используются методы самостоятельной работы.

Использование различных методов обучения на занятиях позволяет решить поставленные задачи и развить ребенка, обогатить отношения педагога и ребенка.

В зависимости от поставленных задач, занятие строится следующим образом:

-изучение нового материала.

-закрепление и систематизация знаний умений и навыков детей.

-проверочные задания.

Формы и режим занятий.

Основной формой работы с детьми являются игровые занятия, их продолжительность:

Младшая группа 1 год обучения : 2 раза в неделю по 15 мин.

Средняя группа 2 год обучения: 2 раза в неделю по 20 м

 Ожидаемые результаты обучения:

1 год обучения: (3-4 года)

-рассказывает по вопросам педагога.

-согласовывает слова в предложении.

-определяет первый звук в слове.

-умеет определять количество слогов в слове и выкладывать схему слова.

-умеет регулировать свою речь ( говорить тихо, громко)

-определяет на слух короткое или длинное слово.

-умеет проводить простые линии. Правильно держит карандаш.

- слышит разницу между гласным и согласным звуком.

- выполняет  правильно артикуляционные упражнения.

2 год обучения: (4-5 лет)

-умеет конструировать предложения.

-владеет умением рассказывать по картинкам.

-знает и узнает  10 букв.

-умеет читать простые слова и слоги.

- отличает гласные и согласные звуки. В игре может отличить мягкие и твердые звуки.

-хорошо умеет ориентироваться на листе бумаги

-с помощью взрослого, определяет место звука в словах. (в начале, в конце)

-умеет писать буквы, которые знает.

Учебный план 1-го года обучения по программе: «Комплексная готовность ребенка к школе»

№п.п

месяц

Наименование разделов и тем.

Количество занятий

1

сентябрь

 Знакомство с органами артикуляции, развитие воображения, внимания.

Формирование к занятиям по данному курсу.

Совершенствование связной речи.

4

2

октябрь

Развитие связной речи. Расширение словаря.

Активизация тактильных ощущений.

Знакомство со звуками А, У, О. Обучение  способности узнавать этот звук в словах.

8

3

ноябрь

Укрепление мимической мускулатуры. Совершенствование тонкой моторики рук.

Развитие диалогической речи.

Знакомство со звуками И, Ы, Э, М.

8

4

декабрь

Обогащение словаря. Активизация гибкости мышц языка.

Осуществление простейшего звукового анализа.

Знакомство со звуками Н, П, Б.

8

5

январь

 Увеличение объема словаря. Развитие диалогической речи, грамматического строя.

Тренировка силы и гибкости мышц артикуляционного аппарата.

Знакомство и работа со звуками Ф, В, Т.

8

6

февраль

Закрепление умения составлять описательный рассказ. Увеличение словарного запаса.

Контроль за мышечными ощущениями.  Обучение слоговому анализу.

 Знакомство со звуками Д, Л, К.

8

7

март

Развитие связной речи, грамматического строя, слогового анализа.

Совершенствование мелкой моторики рук. Активизация внимания, памяти, мышления.

Знакомство со звуками Г, Х, Й.

8

8

апрель

Реализация простейшего звукового анализа.

Совершенствование возможности мышц артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук.

Знакомство со звуками С, З, Ц.

8

9

май

Совершенствование аналитических способностей. Дифференцирование движений языка и его способности изменять артикуляционное положение.

Знакомство со звуками Ш, Ч, Ж.

Подведение итогов.

4

Календарно-тематический  план  работы по программе «Комплексная подготовка ребенка к школе» на 2017-2018 учебный год.  (Младшая группа)

занятия

Тема

Цель занятия

Методическое обеспечение

Примечание

1

Знакомство

Познакомится с детьми. Вызвать интерес к занятиям

Мягкие игрушки. Мяч.

2

Ежонок и Лисенок попадают в лес

Знакомство с органами артикуляции. Тренировка мелкой моторики рук. Формирование интереса к данному курсу.

 Мягкие игрушки. Картинки с изображением леса.

3

 Составление рассказа

Научить детей составлять простой описательный  рассказ с помощью взрослого.

Картинки с изображением детей в лесу. Зеркала для каждого ребенка.

