«Слушаем, слышим, говорим правильно»
рабочая программа по обучению грамоте (средняя группа) на тему
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки, расширение словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие речевого аппарата.
Именно данная программа позволяет затем ребенку легко, научится читать и писать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа
«Слушаем, слышим, говорим правильно»
Знакомство со звуками, введение элементов звукового анализа.
Возраст детей: 3-4 года
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Лаврухина Юлия Владимировна
Санкт-Петербург
2017г
Пояснительная записка:
В 3 года ребенок еще экспериментирует со словами, интуитивное чувство языка еще не заглушено обиходом болтовни, поток детских вопросов еще не иссяк. Именно в это время у ребенка воспитывается особая чуткость к звучанию слов, что очень поможет ему в дальнейшем в процессе обучения грамоте. Прежде чем познакомить детей с буквами должен быть добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква - это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Дети приобретают представления о звуках, способе и месте их образования, начиная узнавать эти звуки в звуковом ряду, в отдельных словах. Начиная с трех лет у детей закладываются основы фонетико – фонематического аспекта речи.
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки, расширение словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие речевого аппарата.
Именно данная программа позволяет затем ребенку легко, научится читать и писать.
Во время занятий дети с удовольствием принимают участие в составлении рассказа по картинке, раскрашивают и дорисовывают отдельные фрагменты. Устанавливают простейшие причинно – следственные связи.
Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется контроль, за собственной речью. Детей младшего дошкольного возраста необходимо побуждать использовать в своей речи глаголы, наречия, имена прилагательные, числительные и предлоги. Поддерживая у детей, желание говорить, взрослый на занятии задает наводящие вопросы, просит повторить фрагменты повествования.
Особое внимание следует уделять развитию артикуляции. Артикуляционный аппарат у детей этого возраста, не приобрел гибкость и подвижность, необходимые для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика подготовит речевой аппарат ребенка к правильному звукопроизношению.
Так как формирование речи ребенка начинается, когда движения пальцев достигает достаточной точности. Пальчиковые игры используются постоянно, они дают возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, познать возможности своего тела. Игры с пальчиками способствует не только развитию мелкой моторики, но и развитию речи.
Самый благоприятный период развития интеллектуальных способностей человека от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышления, внимания. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может, сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.
Цель программы:
Развитие у детей познавательной речевой активности и формирование культуры речевого общения.
Задачи программы:
-активизация смысловой стороны речи, понимание речи.
- расширение словаря.
-развитие связной речи.
-знакомство с понятием звук и развитие умения простого звукового анализа.
-подготовка мышц артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, дыхательной системы.
-развитие тонкой моторики рук и тактильной чувствительности.
-развитие творческих и интеллектуальных способностей.
Программа рассчитана на два года обучения.
Принципы построения программы:
-Учет особенностей каждого ребенка.
- Игровая форма проведения занятий.
-Создание доброжелательной атмосферы во время занятий.
-Частая смена деятельности (с учетом возраста)
Ведущая деятельность - игровая, продуктивная.
Методическое обеспечение программы:
В процессе обучения младших дошкольников используются следующие методы:
-словесные (объяснение, рассказ, беседа, чтение)
-наглядные (наблюдение, демонстрация)
-практические (игры, упражнения)
Во время взаимодействия, не только педагог, но и ребенок активно участвует в процессе обучения. Чем старше дети, тем чаще используются методы самостоятельной работы.
Использование различных методов обучения на занятиях позволяет решить поставленные задачи и развить ребенка, обогатить отношения педагога и ребенка.
В зависимости от поставленных задач, занятие строится следующим образом:
-изучение нового материала.
-закрепление и систематизация знаний умений и навыков детей.
-проверочные задания.
Формы и режим занятий.
Основной формой работы с детьми являются игровые занятия, их продолжительность:
Младшая группа 1 год обучения : 2 раза в неделю по 15 мин.
Средняя группа 2 год обучения: 2 раза в неделю по 20 м
Ожидаемые результаты обучения:
1 год обучения: (3-4 года)
-рассказывает по вопросам педагога.
-согласовывает слова в предложении.
-определяет первый звук в слове.
-умеет определять количество слогов в слове и выкладывать схему слова.
-умеет регулировать свою речь ( говорить тихо, громко)
-определяет на слух короткое или длинное слово.
-умеет проводить простые линии. Правильно держит карандаш.
- слышит разницу между гласным и согласным звуком.
- выполняет правильно артикуляционные упражнения.
2 год обучения: (4-5 лет)
-умеет конструировать предложения.
-владеет умением рассказывать по картинкам.
