"Поможем гостю заговорить"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

"Поможем гостю заговорить"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc365 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Тема: "Поможем гостю заговорить"

Подготовил: воспитатель Шекурова С.И.

                                                                                                                              Саранск 2017

                                                                                                                Цель: Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.

Задачи:

  • Помочь дошкольникам освоить программный материал.
  • Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
  • Продолжать учить составлять и анализировать звуковую модель слова; различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие.
  • Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять и изолированно произносить первый звук в слове.
  • Развивать логическое мышление, внимание, речь детей.
  • Воспитывать интерес к занятию, усидчивость у детей.
  • Добиваться большей активности детей на занятии.
  • Сделать педагогический процесс более эмоциональным.

Словарная работа: познакомить детей с понятием идентификация – сравнение, установление совпадения.

Предварительная работа: дидактические игры «Слоговое лото», «Поиграем, почитаем»; дидактическое упражнение «Составь предложение»; беседа с детьми о космосе.

Оборудование: презентация занятия, тюбики со слоговыми схемами, 10 предметных картинок, бортовой компьютер (ноутбук), конверт, шкатулка, карточки для составления звуковой схемы слова (раздаточные и демонстрационные), музыкальное сопровождение.

 ХОД  НОД

Организационный момент

 - Посмотрите, к нам прилетел гость – Посланец с другой планеты.

- Ребята, скажите, на какой планете мы живем?

- Как называются жители планеты Земля?

- Какие планеты вы еще знаете? (Марс, Юпитер, Сатурн)

(Влетает НЛО)

-Ой, дети , вы что-то слышите? Какой-то необычный звук, правда?

-К нам прилетел гость с другой планеты.

- Ребята, если наш гость прилетел с другой планеты (иной), значит он кто (инопланетянин)?

- На чем он прилетел? (на космическом корабле)

- Давайте узнаем, кто он? Откуда?

- Гость молчит. Почему? (не умеет говорить)

- А мы с вами умеем говорить?

- Да, все земляне обладают таким богатством, как речь!

- На каком языке мы сейчас говорим?

- Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

- Я предлагаю подарить гостю частичку нашего русского языка.

- У меня есть шкатулка, посмотрите (показываю детям), вот сюда мы с вами соберем самые разные звуки, буквы, слоги и слова и подарим гостю. И тогда, может быть, он сможет говорить.

Дидактическая игра: «Подбери словечко»

- Соберите сладкие слова. (конфета, шоколад)

- А сейчас ласковые. (мама, бабушка, люблю)

- Соберите холодные слова. (снег, лед, холодильник)

- Громкие. (гром, град, барабан)

- Тихие. (ночь, сон, шорох)

- Легкие. (перышко, пушинка)

- Волшебные. (спасибо, пожалуйста)

- Теплые. (взгляд, солнышко)

- Молодцы, ребята, как много слов вы собрали для нашего гостя. Какие они все разные!

- Наша шкатулочка начинает заполняться!

 Основная часть

– А теперь, ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в космическое пространство, побывать на планете нашего Гостя. Согласны? На чём мы можем совершить это путешествие? (Ответы детей)
– Да, на космическом корабле (или ракете).
– Но прежде чем отправиться в полёт, я предлагаю вам познакомиться с языком инопланетных цивилизаций и собрать вещи, необходимые для путешествия. Перед вами карточки с изображением предметов, выбирайте нужную и кладите в отсеки. У нас два отсека (синий и зелёный). В синий отсек – карточки с изображением предметов, название которых начинается с твёрдого согласного, в зелёный отсек – карточки с изображением предметов, название которых начинается с мягкого согласного. Вы готовы?

– Берём по одной карточке и объясняем, почему выбрали один из отсеков (Работа детей)

– Итак, шкатулочка заполняется, вещи собраны. К путешествию готовы? (Ответы детей...)

– Тогда прошу пройти в космический корабль.
– Перед вами бортовой компьютер. Для того чтобы, каждый смог управлять кораблём, бортовой компьютер должен произвести идентификацию ваших голосов.
– Сейчас каждому будет задан вопрос, ответ должен быть полным.