4

Разные настроения

Развитие представлений о различных эмоциях.

Умение их проявлять.

Мягкие игрушки. Листы с иллюстрациями. Цветные карандаши.

5

Развитие связной речи.

Развитие умения составлять описательный рассказ Активизация тактильных ощущений.

Картинки с изображением животных и птиц. Кусочки меха.

6

Составление рассказа

Расширение словаря. Тренировка артикуляционной мускулатуры.

Артикуляционные карточки с изображением заборчика и трубочки.

7

Знакомство со звуком А

Обучение способности узнавать этот звук в словах.

Развитие артикуляции.

Листы с иллюстрациями. Рисунки с картинками со звуками А. Зеркала.

8

Расширение объема словаря

Развитие памяти, внимания умение рассуждать.

Развитие мелкой моторики рук.

Сюжетные картинки. Картинки с изображением открытых ворот.

9

Знакомство со звуком У

Познакомить детей со звуком У. Учимся узнавать звук в словах.

Картинки с изображением улитки. Листы с изображениями. Зеркала.

10

Закрепить умение узнавать звуки     А и У

Развитие умения классифицировать предметы по их признакам. Совершенствование артикуляции.

Игрушки в названии которых есть звуки  А и У.

Мяч, зеркала.

11

Знакомство со звуком О

Познакомить со звуком О. Формирование представлений о звукоразличении.

Листы с иллюстрациями. Игра волшебный мешочек. Зеркала.

12

Развития  грамматического строя речи

Развитие связной речи. Развитие артикуляционных навыков. Совершенствование тонких движений пальцев рук.

Листы с сюжетными картинками.

Карандаши, зеркала.

13

Знакомство со звуком И.

Познакомить с гласным звуком И. Укрепление мимической мускулатуры.

Игрушка мышонка. Игры со словами. Карандаши.

14

Развитие диалогической речи

Обогащение словаря. Тренировка воображения, мышления,  памяти. Развитие умения удерживать артикуляционного положения.

Листы с иллюстрациями. Зеркала и карандаши.

15

Знакомство со звуком Ы.

Познакомить с особенностями звука Ы.

Совершенствование аналитических способностей.

Картинка с изображением рыси.

Иллюстрации.

16

 Развитие связной речи.

Тренировка артикуляционного аппарата. Развитие мелкой моторики рук.

Картинка с часиками. Карандаши и зеркала.

17

Знакомство со звуком Э

Познакомить детей со звуком Э.

Тренировка развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук.

Листы с иллюстрациями. Зеркала, бумажные салфетки.

18

Обогащение словаря.

 Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.

Игрушки и картинки для артикуляционной гимнастики.

19

Знакомство со звуком М

Познакомить детей со звуком М. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом.

Листы с иллюстрациями. Карандаши и зеркала.

20

Сравнение гласных и согласных звуков

 Познакомить детей в игровой форме с разницей произношения согласных и гласных звуков.

Игра «Волшебный клубочек»

Картинки с изображением знакомых детям предметов.

21

Знакомство со звуком Н

Познакомить детей со звуком Н. Тренировка зрительного внимания и внутренней мышечной чувствительности.

Иллюстрации. Карандаши и зеркала.

22

Обогащение словаря

Учить осуществлять простой звуковой анализ. Активизация гибкости мышц языка.

 Карточки для звуковой работы.

23

Знакомство со звуком П

Познакомить со звуком П. Развитие моторной ловкости рук.

Картинка с изображением паука и птенца.  

24

Развитие связной речи.

Обогащение словаря. Активизация аналитических способностей.

Листы с иллюстрациями. Зеркала и карандаши.

25

Знакомство со звуком Б

Познакомить со звуком Б. Тренировка силы и подвижности мышц артикуляционного аппарата.

Картинки с изображением белки, бобра и банана.

26

Увеличение словарного запаса

Совершенствование связной речи. Усиление тактильной и мышечной чувствительности.

Артикуляционные карточки.

Сюжетные картинки.

27

Знакомство со звуком Ф

Познакомить со звуком Ф. Активизация воображения, образного мышления, памяти.