-знает и узнает 10 букв.
-умеет читать простые слова и слоги.
- отличает гласные и согласные звуки. В игре может отличить мягкие и твердые звуки.
-хорошо умеет ориентироваться на листе бумаги
-с помощью взрослого, определяет место звука в словах. (в начале, в конце)
-умеет писать буквы, которые знает.
Учебный план 1-го года обучения по программе: «Комплексная готовность ребенка к школе»
№п.п | месяц | Наименование разделов и тем. | Количество занятий |
1 | сентябрь | Знакомство с органами артикуляции, развитие воображения, внимания. Формирование к занятиям по данному курсу. Совершенствование связной речи. | 4 |
2 | октябрь | Развитие связной речи. Расширение словаря. Активизация тактильных ощущений. Знакомство со звуками А, У, О. Обучение способности узнавать этот звук в словах. | 8 |
3 | ноябрь | Укрепление мимической мускулатуры. Совершенствование тонкой моторики рук. Развитие диалогической речи. Знакомство со звуками И, Ы, Э, М. | 8 |
4 | декабрь | Обогащение словаря. Активизация гибкости мышц языка. Осуществление простейшего звукового анализа. Знакомство со звуками Н, П, Б. | 8 |
5 | январь | Увеличение объема словаря. Развитие диалогической речи, грамматического строя. Тренировка силы и гибкости мышц артикуляционного аппарата. Знакомство и работа со звуками Ф, В, Т. | 8 |
6 | февраль | Закрепление умения составлять описательный рассказ. Увеличение словарного запаса. Контроль за мышечными ощущениями. Обучение слоговому анализу. Знакомство со звуками Д, Л, К. | 8 |
7 | март | Развитие связной речи, грамматического строя, слогового анализа. Совершенствование мелкой моторики рук. Активизация внимания, памяти, мышления. Знакомство со звуками Г, Х, Й. | 8 |
8 | апрель | Реализация простейшего звукового анализа. Совершенствование возможности мышц артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук. Знакомство со звуками С, З, Ц. | 8 |
9 | май | Совершенствование аналитических способностей. Дифференцирование движений языка и его способности изменять артикуляционное положение. Знакомство со звуками Ш, Ч, Ж. Подведение итогов. | 4 |
Календарно-тематический план работы по программе «Комплексная подготовка ребенка к школе» на 2017-2018 учебный год. (Младшая группа)
№ занятия | Тема | Цель занятия | Методическое обеспечение | Примечание |
1 | Знакомство | Познакомится с детьми. Вызвать интерес к занятиям | Мягкие игрушки. Мяч. | |
2 | Ежонок и Лисенок попадают в лес | Знакомство с органами артикуляции. Тренировка мелкой моторики рук. Формирование интереса к данному курсу. | Мягкие игрушки. Картинки с изображением леса. | |
3 | Составление рассказа | Научить детей составлять простой описательный рассказ с помощью взрослого. | Картинки с изображением детей в лесу. Зеркала для каждого ребенка. | |
4 | Разные настроения | Развитие представлений о различных эмоциях. Умение их проявлять. | Мягкие игрушки. Листы с иллюстрациями. Цветные карандаши. | |
5 | Развитие связной речи. | Развитие умения составлять описательный рассказ Активизация тактильных ощущений. | Картинки с изображением животных и птиц. Кусочки меха. | |
6 | Составление рассказа | Расширение словаря. Тренировка артикуляционной мускулатуры. | Артикуляционные карточки с изображением заборчика и трубочки. | |
7 | Знакомство со звуком А | Обучение способности узнавать этот звук в словах. Развитие артикуляции. | Листы с иллюстрациями. Рисунки с картинками со звуками А. Зеркала. | |
8 | Расширение объема словаря | Развитие памяти, внимания умение рассуждать. Развитие мелкой моторики рук. | Сюжетные картинки. Картинки с изображением открытых ворот. | |
9 | Знакомство со звуком У | Познакомить детей со звуком У. Учимся узнавать звук в словах. | Картинки с изображением улитки. Листы с изображениями. Зеркала. | |
10 | Закрепить умение узнавать звуки А и У | Развитие умения классифицировать предметы по их признакам. Совершенствование артикуляции. | Игрушки в названии которых есть звуки А и У. Мяч, зеркала. | |
11 | Знакомство со звуком О | Познакомить со звуком О. Формирование представлений о звукоразличении. | Листы с иллюстрациями. Игра волшебный мешочек. Зеркала. | |
