Консультация для родителей «Поможем ребенку заговорить»
консультация по логопедии (младшая группа)

Павлюкевич Аяжан Ермукановна

      Неговорящие  дети представляют разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Наш многолетний опыт показал, что определенные педагогические приемы могут оказаться действенными в любом случае.

    Ключевой  момент этой системы – одновременное  развитие понимания речи и формирование собственной речи. Кроме непосредственного воздействия на речь, коррекционная работа должна охватывать все основные формы детской деятельности и  способствовать развитию высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pomozhem_rebenku_zagovorit.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 135»,

Ленинского района города Саратова

Консультация для родителей

«Поможем ребенку заговорить»

C:\Users\user\Desktop\логопедия Лесная\новые консул\images (4).jpg

   

                                                                       Подготовила: учитель- логопед

Павлюкевич Аяжан Ермукановна

г. Саратов, 2021г

Консультация для родителей

«Поможем ребенку заговорить»

      Неговорящие  дети представляют разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Наш многолетний опыт показал, что определенные педагогические приемы могут оказаться действенными в любом случае.

    Ключевой  момент этой системы – одновременное  развитие понимания речи и формирование собственной речи. Кроме непосредственного воздействия на речь, коррекционная работа должна охватывать все основные формы детской деятельности и  способствовать развитию высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастом.

  1. Понимание речи.

Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо малыш  вас понимает. Проверьте, сможет ли  он выполнить следующие инструкции: сначала - простые, а затем - сложные:

   - Покажи (возьми, дай) машинку, собачку.

   - Налей в стакан воды и дай его бабушке.

   - Зайчика отнеси маме, куклу положи в шкаф, а мишку дай папе и т.д.

  2. Развитие слухового внимания.

 Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки и представлять, о чем в них говорится.

- Обращайте внимание ребенка на окружающие звуки. Спрашивайте: «Что там шумит?». Объясняйте: «Это шумит машина, пылесос, телефон звонит».

-Пойте короткие песенки, декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать пластинки и кассеты для детей.

-Расширяйте кругозор ребенка. Берите его на прогулки, в поездки и рассказывайте обо всем, что видите и что делаете.

- Оречевляйте все свои действия и действия ребенка.

 3. Общение.

        Основной «пусковой» момент появления речи  - общение – взаимодействие со взрослым. У ребенка должна сформироваться потребность в этом. Создавайте такую жизненную ситуацию, чтобы она провоцировала его на высказывание, ответ. Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, особенно, если к ним сделаны иллюстрации.

 - Не запрещайте ребенку пользоваться жестами. Это свидетельствует о том, что он хочет общаться.

Вопросы.

        Во время прогулки, игры, рисования и т.д. задавайте ребенку вопросы, постоянно усложняя их по мере развития речи ребенка. Сначала это должны быть вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет» («Хочешь кушать?», «Дать тебе сок?»).

        Затем: «Кто это?  Что это? Кто идет? Кто летит?». При этом принимается любой ответ ребенка, но взрослый  должен сам произнести правильное слово.

        Следует отбирать для игры картинки с изображением знакомых детям предметов, названия которых состоят из 1-2 слогов (мяч, дом, кот, шуба, бусы, каша).

        Вопрос  «Что делает?» заставляет ребенка использовать глаголы  (идет, спит, ест, сидит, несет, моет, плачет) – основу будущей фразы.

         Вопросы типа «Где мама?» направлены на появление в речи указательных местоимений: там, тут, здесь, вот, вон.

Команды.

        Ставьте ребенка в ситуацию, чтобы в течение дня он как можно чаще

     о чем - то вас просил: «Дай!  Иди! Читай!»

Звукоподражания.

        Играйте с ребенком его любимыми игрушками: кормите, укладывайте спать, говорите за разных игрушек: гав-гав, мяу, ква, ай, ой.ох, баю-бай, ням-ням, би-би, ту-ту, га-га, ко-ко.

Можно рассказывать сказку «Курочка Ряба», потешки «Ладушки», «Гуси-гуси. Ребенок начнет заряжаться обстановкой взаимодействия и повторять за вами.

 Словарь.

  Расширяйте  словарь:

    а) предметный:

Заведите  «Словарик», в котором собирайте картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Фрукты» и т.д.

    б) глагольный:

   Учите ребенка  понимать значение различных форм глагола: входит-выходит, одевает- одевается, рисует- нарисовал.

    в) признаков:

    Учите  понимать и употреблять в речи признаки: большой – маленький, горький - сладкий, деревянный. железный, красный- красная.

Фраза.

Овладение языком протекает в виде усвоения разного типа предложений. Для этого желательно превращать слова-команды в 2-3 словные фразы: «Дай мяч. Читай эту книгу».

 После пополнения речи ребенка такими предложениями необходимо следить за правильным порядком слов, за появлением падежных окончаний и предлогов.

“Если Ваш ребенок не может заговорить”…

  • Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  • Развивайте понимание речи, используя простые конструкции типа Дай ручку, Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  • Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина - би-би, кукла - ля-ля, упал - бух.
  • Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  • Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки - ку-ку, паровозик - ту-). Можно вместе удивляться увиденному:“Ух, ты!”. Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные.
  • Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  • Не перегружайте ребенка телевизионной, видео-, аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  • Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  • Не говорите при ребенке о его отставании.
  • Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте его учить различать предметы по размеру (большой–маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).
  • Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа “Сорока-белобока”.

Вы всегда можете получить консультацию по вопросу развития речи вашего ребенка у логопеда детского сада.

Литература

  1. Грибова О.Е.Что делать если ребенок не говорит?
  2. Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М.: Просвещение, 1990.
  4. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего возраста. М., 2006.
  5. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит...— СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  6. Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с.
  7. ЯнушкоЕ.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет. Часть 1. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №5 2004



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Поможем ребенку быть здоровым!"

«Поможем ребенку быть здоровым».Главная цель в моей работе - научить детей самостоятельно заботиться о своем здоровье. Для этого я разучиваю с детками комплексы упражнений по профилактике плоскостопия...

Консультация для родителей. Поможем ребенку заговорить.

В консультации даны советы  родителям неговорящих детей по активизации речевой функции....

Консультация для родителей "Поможем ребенку стать богаче"

Данный материал помогает родителям приобщить детей к яркому миру литературы....

Консультация для родителей детей 2,5 – 3 лет "Поможем ребенку заговорить"

Методические рекомендации для родителей для развития речевой активности детей младшего  возраста....

Консультация «Поможем ребенку заговорить…»

В консультации помещён материал о развитии речи  у детей...

Консультация для родителей «Поможем ребенку заговорить»

    Неговорящие дети представляют разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Наш многолетний опыт показал, что определенные педагогические приемы могут оказатьс...

Консультация для родителей "Помогите ребенку заговорить"

Вопрос кк помочь ребенку заговорить, интересует большую часть молодых мам, чей ребенок находиься в возрасте 2-х лет. Ведь в этот период обычно ребенок говорить около десятка слов, как расширить словар...