Мягкие игрушки. Листы с иллюстрациями.

28

Развитие диалогической речи

Увеличение объема словаря. Развитие умения   принимать и изменять артикуляционного положения.

Артикуляционные карточки.  Картинки сюжетные.

29

Знакомство со звуком В

Познакомить со звуком В. Умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Картинки с изображением волка. Артикуляционные карточки.

30

Увеличение объема словаря.

Развитие связной речи. Активизация внимания, контроля, памяти, аналитических способностей.

Листы с иллюстрациями.

Карандаши, зеркала.

31

Знакомство со звуком  Т

Знакомство со звуком Т. Увеличение силы мышц языка. Стимуляция ловкости пальцев рук.

Картинка  с изображением стрекозы. Молоточек.

32

Слоговой анализ слов

Обучение слоговому анализу слова. Расширение словаря. Развитие связной речи.

Листы с иллюстрациями. Артикуляционная карточка «Грибок» Зеркала

33

Знакомство со звуком Д

Знакомство со звуком Д. Развитие памяти, речевого внимания, контроля над мышечными ощущениями.

Листы с иллюстрациями. Артикуляционные карточки.

34

Описательный рассказ

Закрепление умение составлять описательный рассказ. Увеличение словаря.

Сюжетные картинки. Зеркала карандаши.

35

Знакомство со звуком Л

Познакомить детей со звуком Л. Тренировка координации и синхронности работы рук.

Картинки с изображениями лося и др. предметов на Л

36

Слоговой анализ слов

Совершенствование слогового анализа слов. Развитие связной речи. Расширение объема словаря.

Артикуляционные карточки. Карандаши и зеркала.

37

Знакомство со звуком К

Знакомство со звуком К. Совершенствование воображения, аналитических способностей, внимания, самоконтроля.

Листы с иллюстрациями. Игрушки и картинки.

38

Грамматический строй речи.

Развитие грамматического строя речи, связной речи. Обогащение словаря.

Сюжетные картинки. Зеркала и карандаши.

39

Знакомство со звуком Г

Познакомить детей со звуком Г. Тренировка мышечного контроля и тактильной чувствительности.

Листы с иллюстрациями. Зеркала и карандаши.

40

Развитие связной речи.

Расширение объема словаря. Развитие связной речи.

Картинки с изображением гусей. Зеркала и карандаши.

41

Знакомство со звуком Х

Знакомство со звуком Х. Активизация аналитических способностей, воображение, памяти и самоконтроля.

Картинка с изображением хомяка. Листы с иллюстрациями.

42

Развитие связной речи

Обогащение словаря. Развитие грамматического строя речи.

Лексическая работа с сюжетными картинками. Артикуляционные  карточки.

43

Знакомство со звуком Й

Знакомство со звуком Й. Тренировка тонкой моторики рук.

Картинки с изображением чайки и зайца.

44

Развитие внимание и памяти

Совершенствование внимания, памяти и воображения, мышления, умения рассуждать.

Листы с иллюстрациями. Карандаши и зеркала.

45

Знакомство со звуком Й

Знакомство со звуком Й. Тренировка восприятия определенных качеств предметов.

Набор колючих и неколючих предметов.

46

Простейший звуковой анализ

Обогащение словаря. Реализация простейшего звукового анализа.

Листы с иллюстрациями. Артикуляционные карточки.

47

Знакомство со звуком С

Знакомство со звуком С. Активизация воздушной струи. Тренировка силы и активности мышц артикуляционного аппарата.

Артикуляционные карточки. Сюжетные картинки.

48

Обогащение словаря.

Развитие связной речи, грамматического  строя речи, слогового анализа.

Картинки с изображением предметов со звуком С

49

Знакомство со звуком З

Познакомить детей со звуком З. Активизация контроля за мышечными ощущениями.

Картинки с изображением пчелы. Карандаши и зеркала.

50

Тренировка воображения

Тренировка воображения, сообразительности, аналитических способностей, памяти, внимания.

Листы с иллюстрациями. Артикуляционные карточки.

51

Знакомство со звуком Ц

Знакомство со звуком Ц. Усиление двигательной активности мышц артикуляционного аппарата.