12 | Развития грамматического строя речи | Развитие связной речи. Развитие артикуляционных навыков. Совершенствование тонких движений пальцев рук. | Листы с сюжетными картинками. Карандаши, зеркала. | |
13 | Знакомство со звуком И. | Познакомить с гласным звуком И. Укрепление мимической мускулатуры. | Игрушка мышонка. Игры со словами. Карандаши. | |
14 | Развитие диалогической речи | Обогащение словаря. Тренировка воображения, мышления, памяти. Развитие умения удерживать артикуляционного положения. | Листы с иллюстрациями. Зеркала и карандаши. | |
15 | Знакомство со звуком Ы. | Познакомить с особенностями звука Ы. Совершенствование аналитических способностей. | Картинка с изображением рыси. Иллюстрации. | |
16 | Развитие связной речи. | Тренировка артикуляционного аппарата. Развитие мелкой моторики рук. | Картинка с часиками. Карандаши и зеркала. | |
17 | Знакомство со звуком Э | Познакомить детей со звуком Э. Тренировка развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук. | Листы с иллюстрациями. Зеркала, бумажные салфетки. | |
18 | Обогащение словаря. | Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. | Игрушки и картинки для артикуляционной гимнастики. | |
19 | Знакомство со звуком М | Познакомить детей со звуком М. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом. | Листы с иллюстрациями. Карандаши и зеркала. | |
20 | Сравнение гласных и согласных звуков | Познакомить детей в игровой форме с разницей произношения согласных и гласных звуков. | Игра «Волшебный клубочек» Картинки с изображением знакомых детям предметов. | |
21 | Знакомство со звуком Н | Познакомить детей со звуком Н. Тренировка зрительного внимания и внутренней мышечной чувствительности. | Иллюстрации. Карандаши и зеркала. | |
22 | Обогащение словаря | Учить осуществлять простой звуковой анализ. Активизация гибкости мышц языка. | Карточки для звуковой работы. | |
23 | Знакомство со звуком П | Познакомить со звуком П. Развитие моторной ловкости рук. | Картинка с изображением паука и птенца. | |
24 | Развитие связной речи. | Обогащение словаря. Активизация аналитических способностей. | Листы с иллюстрациями. Зеркала и карандаши. | |
25 | Знакомство со звуком Б | Познакомить со звуком Б. Тренировка силы и подвижности мышц артикуляционного аппарата. | Картинки с изображением белки, бобра и банана. | |
26 | Увеличение словарного запаса | Совершенствование связной речи. Усиление тактильной и мышечной чувствительности. | Артикуляционные карточки. Сюжетные картинки. | |
27 | Знакомство со звуком Ф | Познакомить со звуком Ф. Активизация воображения, образного мышления, памяти. | Мягкие игрушки. Листы с иллюстрациями. | |
28 | Развитие диалогической речи | Увеличение объема словаря. Развитие умения принимать и изменять артикуляционного положения. | Артикуляционные карточки. Картинки сюжетные. | |
29 | Знакомство со звуком В | Познакомить со звуком В. Умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. | Картинки с изображением волка. Артикуляционные карточки. | |
30 | Увеличение объема словаря. | Развитие связной речи. Активизация внимания, контроля, памяти, аналитических способностей. | Листы с иллюстрациями. Карандаши, зеркала. | |
31 | Знакомство со звуком Т | Знакомство со звуком Т. Увеличение силы мышц языка. Стимуляция ловкости пальцев рук. | Картинка с изображением стрекозы. Молоточек. | |
32 | Слоговой анализ слов | Обучение слоговому анализу слова. Расширение словаря. Развитие связной речи. | Листы с иллюстрациями. Артикуляционная карточка «Грибок» Зеркала | |
33 | Знакомство со звуком Д | Знакомство со звуком Д. Развитие памяти, речевого внимания, контроля над мышечными ощущениями. | Листы с иллюстрациями. Артикуляционные карточки. | |
34 | Описательный рассказ | Закрепление умение составлять описательный рассказ. Увеличение словаря. | Сюжетные картинки. Зеркала карандаши. | |
35 | Знакомство со звуком Л | Познакомить детей со звуком Л. Тренировка координации и синхронности работы рук. | Картинки с изображениями лося и др. предметов на Л | |
36 | Слоговой анализ слов | Совершенствование слогового анализа слов. Развитие связной речи. Расширение объема словаря. | Артикуляционные карточки. Карандаши и зеркала. | |
37 | Знакомство со звуком К | Знакомство со звуком К. Совершенствование воображения, аналитических способностей, внимания, самоконтроля. | Листы с иллюстрациями. Игрушки и картинки. | |
