Консультация для родителей «Поможем ребенку заговорить»
консультация (младшая группа)
Неговорящие дети представляют разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Наш многолетний опыт показал, что определенные педагогические приемы могут оказаться действенными в любом случае.
Ключевой момент этой системы – одновременное развитие понимания речи и формирование собственной речи. Кроме непосредственного воздействия на речь, коррекционная работа должна охватывать все основные формы детской деятельности и способствовать развитию высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 116.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Поможем ребенку заговорить»
Неговорящие дети представляют разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Наш многолетний опыт показал, что определенные педагогические приемы могут оказаться действенными в любом случае.
Ключевой момент этой системы – одновременное развитие понимания речи и формирование собственной речи. Кроме непосредственного воздействия на речь, коррекционная работа должна охватывать все основные формы детской деятельности и способствовать развитию высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастом.
- Понимание речи.
Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо малыш вас понимает. Проверьте, сможет ли он выполнить следующие инструкции: сначала - простые, а затем - сложные:
- Покажи (возьми, дай) машинку, собачку.
- Налей в стакан воды и дай его бабушке.
- Зайчика отнеси маме, куклу положи в шкаф, а мишку дай папе и т.д.
2. Развитие слухового внимания.
Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки и представлять, о чем в них говорится.
- Обращайте внимание ребенка на окружающие звуки. Спрашивайте: «Что там шумит?». Объясняйте: «Это шумит машина, пылесос, телефон звонит».
- Пойте короткие песенки, декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать пластинки и кассеты для детей.
- Расширяйте кругозор ребенка. Берите его на прогулки, в поездки и рассказывайте обо всем, что видите и что делаете.
- Оречевляйте все свои действия и действия ребенка.
3. Общение.
Основной «пусковой» момент появления речи - общение – взаимодействие со взрослым. У ребенка должна сформироваться потребность в этом. Создавайте такую жизненную ситуацию, чтобы она провоцировала его на высказывание, ответ. Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, особенно, если к ним сделаны иллюстрации.
- Не запрещайте ребенку пользоваться жестами. Это свидетельствует о том, что он хочет общаться.
Вопросы.
Во время прогулки, игры, рисования и т.д. задавайте ребенку вопросы, постоянно усложняя их по мере развития речи ребенка. Сначала это должны быть вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет» («Хочешь кушать?», «Дать тебе сок?»).
Затем: «Кто это? Что это? Кто идет? Кто летит?». При этом принимается любой ответ ребенка, но взрослый должен сам произнести правильное слово.
Следует отбирать для игры картинки с изображением знакомых детям предметов, названия которых состоят из 1-2 слогов (мяч, дом, кот, шуба, бусы, каша).
Вопрос «Что делает?» заставляет ребенка использовать глаголы (идет, спит, ест, сидит, несет, моет, плачет) – основу будущей фразы.
Вопросы типа «Где мама?» направлены на появление в речи указательных местоимений: там, тут, здесь, вот, вон.
Команды.
Ставьте ребенка в ситуацию, чтобы в течение дня он как можно чаще
о чем - то вас просил: «Дай! Иди! Читай!»
Звукоподражания.
Играйте с ребенком его любимыми игрушками: кормите, укладывайте спать, говорите за разных игрушек: гав-гав, мяу, ква, ай, ой. ох, баю-бай, ням-ням, би-би, ту-ту, га-га, ко-ко.
Можно рассказывать сказку «Курочка Ряба», потешки «Ладушки», «Гуси-гуси. Ребенок начнет заряжаться обстановкой взаимодействия и повторять за вами.
Словарь.
Расширяйте словарь:
а) предметный:
Заведите «Словарик», в котором собирайте картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Фрукты» и т.д.
б) глагольный:
Учите ребенка понимать значение различных форм глагола: входит-выходит, одевает- одевается, рисует- нарисовал.
в) признаков:
Учите понимать и употреблять в речи признаки: большой – маленький, горький - сладкий, деревянный. железный, красный- красная.
Фраза.
Овладение языком протекает в виде усвоения разного типа предложений. Для этого желательно превращать слова-команды в 2-3 словные фразы: «Дай мяч. Читай эту книгу».
После пополнения речи ребенка такими предложениями необходимо следить за правильным порядком слов, за появлением падежных окончаний и предлогов.
“Если Ваш ребенок не может заговорить” …
- Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
- Развивайте понимание речи, используя простые конструкции типа Дай ручку, где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
- Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина - би-би, кукла - ля-ля, упал - бух.
- Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
- Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки - ку-ку, паровозик - ту-). Можно вместе удивляться увиденному: “Ух, ты!”. Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные.
- Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
- Не перегружайте ребенка телевизионной, видео-, аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
- Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
- Не говорите при ребенке о его отставании.
- Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте его учить различать предметы по размеру (большой–маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).
- Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа “Сорока-белобока”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Поможем ребенку быть здоровым!"
«Поможем ребенку быть здоровым».Главная цель в моей работе - научить детей самостоятельно заботиться о своем здоровье. Для этого я разучиваю с детками комплексы упражнений по профилактике плоскостопия...
Консультация для родителей. Поможем ребенку заговорить.
В консультации даны советы родителям неговорящих детей по активизации речевой функции....
Консультация для родителей "Поможем ребенку стать богаче"
Данный материал помогает родителям приобщить детей к яркому миру литературы....
Консультация для родителей детей 2,5 – 3 лет "Поможем ребенку заговорить"
Методические рекомендации для родителей для развития речевой активности детей младшего возраста....
Консультация «Поможем ребенку заговорить…»
В консультации помещён материал о развитии речи у детей...
Консультация для родителей "Помогите ребенку заговорить"
Вопрос кк помочь ребенку заговорить, интересует большую часть молодых мам, чей ребенок находиься в возрасте 2-х лет. Ведь в этот период обычно ребенок говорить около десятка слов, как расширить словар...
Консультация для родителей «Поможем ребенку заговорить»
Неговорящие дети представляют разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Наш многолетний опыт показал, что определенные педагогические приемы могут оказать...