Картинка с изображением цапли. Цыпленок.

52

Развитие связной речи.

Обогащение словаря, развитие грамматического строя, слогового анализа.

 Листы с сюжетными картинками. Карандаши.

53

Знакомство со звуком Ш

Знакомство с шипящим звуком Ш. Учиться контролировать свои артикуляционные движения.

Артикуляционные карточки. Зеркала и карандаши.

54

Обогащение словаря

Развитие связной речи, слогового анализа.

Листы с иллюстрациями.

55

Знакомство со звуком  Ж

Познакомить детей со звуком Ж. Совершенствование работы артикуляционных мышц. Тренировка воображения.

Картинка с изображением жука. Артикуляционные карточки.

56

Развитие грамматического строя речи.

Увеличение объема словаря. Развитие связной речи. Обучение простейшему слоговому анализу.

Листы с иллюстрациями.

Зеркала и карандаши.

57

Знакомство со звуком Ч

Знакомство со звуком Ч. Фиксация  внимания на мышечных ощущениях.

Картинки с изображением воробья и хорька. Артикуляционные карточки.

58

Развитие связной речи.

Совершенствование сообразительности, воображения, памяти, внимания.

Сюжетные картинки.

59

Знакомство со звуком Щ

Знакомство со звуком Щ. Активизация работы мышц речевого аппарата.

Картинки с изображениями щуки. Артикуляционные карточки.

60

Обогащение словаря

Развитие связной речи, слогового анализа.

Листы с иллюстрациями.

 Карандаши и зеркала

61

Развитие воображения

Развитие творческого воображения. Наглядно-образного мышления, памяти, мышления

Листы с иллюстрациями.

 Карандаши и зеркала

62

Звуковой анализ.

 Реализация простейшего звукового анализа в ходе участия в сюжетно-ролевой игре.

Игрушечный автомобиль.

 Картинки сюжетные.

63

Повторение пройденного

Вспомнить пройденный материал.

Картинки сюжетные.

64

диагностика

диагностика

 Артикуляционные карточки.

Диагностический инструментарий.

Игра

Цель

Проведение

«Назови  звук»

 

Проверить умение ребенка определять первый звук в слове.

 Предложить ребенку картинки с изображением аиста, утенка, паука, зебры, слона и т.д. Попросить выбрать картинку назвать звук, на который начинается это слово.

«Выбери карточку»

Проверить умение правильно выполнять основные артикуляционные упражнения.

Проверить умение правильно выполнять основные артикуляционные упражнения.

«Прохлопай слово»

 Определить умение определять количество слогов в слове и выкладывать схему слова.

Ребенка просят послушать слова, например: ваза, газета, Буратино и т.д. Затем  просим ребенка, прохлопать,  услышанное слово и с помощью геометрических фигурок выложить его схему.

«Поговорим по разному»

Проверить, как ребенок научился ребенок регулировать силу голоса.

 Педагог произносит слова и просит ребенка повторить их сначала как мышка, которая говорит  тихо, а потом как котик, который говорит громко.

«Какое слово»

Проверить умеет ли ребенок различать короткие слова и  длинные.

Педагог показывает ребенку игрушки и просит его их назвать. А так-же с помощью рук  определить, короткие или длинные слова он произносит.

«Волшебный клубочек»

Определить умеет ли ребенок в игровой форме определять гласный или согласный звук.

Педагог предлагает вспомнить игру. И называя звук просит ребенка самостоятельно определить тянется ли ниточка при его произношении.

«Что ты любишь»

Проверить умение составлять рассказы с помощью вопросов взрослого.

Педагог обращается к ребенку с различными вопросами и фиксирует результаты.

«Что с чем»

Проверить умение согласовывать слова в предложении.

На столе выложены предметы необходимые в быту (молоток, ключ, ложку, вешалка и т.д.)

Ребенку предлагают найти то, чем едят суп. Ребенок выбирает предмет и называет действие.

Уровни освоения программы 1-го года обучения.

Низкий: Ребенок понимает только речь, которая связана с наглядностью. Задания выполняют после повторения, и только с помощью взрослого. Использует упрощенные слова.