38 | Грамматический строй речи. | Развитие грамматического строя речи, связной речи. Обогащение словаря. | Сюжетные картинки. Зеркала и карандаши. | |
39 | Знакомство со звуком Г | Познакомить детей со звуком Г. Тренировка мышечного контроля и тактильной чувствительности. | Листы с иллюстрациями. Зеркала и карандаши. | |
40 | Развитие связной речи. | Расширение объема словаря. Развитие связной речи. | Картинки с изображением гусей. Зеркала и карандаши. | |
41 | Знакомство со звуком Х | Знакомство со звуком Х. Активизация аналитических способностей, воображение, памяти и самоконтроля. | Картинка с изображением хомяка. Листы с иллюстрациями. | |
42 | Развитие связной речи | Обогащение словаря. Развитие грамматического строя речи. | Лексическая работа с сюжетными картинками. Артикуляционные карточки. | |
43 | Знакомство со звуком Й | Знакомство со звуком Й. Тренировка тонкой моторики рук. | Картинки с изображением чайки и зайца. | |
44 | Развитие внимание и памяти | Совершенствование внимания, памяти и воображения, мышления, умения рассуждать. | Листы с иллюстрациями. Карандаши и зеркала. | |
45 | Знакомство со звуком Й | Знакомство со звуком Й. Тренировка восприятия определенных качеств предметов. | Набор колючих и неколючих предметов. | |
46 | Простейший звуковой анализ | Обогащение словаря. Реализация простейшего звукового анализа. | Листы с иллюстрациями. Артикуляционные карточки. | |
47 | Знакомство со звуком С | Знакомство со звуком С. Активизация воздушной струи. Тренировка силы и активности мышц артикуляционного аппарата. | Артикуляционные карточки. Сюжетные картинки. | |
48 | Обогащение словаря. | Развитие связной речи, грамматического строя речи, слогового анализа. | Картинки с изображением предметов со звуком С | |
49 | Знакомство со звуком З | Познакомить детей со звуком З. Активизация контроля за мышечными ощущениями. | Картинки с изображением пчелы. Карандаши и зеркала. | |
50 | Тренировка воображения | Тренировка воображения, сообразительности, аналитических способностей, памяти, внимания. | Листы с иллюстрациями. Артикуляционные карточки. | |
51 | Знакомство со звуком Ц | Знакомство со звуком Ц. Усиление двигательной активности мышц артикуляционного аппарата. | Картинка с изображением цапли. Цыпленок. | |
52 | Развитие связной речи. | Обогащение словаря, развитие грамматического строя, слогового анализа. | Листы с сюжетными картинками. Карандаши. | |
53 | Знакомство со звуком Ш | Знакомство с шипящим звуком Ш. Учиться контролировать свои артикуляционные движения. | Артикуляционные карточки. Зеркала и карандаши. | |
54 | Обогащение словаря | Развитие связной речи, слогового анализа. | Листы с иллюстрациями. | |
55 | Знакомство со звуком Ж | Познакомить детей со звуком Ж. Совершенствование работы артикуляционных мышц. Тренировка воображения. | Картинка с изображением жука. Артикуляционные карточки. | |
56 | Развитие грамматического строя речи. | Увеличение объема словаря. Развитие связной речи. Обучение простейшему слоговому анализу. | Листы с иллюстрациями. Зеркала и карандаши. | |
57 | Знакомство со звуком Ч | Знакомство со звуком Ч. Фиксация внимания на мышечных ощущениях. | Картинки с изображением воробья и хорька. Артикуляционные карточки. | |
58 | Развитие связной речи. | Совершенствование сообразительности, воображения, памяти, внимания. | Сюжетные картинки. | |
59 | Знакомство со звуком Щ | Знакомство со звуком Щ. Активизация работы мышц речевого аппарата. | Картинки с изображениями щуки. Артикуляционные карточки. | |
60 | Обогащение словаря | Развитие связной речи, слогового анализа. | Листы с иллюстрациями. Карандаши и зеркала | |
61 | Развитие воображения | Развитие творческого воображения. Наглядно-образного мышления, памяти, мышления | Листы с иллюстрациями. Карандаши и зеркала | |
62 | Звуковой анализ. | Реализация простейшего звукового анализа в ходе участия в сюжетно-ролевой игре. | Игрушечный автомобиль. Картинки сюжетные. | |
63 | Повторение пройденного | Вспомнить пройденный материал. | Картинки сюжетные. | |
64 | диагностика | диагностика | Артикуляционные карточки. |
Диагностический инструментарий.