Вопросы: 

- Какие бывают звуки ?

– Чем звук отличается от буквы?


– Звук б – это гласный или согласный?


– Звук а – это гласный или согласный?


– Назови 3 слова, которые начинаются с твёрдого звука – к.


– Определи место звука [а] в слове матрёшка.


– Звук [в] это глухой или звонкий согласный?


– Чем отличаются гласные от согласных звуков?


– Назови слова, состоящие из 1, 2 слогов.

– Идентификация ваших голосов завершена. Шкатулочка наполняется! Мы отправляемся. Занимаем места в космическом корабле, пристёгиваем ремни безопасности. Начинаем обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1, 0 – пуск (включить фонограмму). Набираем высоту (УУУУУУ). Полёт проходит успешно. Предлагаю экипажу подкрепиться.

Перед вами тюбики с космической едой. А вместо названия, изображена слоговая схема слова. У вас есть возможность выбрать пищу самим, но названия её должны состоять из того же количества слогов, что и на вашем тюбике.

(Ответы детей)

–  Ну вот мы и подкрепились. А шкатулочка наша все наполняется!

Внимание! Внимание! Наш корабль совершил посадку на неизвестной планете. Предлагаю экипажу надеть космические скафандры и выйти на поверхность планеты.

Ребята, а вдруг жители этой планеты подумают, что мы прилетели с плохими намерениями. Давайте исполним мирный танец-приветствие, и они поймут, что мы желаем им добра.

Физкультминутка

Танец под музыку .

– Теперь нам нужно осмотреться. Посмотрите, какое-то письмо:

«Школа» (собрать слово по номерам букв)

- Наша шкатулка, ребята, заполнилась. И мы ее можем оставить нашему гостю. Пусть он ознакомится с нашим языком и в следующий раз мы уже сможем пообщаться с ним.

– А нам пора возвращаться домой! Давайте вернёмся на космический корабль, (дети рассаживаются на места) Что же еще находится в конверте? (Картинка школы)

– Что же это может значить? Может быть , жители планета что-то хотят нам сказать, с помощью этой картинки?
– Давайте передадим ее на Землю, и учёные в лаборатории во всём разберутся. Но бортовой компьютер сможет передать только звуковую схему слова. Вам нужно будет составить звуковую схему и объяснить, после этого компьютер сможет передать схему на Землю (ШКОЛА)

(Работа детей: один составляет у доски, остальные дети работают на местах)

– Схемы слова переданы на Землю. Путешествие наше подходит к концу. Предлагаю взять курс на планету Земля. Начинаем обратный отсчёт: 5,4,3,2,1,0 пуск (включаем фонограмму). Набираем высоту (УУУУУУУ).

Итог

 Понравилось вам путешествие? Какие трудности мы встречали на своём пути? Что вам запомнилось? (Ответы детей)

Внимание! Внимание! Наш космический корабль совершил посадку на планете Земля. Желаю успехов и прощаюсь с вами!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Поможем ребенку заговорить.

В консультации даны советы  родителям неговорящих детей по активизации речевой функции....

Презентация:"Поможем малышу заговорить"

поможем малышу заговорить...

Консультация для родителей детей 2,5 – 3 лет "Поможем ребенку заговорить"

Методические рекомендации для родителей для развития речевой активности детей младшего  возраста....

Консультация «Поможем ребенку заговорить…»

В консультации помещён материал о развитии речи  у детей...

Консультация для родителей «Поможем ребенку заговорить»

    Неговорящие дети представляют разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Наш многолетний опыт показал, что определенные педагогические приемы могут оказатьс...

Консультация для родителей «Поможем ребенку заговорить»

    Неговорящие  дети представляют разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Наш многолетний опыт показал, что определенные педагогические приемы могут оказать...

Поможем Буратино заговорить. Игры со словами

Большое значение в коррекционной работе с детьми отводится играм со словом (ведь игра - основная форма деятельности дошкольника). Их включают в занятия логопед, воспитатель и музыкальный руководитель ...