Средний: Ребенок понимает задание. Работает самостоятельно, но по просьбе взрослого. Отвечает предложениями, но затрудняется   в их оформлении, часто использует жесты.

Высокий:  Ребенок с удовольствием и самостоятельно выполняет задания. Правильно составляет предложения. Активен в речевом общении.

Учебный план 2-го года обучения по программе: «Комплексная готовность ребенка к школе»

№ П.П

МЕСЯЦ

Наименование разделов и тем.

Количество занятий

1

сентябрь

Познакомить детей с термином слово.

 Познакомить с линейностью и протяженностью слов.

 Учить интонационно, выделять заданный звук в слове.

4

2

октябрь

Воспитание речевого внимания, фонематического слуха.

 Познакомить с термином звук.

 Познакомить с термином буква.

 Знакомство с буквой А.

8

3

ноябрь

Учить называть слова с заданным звуком.

 Знакомство с клеткой. Учимся работать в тетради.

 Знакомство  с буквами У и О. Работа с разрезной азбукой.

 Выкладывание слогов АО, АУ, УА, УО, ОА, ОУ.

8

4

декабрь

Учить детей составлять предложения по «Живой модели».

 Учить различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

 Знакомство с буквой М. Учить читать и выкладывать слоги АМ, ОМ, УМ, МА, МО, МУ.

8

5

январь

Дать понятия о многозначности слов

. Учить называть слова с заданным звуком.

 Познакомить детей с буквами С, Ш.

 Учимся под диктовку писать слоги в тетради слоги СА, ША, МА, ШО, СО, МО, СУ, ШУ, МУ.

8

 6

февраль

Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные звуки

. Учить составлять предложения о действиях детей.

 Познакомить детей с буквами Ы, Р.

 Учимся писать и составлять простые слова и слоги.

8

7

март

 Закрепить умение интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком.

Учить детей делить слова на слоги.

Познакомить с буквами Л, Н. Составлять слова и записывать их

8

8

апрель

 Закрепить умение интонационно выделять звук в слове.

Учить составлять предложения из двух слов. Называть первое, второе.

Познакомить с буквами  П, Х.

8

9

май

Закрепить умения читать и записывать слоги и слова.

Повторение пройденного материала.

Диагностика.

4

Итого 64 занятия  

Календарно-тематический  план  работы по программе «Комплексная подготовка ребенка к школе» на 2017-2018 учебный год.  (Средняя группа)

занятия

Тема

Цель занятия

Методическое обеспечение

Примечание

1

Словарный состав речи

Познакомить детей с термином слово.

Игрушки для словесных игр.

Игрушки для инсценировки сказки «Машенька и медведь»

2

Линейность и протяженность слов

Рассказать что слов много.

Учить интонационно, выделять заданный звук.

Фишки игрушки для речевых игр.

Дидактическая кукла.

3

Термин звук.

Познакомить детей с термином звук.

Шумовые игрушки. Ширма, фишки игрушки.

4

Фонематический слух.

Воспитание речевого внимания, фонематического слуха.

5-6 картинок с изображением различных предметов.

5

Мягкие и твердые звуки

Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки

Предметные картинки.

Изображение медведицы и медвежонка.

6

 Составление предложений.

Учить составлять предложения по «Живой модели». Учимся называть слова с заданным звуком.

Кукла, фишки-игрушки.

Сюжетные картинки.

7

Выделение звуков в словах.

Учить детей интонационно выделять звуки в словах.

Предметные картинки.

Карандаши и зеркала.

8

Первый звук в слове.

Учимся выделять первый звук в слове. Развитие фонематического слуха и речевого внимания.

Игрушки.

Листы с иллюстрациями.

9

Короткие и длинные слова

Учить детей сравнивать слова по протяженности. Учимся называть слова с заданным звуком.

Игрушки-зверюшки.

Мяч

10

Буква А

Познакомить детей с буквой А.

Предметные картинки.

Карандаши и тетрадь в крупную клетку.

11

Буква А

Продолжить знакомить детей с буквой А

                 Счетные палочки.

Тетрадь и карандаши.

Предметные картинки.