Игра | Цель | Проведение |
«Назови звук»
| Проверить умение ребенка определять первый звук в слове. | Предложить ребенку картинки с изображением аиста, утенка, паука, зебры, слона и т.д. Попросить выбрать картинку назвать звук, на который начинается это слово. |
«Выбери карточку» | Проверить умение правильно выполнять основные артикуляционные упражнения. | Проверить умение правильно выполнять основные артикуляционные упражнения. |
«Прохлопай слово» | Определить умение определять количество слогов в слове и выкладывать схему слова. | Ребенка просят послушать слова, например: ваза, газета, Буратино и т.д. Затем просим ребенка, прохлопать, услышанное слово и с помощью геометрических фигурок выложить его схему. |
«Поговорим по разному» | Проверить, как ребенок научился ребенок регулировать силу голоса. | Педагог произносит слова и просит ребенка повторить их сначала как мышка, которая говорит тихо, а потом как котик, который говорит громко. |
«Какое слово» | Проверить умеет ли ребенок различать короткие слова и длинные. | Педагог показывает ребенку игрушки и просит его их назвать. А так-же с помощью рук определить, короткие или длинные слова он произносит. |
«Волшебный клубочек» | Определить умеет ли ребенок в игровой форме определять гласный или согласный звук. | Педагог предлагает вспомнить игру. И называя звук просит ребенка самостоятельно определить тянется ли ниточка при его произношении. |
«Что ты любишь» | Проверить умение составлять рассказы с помощью вопросов взрослого. | Педагог обращается к ребенку с различными вопросами и фиксирует результаты. |
«Что с чем» | Проверить умение согласовывать слова в предложении. | На столе выложены предметы необходимые в быту (молоток, ключ, ложку, вешалка и т.д.) Ребенку предлагают найти то, чем едят суп. Ребенок выбирает предмет и называет действие. |
Уровни освоения программы 1-го года обучения.
Низкий: Ребенок понимает только речь, которая связана с наглядностью. Задания выполняют после повторения, и только с помощью взрослого. Использует упрощенные слова.
Средний: Ребенок понимает задание. Работает самостоятельно, но по просьбе взрослого. Отвечает предложениями, но затрудняется в их оформлении, часто использует жесты.
Высокий: Ребенок с удовольствием и самостоятельно выполняет задания. Правильно составляет предложения. Активен в речевом общении.
Учебный план 2-го года обучения по программе: «Комплексная готовность ребенка к школе»
№ П.П | МЕСЯЦ | Наименование разделов и тем. | Количество занятий |
1 | сентябрь | Познакомить детей с термином слово. Познакомить с линейностью и протяженностью слов. Учить интонационно, выделять заданный звук в слове. | 4 |
2 | октябрь | Воспитание речевого внимания, фонематического слуха. Познакомить с термином звук. Познакомить с термином буква. Знакомство с буквой А. | 8 |
3 | ноябрь | Учить называть слова с заданным звуком. Знакомство с клеткой. Учимся работать в тетради. Знакомство с буквами У и О. Работа с разрезной азбукой. Выкладывание слогов АО, АУ, УА, УО, ОА, ОУ. | 8 |
4 | декабрь | Учить детей составлять предложения по «Живой модели». Учить различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Знакомство с буквой М. Учить читать и выкладывать слоги АМ, ОМ, УМ, МА, МО, МУ. | 8 |
5 | январь | Дать понятия о многозначности слов . Учить называть слова с заданным звуком. Познакомить детей с буквами С, Ш. Учимся под диктовку писать слоги в тетради слоги СА, ША, МА, ШО, СО, МО, СУ, ШУ, МУ. | 8 |
6 | февраль | Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные звуки . Учить составлять предложения о действиях детей. Познакомить детей с буквами Ы, Р. Учимся писать и составлять простые слова и слоги. | 8 |
7 | март | Закрепить умение интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учить детей делить слова на слоги. Познакомить с буквами Л, Н. Составлять слова и записывать их | 8 |
8 | апрель | Закрепить умение интонационно выделять звук в слове. Учить составлять предложения из двух слов. Называть первое, второе. Познакомить с буквами П, Х. | 8 |
9 | май | Закрепить умения читать и записывать слоги и слова. Повторение пройденного материала. Диагностика. | 4 |
Итого 64 занятия
Календарно-тематический план работы по программе «Комплексная подготовка ребенка к школе» на 2017-2018 учебный год. (Средняя группа)
№ занятия | Тема | Цель занятия | Методическое обеспечение | Примечание |
1 | Словарный состав речи | Познакомить детей с термином слово. | Игрушки для словесных игр. Игрушки для инсценировки сказки «Машенька и медведь» | |
2 | Линейность и протяженность слов | Рассказать что слов много. Учить интонационно, выделять заданный звук. | Фишки игрушки для речевых игр. Дидактическая кукла. | |
3 | Термин звук. | Познакомить детей с термином звук. | Шумовые игрушки. Ширма, фишки игрушки. | |
4 | Фонематический слух. | Воспитание речевого внимания, фонематического слуха. | 5-6 картинок с изображением различных предметов. | |
5 | Мягкие и твердые звуки | Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки | Предметные картинки. Изображение медведицы и медвежонка. | |
6 | Составление предложений. | Учить составлять предложения по «Живой модели». Учимся называть слова с заданным звуком. | Кукла, фишки-игрушки. Сюжетные картинки. | |
7 | Выделение звуков в словах. | Учить детей интонационно выделять звуки в словах. | Предметные картинки. Карандаши и зеркала. | |
8 | Первый звук в слове. | Учимся выделять первый звук в слове. Развитие фонематического слуха и речевого внимания. | Игрушки. Листы с иллюстрациями. | |
9 | Короткие и длинные слова | Учить детей сравнивать слова по протяженности. Учимся называть слова с заданным звуком. | Игрушки-зверюшки. Мяч | |
10 | Буква А | Познакомить детей с буквой А. | Предметные картинки. Карандаши и тетрадь в крупную клетку. | |
11 | Буква А | Продолжить знакомить детей с буквой А | Счетные палочки. Тетрадь и карандаши. Предметные картинки. | |
12 | Сравнение слов | Сравнение слов по звучанию. Развитие внимание, логического мышления. | Картинки с разными предметами. Листы с недорисованными предметами. | |
13 | Многообразие слов. | Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. | Мягкая игрушка. Предметные картинки (коза, стрекоза, мишка, шишка) Листы с дорожками | |
14 | Буква У | Познакомить детей с буквой У. Учить выделять заданный звук | Предметные картинки. Изображение буквы У | |
15 | Буква У | Продолжить знакомить детей с буквой У | Счетные палочки. Силуэт буквы У. Карандаши | |
16 | Слог как часть речи. | Продолжать учить делить слова на слоги. Развитие фонематического слуха. | Предметные картинки. Листы с заданиями по развитию мелкой моторики. | |
17 | Слуховое восприятие. | Развивать слуховое восприятие, учить детей называть первый звук в слове. | Листы с иллюстрациями. Листы к игре «Кто внимательный» | |
18 | Буква О. | Познакомить детей с буквой О. | Предметные картинки. Иллюстрация с изображением буквы О. | |
19 | Буква О | Продолжить знакомить детей с буквой О | Картинки к игре «Доскажи словечко» Силуэты буквы О. Карандаши и тетради. | |
20 | Составление слогов | Знакомство с разрезной азбукой. Составление слогов. | Конверт для каждого ребенка в котором буквы. Карандаши и листы с дорожками. | |
21 | Связная речь. | Развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память. | Листы с иллюстрациями. Карандаши и листы для раскрашивания. | |
22 | Фонематический слух | Развитие фонематического слуха. Развитие графических навыков. | Предметные картинки. Листы для проведения дорожек. | |
23 | Пользование моделью слова | Закрепить умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слова. | Игрушки, предметные картинки. Карандаши и тетради. | |
24 | Буква М | Познакомить детей с изображением буквы М | Изображение буквы М. Картинки, в названии которых есть звук М | |
25 | Буква М | Учимся писать букву М. Учимся читать слоги | Тетрадь и карандаши. Разрезная азбука. Конверты буквами. | |
26 | Чтение слогов. | Чтение и составление слогов из знакомых букв. | Листы с силуэтами букв. Составленные слоги из букв на магнитной доске. | |
27 | Формирование интереса к речевой деятельности. | Формирование интереса к речевой деятельности, самостоятельности, инициативу в решении познавательных задач. | Предметные картинки к игре «Подскажи словечко». Листы с иллюстрациями. | |
28 | Фонематический слух. | Продолжать развивать фонематический слух и речевой аппарат детей. | Тетради и карандаши. Игрушки для игры «Соедини правильно» | |
29 | Буква С. | Познакомить с буквой С. Развивать фонематический слух | Игрушки, в названии которых есть звук С. Игра «Подскажи словечко» картинки к ней | |
30 | Буква С. | Закрепить знание буквы С. | Силуэтные картинки с буквой С. Предметные картинки. Карандаши. | |
31 | Первый звук. | Продолжать знакомить с термином «звук» и называть первый звук в слове. | Листы с иллюстрациями. Тетради и карандаши. | |