12

Сравнение слов

Сравнение слов по звучанию. Развитие внимание, логического мышления.

Картинки с разными предметами.

Листы с недорисованными  предметами.

13

Многообразие слов.

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги.

Мягкая игрушка. Предметные картинки (коза, стрекоза, мишка, шишка)

Листы с дорожками

14

Буква У

Познакомить детей с буквой У. Учить выделять заданный звук

Предметные картинки. Изображение буквы У

15

 Буква У

Продолжить знакомить детей с буквой У

Счетные палочки. Силуэт буквы У. Карандаши

16

Слог как часть речи.

Продолжать учить делить слова на слоги. Развитие фонематического слуха.

Предметные картинки.

Листы с заданиями по развитию мелкой моторики.

17

Слуховое восприятие.

Развивать слуховое восприятие, учить детей называть первый звук в слове.

Листы с иллюстрациями.

Листы к игре «Кто внимательный»

18

Буква О.

Познакомить детей с буквой О.

Предметные картинки.

Иллюстрация с изображением буквы О.

19

Буква О

Продолжить знакомить детей с буквой О

Картинки к игре «Доскажи словечко» Силуэты буквы О. Карандаши и тетради.

20

Составление слогов

Знакомство с разрезной азбукой.

Составление слогов.

Конверт для каждого ребенка в котором буквы. Карандаши и листы с дорожками.

21

Связная речь.

Развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память.

Листы с иллюстрациями.

Карандаши и листы для раскрашивания.

22

Фонематический слух

Развитие фонематического слуха. Развитие графических навыков.

Предметные картинки.

Листы для проведения дорожек.

23

Пользование моделью слова

Закрепить умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слова.

Игрушки, предметные картинки.

Карандаши и  тетради.

24

Буква М

Познакомить  детей с изображением буквы М

Изображение буквы М.

Картинки, в названии которых есть звук М

25

Буква М

Учимся писать букву М.

Учимся читать слоги

Тетрадь и карандаши. Разрезная азбука. Конверты  буквами.

26

Чтение слогов.

Чтение и составление слогов из знакомых букв.

Листы с силуэтами букв.

Составленные слоги из букв на магнитной доске.

27

Формирование интереса к речевой деятельности.

Формирование интереса к речевой деятельности, самостоятельности, инициативу в решении познавательных задач.

Предметные картинки к игре «Подскажи словечко».  Листы с иллюстрациями.

28

Фонематический слух.

Продолжать развивать фонематический слух и речевой аппарат детей.

Тетради и карандаши.

Игрушки для игры «Соедини правильно»

29

Буква С.

Познакомить с буквой С.

Развивать фонематический слух

Игрушки, в названии которых есть звук С.

Игра «Подскажи словечко» картинки к ней

30

Буква С.

 Закрепить знание буквы С.

Силуэтные картинки с буквой С. Предметные картинки. Карандаши.

31

Первый звук.

Продолжать знакомить с термином «звук» и называть первый звук в слове.

Листы с иллюстрациями.

Тетради и карандаши.

32

Чтение слогов

Учить читать слоги (Прямые и обратные)

Конверты с буквами.

 Предметные картинки.

33

Работа со звуками

Развивать фонематический слух и речевой аппарат детей.

Игрушки,  тетради и карандаши.

34

Буква Р

Познакомить со буквой Р.

Предметные картинки.

Изображение буквы Р

35

Буква Р

Учить детей составлять слоги под диктовку.

Конверты с разрезной азбукой.

Силуэты букв для раскрашивания.

36

Развитие фонематического слуха.

Побуждать интонационно выделять звук Р при произношении слов.

Предметные  картинки для игры «Доскажи словечко»

Карандаши и тетради.

37

Развитие активной речи.

Развивать активную речь детей, учить отвечать на вопросы.

Листы с иллюстрациями.

Предметные картинки.

38

Буква Ы

Познакомить детей с буквой Ы.

Картинки в названии которых есть звук Ы

Изображение буквы Ы.

39

Буква Ы

Учить составлять слоги  с заданной буквой.

Разрезная азбука.

Силуэты буквы Ы.

40

Учить читать слова

Учить детей составлять и читать  простые слова.

Разрезная азбука.

Карандаши и листы для раскрашивания.

41

Деление слов на слоги.

Продолжать развивать слова на слоги. Учить называть первый звук в слове.

Предметные картинки.

Карандаши и тетради.

42

Знакомство с линейностью слов.

Продолжать знакомить с линейностью слов (короткие и длинные) Развивать графические навыки.

Игрушки знакомые детям.

 Листы для раскрашивания.

Карандаши.

43

Буква Р

Познакомить детей с буквой Р. Развитие внимания и логического мышления.

Изображения буквы Р.

Предметные картинки.

44

Буква Р

Учим выделять звук Р в словах. Развитие фонематического слуха.

Листы  с иллюстрациями.

Силуэты буквы Р. Тетради и карандаши.

45

Зрительное и слуховое внимание

Способствовать развитию зрительному и слуховому вниманию.

Картинки к игре «Доскажи словечко».

Листы для раскрашивания. Карандаши.

46

Чтение слов.

Учимся читать  слова.

Развивать графические навыки.

Разрезная азбука.

Тетради и карандаши.

47

Мягкие и твердые согласные звуки

Учить интонационно, выделять твердые и мягкие согласные звуки.

Листы с иллюстрациями.

Картинки к игре «Соедини правильно»

48

Развитие активной речи.

Развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы по тексту. Развивать графические навыки.

Сюжетная картина.

Листы для штриховки. Карандаши.

49

Буква Л

Познакомить детей с буквой Л. Учить выделять первый звук в слове.

Изображение буквы Л. Предметные картинки.

50

Буква Л

Учимся читать слоги и договариваем до целого слова

Разрезная азбука. Предметные картинки. Силуэты буквы Л. Тетради и карандаши.

51

Интерес к речи

Формирование интереса к речевой деятельности, самостоятельности, инициативы в решении познавательных задач

Картинки к игре «Доскажи словечко»

Тетрадь и карандаши.

Листы с иллюстрациями.

52

Твердые и мягкие согласные звуки.

Продолжать знакомить с твердыми и мягкими звуками.

Картинки к загадкам.

Листы для раскрашивания.

53

Место звука в словах

 Учится определять место звука в словах.

Предметные картинки.

Силуэты букв.

54

Буква Н

Познакомить детей с буквой Н

Изображение  буквы Н

Картинки, в названии которых есть звук Н

55

Буква Н

Учить детей читать слоги и слова. Развивать графические навыки.

 Разрезная азбука. Силуэты буквы Н.

Тетради и карандаши.

56

Чтение слогов и слов.

Продолжать развивать умение читать слоги и слова.

Слоги на магнитной азбуке.

Разрезная азбука.

57

Развитие фонематического слуха.

Развивать фонематический слух графические навыки.

Листы с иллюстрациями.

Листы для раскрашивания.

58

Место звука в слове.

Учить интонационно выделять заданные звуки в словах.

Игрушки знакомые детям.

Тетради и карандаши.

59

Отгадывание загадок.

Учить детей отгадывать загадки и правильно называть слова.

Картинки к загадкам.

Листы для раскрашивания.

60

Изображение слова.

Учить соотносить графическое изображение слова с предметом.

Модели слов. Предметные картинки.

Тетради и карандаши.

61

Чтение слогов и слов.

Учить детей читать слоги и составлять слова.

Разрезная азбука.

Тетради и карандаши.

62

Развитие внимание

Развитие внимания, наглядно образного и логического мышления

Листы с иллюстрациями.

Листы для штриховки.

63

Повторение пройденного.

Повторить  пройденный материал.

Разрезная азбука.

Предметные картинки

64

Диагностика

Диагностика

Диагностика.

Итого 64 занятий

Диагностический инструментарий

Игра

Цель

Проведение

«Как слова дружат»

Проверить умение ребенка конструировать предложения.

Педагог показывает 2 предметные картинки. Например: лес и ягоды, и просит ребенка составить предложение.

«Составь рассказ»

Проверить умение составить рассказ по сюжетной картинке.

Предложить ребенку серию картинок. И попросить его выложить последовательность и рассказать историю.