32 | Чтение слогов | Учить читать слоги (Прямые и обратные) | Конверты с буквами. Предметные картинки. | |
33 | Работа со звуками | Развивать фонематический слух и речевой аппарат детей. | Игрушки, тетради и карандаши. | |
34 | Буква Р | Познакомить со буквой Р. | Предметные картинки. Изображение буквы Р | |
35 | Буква Р | Учить детей составлять слоги под диктовку. | Конверты с разрезной азбукой. Силуэты букв для раскрашивания. | |
36 | Развитие фонематического слуха. | Побуждать интонационно выделять звук Р при произношении слов. | Предметные картинки для игры «Доскажи словечко» Карандаши и тетради. | |
37 | Развитие активной речи. | Развивать активную речь детей, учить отвечать на вопросы. | Листы с иллюстрациями. Предметные картинки. | |
38 | Буква Ы | Познакомить детей с буквой Ы. | Картинки в названии которых есть звук Ы Изображение буквы Ы. | |
39 | Буква Ы | Учить составлять слоги с заданной буквой. | Разрезная азбука. Силуэты буквы Ы. | |
40 | Учить читать слова | Учить детей составлять и читать простые слова. | Разрезная азбука. Карандаши и листы для раскрашивания. | |
41 | Деление слов на слоги. | Продолжать развивать слова на слоги. Учить называть первый звук в слове. | Предметные картинки. Карандаши и тетради. | |
42 | Знакомство с линейностью слов. | Продолжать знакомить с линейностью слов (короткие и длинные) Развивать графические навыки. | Игрушки знакомые детям. Листы для раскрашивания. Карандаши. | |
43 | Буква Р | Познакомить детей с буквой Р. Развитие внимания и логического мышления. | Изображения буквы Р. Предметные картинки. | |
44 | Буква Р | Учим выделять звук Р в словах. Развитие фонематического слуха. | Листы с иллюстрациями. Силуэты буквы Р. Тетради и карандаши. | |
45 | Зрительное и слуховое внимание | Способствовать развитию зрительному и слуховому вниманию. | Картинки к игре «Доскажи словечко». Листы для раскрашивания. Карандаши. | |
46 | Чтение слов. | Учимся читать слова. Развивать графические навыки. | Разрезная азбука. Тетради и карандаши. | |
47 | Мягкие и твердые согласные звуки | Учить интонационно, выделять твердые и мягкие согласные звуки. | Листы с иллюстрациями. Картинки к игре «Соедини правильно» | |
48 | Развитие активной речи. | Развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы по тексту. Развивать графические навыки. | Сюжетная картина. Листы для штриховки. Карандаши. | |
49 | Буква Л | Познакомить детей с буквой Л. Учить выделять первый звук в слове. | Изображение буквы Л. Предметные картинки. | |
50 | Буква Л | Учимся читать слоги и договариваем до целого слова | Разрезная азбука. Предметные картинки. Силуэты буквы Л. Тетради и карандаши. | |
51 | Интерес к речи | Формирование интереса к речевой деятельности, самостоятельности, инициативы в решении познавательных задач | Картинки к игре «Доскажи словечко» Тетрадь и карандаши. Листы с иллюстрациями. | |
52 | Твердые и мягкие согласные звуки. | Продолжать знакомить с твердыми и мягкими звуками. | Картинки к загадкам. Листы для раскрашивания. | |
53 | Место звука в словах | Учится определять место звука в словах. | Предметные картинки. Силуэты букв. | |
54 | Буква Н | Познакомить детей с буквой Н | Изображение буквы Н Картинки, в названии которых есть звук Н | |
55 | Буква Н | Учить детей читать слоги и слова. Развивать графические навыки. | Разрезная азбука. Силуэты буквы Н. Тетради и карандаши. | |
56 | Чтение слогов и слов. | Продолжать развивать умение читать слоги и слова. | Слоги на магнитной азбуке. Разрезная азбука. | |
57 | Развитие фонематического слуха. | Развивать фонематический слух графические навыки. | Листы с иллюстрациями. Листы для раскрашивания. | |
58 | Место звука в слове. | Учить интонационно выделять заданные звуки в словах. | Игрушки знакомые детям. Тетради и карандаши. | |
59 | Отгадывание загадок. | Учить детей отгадывать загадки и правильно называть слова. | Картинки к загадкам. Листы для раскрашивания. | |
60 | Изображение слова. | Учить соотносить графическое изображение слова с предметом. | Модели слов. Предметные картинки. Тетради и карандаши. | |
61 | Чтение слогов и слов. | Учить детей читать слоги и составлять слова. | Разрезная азбука. Тетради и карандаши. | |
62 | Развитие внимание | Развитие внимания, наглядно образного и логического мышления | Листы с иллюстрациями. Листы для штриховки. | |