«Покажи букву»

Проверить знание пройденных букв.

Выложить буквы из разрезной азбуки и попросить найти и назвать те, которые он знает.

«Прочитай»

Проверить умение детей составлять и читать под диктовку слоги и простые слова.

 Предложить ребенку под диктовку взрослого составить слоги и слова.

«Волшебный клубочек»

Выявить умение отличать гласные и согласные звуки.

Педагог называет звук и просит определить, с помощью известной ему игры, гласный или согласный это звук.

«Медведица и медвежата»

Проверить понимание мягкий или твердый звук произносит ребенок.

Педагог произносит:  МА-МА-МА(твердо)

Ребенок МЯ-МЯ-МЯ (мягко)

«Я назову, ты нарисуй»

Проверить умение ориентироваться на листе бумаги.

Педагог просит: Нарисуй круг в центре листа. Ребенок рисует и т. д.

«Где спрятался звук»

Проверить умение ребенка определять место звука в слове.

Педагог произносит слова, выделяя звук в слове, и  определить где находится звук. В начале или конце.

«Я назову, ты напиши»

Проверить умение писать известные ребенку буквы.

Педагог называет, а ребенок пишет буквы.

Уровни освоения программы 2-го года обучения:

Низкий: Ребенок понимает обращенную к нему речь. Затрудняется самостоятельно выполнять задания.  Знает  буквы, но не складывает их в слоги и слова.

Средний: Ребенок пользуется в речи простыми предложениями. Отвечает на вопросы односложно. Задания выполняет с помощью взрослого. Может составлять слоги из известных букв. Может назвать первый звук в слове.

 

Высокий: Ребенок пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями. Охотно и самостоятельно выполняет предложенные задания. Инициативен и активен в общении. Легко выделяет и слышит заданный звук в слове. Составляет из известных букв слоги и простые слова.

Список литературы:

  1. Е.А. Бугрименко  Г.А. Цукерман «Чтение без принуждения»  Москва 1993 г.
  2. Н.М.  Быкова «Игры и упражнения для развития речи» Санкт – Петербург 2010
  3. В. Волина «Праздник Букваря»  Москва 1995 г.
  4. С.И. Г удилина  «Игровая Азбука»  Москва 1998 г.
  5. Н. С. Жукова «Букварь» Москва 2010
  6. Л.Е. Журова Н.С. Варенцова Н.В. Дурова Л.Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте» Москва 2007
  7. Т .Р. Кислова «По дороге к Азбуке» Москва 2007г.
  8. Е.В. Колесникова «От А до Я»  Москва 2014г.
  9.  Кузнецова Ольга «Учим читать и писать детей с нарушением речи, Предупреждаем Дисграфию»   Сыктывкар 2013г.
  10. О.С.  Ушакова «Придумай слово» Москва 2001г.
  11. А. Ундзенкова, Л. Колтыгина  «Звукарик»  Екатеринбург 1999г.
  12. А. В. Ундзенкова, Л. С. Колтыгина  «Графемика»  Екатеринбург 2006г.
  13. Г. Ф. Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»  Волгоград 2001г.
  14.  Д. Г. Шумаева «Как хорошо читать»  Санкт-Петербург 2002 г.
  15. В. И. Селиверстова «Речевые игры с детьми» Москва 1994г.
  16.  Евгения Синицына «Игры и упражнения со словами»  Москва 2000 г.
  17.  Евгения Синицына «Умные занятия» Москва 1998г.
  18.  Н.С  Четвертушкина «Слоговая структура слова»  Москва 2001г.
  19. В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем» Санкт- Петербург 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

"Слушая слышу" - презентация

Презентация к программе по восприятию, в разделе музыкальное воспитание в ДОУ....

Статья : "Слышим, различаем, говорим правильно" (для родителей дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием)

Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слияния звуков речи в слоги ...

Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...

Говорите правильно! Основные правила при разговоре с ребёнком или как НЕ НАДО говорить

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в играх. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг: дома, на улице, в детском саду....

"Слышим - говорим"

Игры на развитие фонематического слуха....

Слушать. Слышать. Понимать.

Консультация для родителей....