63 | Повторение пройденного. | Повторить пройденный материал. | Разрезная азбука. Предметные картинки | |
64 | Диагностика | Диагностика | Диагностика. |
Итого 64 занятий
Диагностический инструментарий
Игра | Цель | Проведение |
«Как слова дружат» | Проверить умение ребенка конструировать предложения. | Педагог показывает 2 предметные картинки. Например: лес и ягоды, и просит ребенка составить предложение. |
«Составь рассказ» | Проверить умение составить рассказ по сюжетной картинке. | Предложить ребенку серию картинок. И попросить его выложить последовательность и рассказать историю. |
«Покажи букву» | Проверить знание пройденных букв. | Выложить буквы из разрезной азбуки и попросить найти и назвать те, которые он знает. |
«Прочитай» | Проверить умение детей составлять и читать под диктовку слоги и простые слова. | Предложить ребенку под диктовку взрослого составить слоги и слова. |
«Волшебный клубочек» | Выявить умение отличать гласные и согласные звуки. | Педагог называет звук и просит определить, с помощью известной ему игры, гласный или согласный это звук. |
«Медведица и медвежата» | Проверить понимание мягкий или твердый звук произносит ребенок. | Педагог произносит: МА-МА-МА(твердо) Ребенок МЯ-МЯ-МЯ (мягко) |
«Я назову, ты нарисуй» | Проверить умение ориентироваться на листе бумаги. | Педагог просит: Нарисуй круг в центре листа. Ребенок рисует и т. д. |
«Где спрятался звук» | Проверить умение ребенка определять место звука в слове. | Педагог произносит слова, выделяя звук в слове, и определить где находится звук. В начале или конце. |
«Я назову, ты напиши» | Проверить умение писать известные ребенку буквы. | Педагог называет, а ребенок пишет буквы. |
Уровни освоения программы 2-го года обучения:
Низкий: Ребенок понимает обращенную к нему речь. Затрудняется самостоятельно выполнять задания. Знает буквы, но не складывает их в слоги и слова.
Средний: Ребенок пользуется в речи простыми предложениями. Отвечает на вопросы односложно. Задания выполняет с помощью взрослого. Может составлять слоги из известных букв. Может назвать первый звук в слове.
Высокий: Ребенок пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями. Охотно и самостоятельно выполняет предложенные задания. Инициативен и активен в общении. Легко выделяет и слышит заданный звук в слове. Составляет из известных букв слоги и простые слова.
Список литературы:
- Е.А. Бугрименко Г.А. Цукерман «Чтение без принуждения» Москва 1993 г.
- Н.М. Быкова «Игры и упражнения для развития речи» Санкт – Петербург 2010
- В. Волина «Праздник Букваря» Москва 1995 г.
- С.И. Г удилина «Игровая Азбука» Москва 1998 г.
- Н. С. Жукова «Букварь» Москва 2010
- Л.Е. Журова Н.С. Варенцова Н.В. Дурова Л.Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте» Москва 2007
- Т .Р. Кислова «По дороге к Азбуке» Москва 2007г.
- Е.В. Колесникова «От А до Я» Москва 2014г.
- Кузнецова Ольга «Учим читать и писать детей с нарушением речи, Предупреждаем Дисграфию» Сыктывкар 2013г.
- О.С. Ушакова «Придумай слово» Москва 2001г.
- А. Ундзенкова, Л. Колтыгина «Звукарик» Екатеринбург 1999г.
- А. В. Ундзенкова, Л. С. Колтыгина «Графемика» Екатеринбург 2006г.
- Г. Ф. Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Волгоград 2001г.
- Д. Г. Шумаева «Как хорошо читать» Санкт-Петербург 2002 г.
- В. И. Селиверстова «Речевые игры с детьми» Москва 1994г.
- Евгения Синицына «Игры и упражнения со словами» Москва 2000 г.
- Евгения Синицына «Умные занятия» Москва 1998г.
- Н.С Четвертушкина «Слоговая структура слова» Москва 2001г.
- В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем» Санкт- Петербург 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...
"Слушая слышу" - презентация
Презентация к программе по восприятию, в разделе музыкальное воспитание в ДОУ....
Статья : "Слышим, различаем, говорим правильно" (для родителей дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием)
Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слияния звуков речи в слоги ...
Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...
Говорите правильно! Основные правила при разговоре с ребёнком или как НЕ НАДО говорить
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в играх. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг: дома, на улице, в детском саду....
"Слышим - говорим"
Игры на развитие фонематического слуха....
Слушать. Слышать. Понимать.
Консультация для родителей....